космический корабль

Классы МПК:B64G1/00 Космические летательные аппараты
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" им.акад.С.П.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-07-14
публикация патента:

Использование: доставка полезных грузов с Земли на орбитальные объекты и обратно. Сущность изобретения: космический корабль содержит орбитальный отсек 1, снабженный стыковочным узлом 2, спускаемые аппараты 3, переходную 4, приборную 5 и агрегатную 6 секции приборно-агрегатного отсека. Орбитальный отсек снабжен днищем 7, на котором закреплены шпангоуты для установки спускаемых аппаратов 3. Спускаемые аппараты 3 размещены равномерно вокруг продольной оси космического корабля и связаны каждый посредством разъемных узлов с орбитальным отсеком 1 и переходной секцией 4 приборно-агрегатного отсека. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ, содержащий орбитальный отсек, снабженный стыковочным узлом, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек, включающий в свой состав переходную, приборную и агрегатную секции, причем спускаемый аппарат связан посредством разъемных узлов с орбитальным и приборно-агрегатным отсеками, отличающийся тем, что космический корабль снабжен дополнительными спускаемыми аппаратами, размещенными равномерно вокруг продольной оси космического корабля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, в частности, к основным составным частям космических аппаратов, и может быть использовано для доставки полезных грузов с Земли на орбитальные объекты и обратно.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является космический корабль, содержащий орбитальный отсек, снабженный стыковочным узлом, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек, включающий в свой состав переходную, приборную и агрегатную секции, причем спускаемый аппарат связан посредством разъемных узлов с орбитальным и приборно-агрегатным отсеками.

Однако известный космический корабль имеет недостаточную грузоподъемность, обусловленную ограниченным объемом спускаемого аппарата, предназначенного для размещения полезной нагрузки.

Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является повышение грузоподъемности корабля за счет увеличения полезного объема возвращаемой на Землю части космического корабля.

Указанный технический результат достигается тем, что космический корабль, содержащий орбитальный отсек, снабженный стыковочным узлом, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек, включающий в свой состав переходную, приборную и агрегатную секции, причем спускаемый аппарат связан посредством разъемных узлов с орбитальным и приборно-агрегатным отсеками, снабжен дополнительными спускаемыми аппаратами, размещенными равномерно вокруг продольной оси космического корабля.

На фиг.1 представлен общий вид космического корабля, снабженного тремя спускаемыми аппаратами; на фиг.2 - схема размещения спускаемых аппаратов на космическом корабле.

Космический корабль содержит орбитальный отсек 1, снабженный стыковочным узлом 2, спускаемые аппараты 3 и приборно-агрегатный отсек, включающий переходную секцию 4, приборную секцию 5 и агрегатную секцию 6. Орбитальный отсек 1 снабжен днищем 7, на котором закреплены шпангоуты с узлами механической связи и разделения спускаемых аппаратов 3 и орбитального отсека 1 (не показаны). Возвращаемая часть космического корабля содержит несколько автономных спускаемых аппаратов 3, размещенных равномерно вокруг продольной оси корабля. Каждый спускаемый аппарат 3 в верхней части связан посредством системы разделения с соответствующим шпангоутом на днище 7 орбитального отсека 1 и снабжен люком-лазом для сообщения с орбитальным отсеком 1 (не показано).

Переходная секция 4 приборно-агрегатного отсека выполнена в виде ферменной конструкции, снабженной в верхней части шпангоутами (по числу спускаемых аппаратов 3) с установленными на них разъемными узлами связи со спускаемыми аппаратами 3 и толкателями системы разделения (не показаны). В нижней части переходная секция 4 снабжена фланцем для соединения с приборной секцией 5.

Приборная секция 5 выполнена герметичной и предназначена для размещения электронных приборов систем ориентации и управления корабля.

В агрегатной секции 6 размещены объединенная двигательная установка и реактивная система управления.

Корабль работает следующим образом.

При запуске на орбиту и возвращении на Землю, а также при выполнении операций, связанных с маневрированием корабля, экипаж находится в спускаемых аппаратах 3 (до 3-х человек в каждом). Маневры по коррекции орбиты, сближению с другими космическими объектами и сходу с орбиты выполняются с использованием основного двигателя объединенной двигательной установки. Для спуска с орбиты космическому кораблю сообщается тормозной импульс, после чего осуществляется разделение отсеков корабля.

Толкатели системы разделения обеспечивают сообщение спускаемым аппаратам 3 ускорений, направленных под заданным углом друг к другу, что гарантирует разведение спускаемых аппаратов 3 и непересечение траекторий их полета при спуске. Каждый из спускаемых аппаратов 3 совершает автономный управляемый полет и торможение в атмосфере, спуск и мягкую посадку с использованием парашютной системы. Один из спускаемых аппаратов 3 в процессе совместного полета выполняет функции командного отсека и снабжен необходимыми для этого средствами управления и контроля.

Предлагаемая конструкция космического корабля обладает большей грузоподъемностью по сравнению с прототипом и может быть использована в качестве корабля-спасателя, который может быть пристыкован как к отечественным, так и зарубежным орбитальным станциям.

Класс B64G1/00 Космические летательные аппараты

шариковый замок -  патент 2529250 (27.09.2014)
двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/ -  патент 2529121 (27.09.2014)
система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528516 (20.09.2014)
фиксатор предметов в невесомости -  патент 2528509 (20.09.2014)
развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
страховочное устройство для условий невесомости -  патент 2528504 (20.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528497 (20.09.2014)
способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)
Наверх