центральный замок подвесной системы

Классы МПК:B64D17/32 конструкция замков 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Научно-исследовательский институт парашютостроения
Приоритеты:
подача заявки:
1992-09-15
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в замках подвесных систем, предпочтительно в замках для соединения в одной точке на груди парашютиста лент подвесной системы, пряжки которых фиксируются в корпусе замка подпружиненными штифтами. Изобретение также может быть использовано в замках привязных систем летательных аппаратов и систем крепления различного оборудования. Подъемник запорного механизма выполнен в виде пластины с отверстиями под опорную поверхность выступов запорных штифтов, а его управляющий орган - в виде скобы, установленной в корпусе с возможностью поворота за мертвую точку подъема запорных штифтов до упора в корпус, чем достигается фиксация скобы в открытом положении. Предохранитель также выполнен в виде пластины с отверстиями под хвостовики запорных штифтов, которая установлена на корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения в плоскости, параллельной основанию корпуса. Такая конструкция обеспечивает запирание не только управляющего органа - скобы, но одновременно и запорных штифтов, исключает возможность самопроизвольного открывания замка при воздействии больших нагрузок и позволяет осуществлять контроль за положением запорных штифтов в фазе "Закрыто". 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ, включающий в себя корпус, основание которого обращено к телу парашютиста, имеющий расположенные перпендикулярно к основанию пазы-направляющие, в которых установлены подпружиненные запорные штифы для фиксации пряжек лент подвесной системы, контактные концы которых обращены к основанию корпуса, установленную в корпусе пластину, на которую опираются пружины запорных штифтов, подъемник запорных штифтов с управляющим органом, установленные в корпусе, и предохранитель, отличающийся тем, что запорные штифты в средней части имеют выступы, а подъемник запорных штифтов выполнен в виде пластины с отверстиями под опорную поверхность выступов запорных штифтов, а его управляющий орган - в виде скобы, охватывающей части корпуса и установленной в нем с возможностью поворота за мертвую точку подъема запорных штифтов до упора в корпус посредством профилированной оси, размещенной в пазу корпуса под пластиной подъемника, при этом предохранитель выполнен также в виде пластины с отверстиями под хвостовики упомянутых запорных штифтов, установленной на корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения в плоскости, параллельной основанию корпуса, на поверхности которого, обращенной к корпусу, выполнен выступ, а на пластине, на которую опираются пружины запорных штифтов, имеются отверстия под выступ предохранителя, соответствующие крайним положениям предохранителя.

2. Замок по п.1, отличающийся тем, что выступы запорных штифтов имеют конусную поверхность, а отверстия в пластине подъемника также имеют соответствующую выступам конусную поверхность.

3. Замок по п.1, отличающийся тем, что пластина, на которую опираются пружины запорных штифтов, имеет фасонные отверстия, а хвостовики запорных штифтов имеют соответствующую этим отверстиям форму.

4. Замок по п.1, отличающийся тем, что предохранитель и скоба соединены единой гибкой связью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в замках подвесных систем, предпочтительно в центральных замках для соединения в одной точке в районе груди парашютиста лент подвесной системы, пряжки которых фиксируются в корпусе замка подпружиненными штифтами.

Кроме того, изобретение может быть использовано в замках привязных систем летательных аппаратов и систем крепления различного оборудования, например дыхательных аппаратов, средств пожаротушения и др.

Наиболее широкое применение в мировой практике нашли центральные замки, подпружиненные запорные штифты в которых установлены в цилиндрическом корпусе так, что их контактные поверхности обращены в сторону, противоположную основанию корпуса, которое контактирует с грудью парашютиста [1].

Поскольку в части корпуса замка, заключенной между гнездами под пряжки лент подвесной системы и основанием корпуса, расположен основной механизм замка, эта часть замка является наиболее выступающей, и при возникновении динамической нагрузки при наполнении купола, а также при воздействии скоростного напора потока воздуха происходит вдавливание массивного замка в тело парашютиста. Также известны случаи травмирования замком грудных костей летчика при его катапультировании.

Кроме того, во всех замках этого типа в качестве управляющего органа запорного механизма и предохранителя используется установленный на корпусе поворотный "грибок", на поверхности которого, как правило, стрелкой указано направление его поворота до зафиксированного положения. Поскольку замок расположен на груди парашютиста, эту стрелку ему не видно, особенно