рельсовое стыковое соединение

Классы МПК:E01B11/02 разъемные 
E01B23/04 устройства для крепления и соединения 
Патентообладатель(и):Кунцевич Феликс Борисович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-12-21
публикация патента:

Использование: в конструкциях железнодорожного пути, в рельсовых стыковых соединениях инвентарного пути, используемого при строительстве железных дорог. Сущность изобретения: рельсовое стыковое соединение содержит расположенные по обе стороны от рельсов 1 стыковые накладки 2, которые изогнуты в плане с расхождением в стороны с концами, параллельными рельсам, между которыми размещен вкладыш с желобом для укладки в него второго рельса, конец которого выполнен с вырезом подошвы и с пазом для охвата сверху элемента фиксации в виде поперечного болта, проходящего сквозь соосные отверстия в концах накладок и в стенках вкладыша. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее установленные по обе стороны со стыкуемых рельсов стыковые накладки, жестко прикрепленные одними концами к одному рельсу, и элементы фиксации накладок одна относительно другой и второго рельса в виде по крайней мере одного поперечно расположенного болта, отличающееся тем, что стыковые накладки изогнуты в плане и выполнены расходящимися симметрично в стороны с параллельными рельсам другими концами, между которыми размещен вкладыш с продольным желобом, причем верхняя поверхность вкладыша выполнена с наклоном в стороны и вверх для укладки в желоб второго рельса, конец которого выполнен с вырезом подошвы и с расширяющимся к низу шейки пазом для охвата сверху указанного болта, проходящего сквозь соосные отверстия, выполненные в концах накладок и стенках вкладыша.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути, а именно к рельсовым стыковым соединениям инвентарного (вспомогательного) железнодорожного пути, используемого при строительстве железных дорог.

Известна конструкция рельсового стыкового соединения, используемая при монтаже железнодорожного пути из готовых звеньев, применяемая для пропуска путеукладочного поезда в рабочем режиме, обеспечивающая возможность свободного вертикального (вверх) перемещения каждого последующего звена относительно предыдущего и содержащая установленные по обе стороны стыкуемых рельсов соединительные элементы, выполненные в виде скоб, жестко закрепленных на концах каждого из рельсов укладываемого звена пути, и элементов фиксации в виде штырей, пропущенных через отверстия в шейках рельсов уложенного звена пути (Блохин К. А. и Пашинин С. А. Ремонт железнодорожного пути, М.: Транспорт, 1977, с. 233).

Недостатком этой конструкции является ее сложность и значительная трудоемкость монтажа стыкового соединения, обусловленная необходимостью опускания краном рельсового звена в зону стыковки с точностью до 10-12 мм.

Наиболее близким к предложенному по своей конструкции является известное рельсовое стыковое соединение, содержащее установленные по обе стороны от стыкуемых рельсов стыковые накладки, жестко прикрепленные одними своими концами к одному рельсу, и элементы фиксации накладок относительно друг друга и второго рельса в виде, по крайней мере, одного поперечно расположенного болта.

Однако это устройство не позволяет свободно перемещать вверх каждое последующее звено относительно предыдущего.

Основной технический результат, достигаемый описываемым изобретением, заключается в обеспечении возможности свободного вертикального (вверх) перемещения каждого последующего рельсового звена относительно предыдущего.

Для достижения указанного результата в рельсовом стыковом соединении, содержащем установленные по обе стороны от стыкуемых рельсов стыковые накладки, жестко прикрепленные одними своими концами к одному рельсу, и элементы фиксации накладок относительно друг друга и второго рельса в виде, по крайней мере, одного поперечно расположенного болта, стыковые накладки изогнуты в плане и выполнены расходящимися симметрично в стороны с параллельными рельсам другими концами, между которыми размещен вкладыш с продольным желобом, верхняя поверхность вкладыша выполнена с наклоном в стороны и вверх для укладки в желоб второго рельса, конец которого выполнен с вырезом подошвы и с расширяющимся к низу шейки пазом для охвата сверху указанного болта, проходящего сквозь соосные отверстия, выполненные в концах накладок и в стенках вкладыша.

Такое стыковое соединение, улавливающее при монтаже железнодорожного пути в желоб вкладыша наклонными поверхностями вкладыша шейку второго рельса и охватывающее расширяющимся пазом в шейке рельса болт, проходящий сквозь соосные отверстия вкладыша, обеспечивает возможность вертикального (вверх) перемещения каждого последующего рельсового звена относительно предыдущего, позволяет уменьшить трудоемкость монтажа и демонтажа инвентарного рельсового пути звеньями.

На фиг. 1 схематически изображено рельсовое стыковое соединение, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - конец одного из стыкуемых рельсов с накладками, вкладышем и болтом; на фиг. 4 - разрез I-I на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез II-II на фиг. 3; на фиг. 6 - элементы стыкового соединения в аксонометрии; на фиг. 7 - конец второго рельса, обработанный под сборку, в аксонометрической проекции.

Рельсовое стыковое соединение содержит установленные по обе стороны одного из стыкуемых рельсов 1 стыковые накладки 2, изогнутые в плане в средней части и выполненные расходящимися симметрично в стороны с параллельными рельсам концами. Накладки имеют отверстия 3 для крепления их болтами на концах рельсов и отверстия 4 для крепления болтом вкладыша 5, имеющего болтовое отверстие, соосное отверстиям 4 накладок, и размещенного между симметрично расходящимися ветвями накладок 2. Вкладыш 5 содержит продольный вдоль пути желоб 6. Верхняя поверхность вкладыша 5 выполнена с наклоном в стороны и вверх для укладки в желоб второго рельса 7. При этом контактирующая поверхность рельса 7 образована вырезом рельсовой подошвы, соответствующим длине и форме желоба 6 вкладыша 5. В шейке рельса 7 выполнен расширяющийся к низу шейки паз 8, соответствующий болту 9 в теле вкладыша 5 для улавливания при монтаже пути этого болта и фиксации величины зазора рельсового стыка. Вкладыш 5 имеет постоянную высоту по длине.

Подготовка концов рельсов к соединению осуществляется при сборке звеньев инвентарного пути на звеносборочной базе. При этом на концах рельсов 1 каждого звена, обращенных в сторону укладки, болтами крепятся накладки 2, в расходящейся части которых болтами 9 крепятся вкладыши 5. На каждом звене концы рельсов 7, обращенные в сторону, противоположную направлению укладки пути, обрабатываются так, как это показано на фиг. 7: подошва рельса срезается на участке, равном длине вкладыша 5 и высотой, соответствующей глубине желоба 6. При этом в шейках рельсов 7 делаются расширяющиеся к основанию пазы 8, соответствующие болтам 9, крепящим вкладыши 5.

Монтаж рельсового стыкового соединения осуществляется при сборке инвентарного рельсового пути звеньями с помощью путеукладочного крана на перегоне. Первое уложенное инвентарное звено, соединенное с ранее уложенным проектным звеном пути стандартными накладками, содержит на свободном своем конце, обращенном в сторону укладки, консольно закрепленные в накладках 2 вкладыши 5. При опускании краном следующего рельсового звена концы рельсов 7, перемещаясь своими шейками по наклонным поверхностям вкладышей 5, попадают в продольные вдоль пути желобы 6, фиксируя при этом направление рельсовой нити. Одновременно пересекающие желобы болты 9, крепящие вкладыши 5, утапливаются в расширяющиеся к основанию шейки рельса пазы 8, фиксируя величину стыкового зазора.

Демонтаж уложенного пути звеньями не вызывает затруднений, если разборка (демонтаж) начинается с последнего уложенного звена. В этом случае реализуется заложенная в конструкции рельсового стыкового соединения возможность свободного вертикального (вверх) перемещения каждого последующего звена относительно предыдущего.

Наверх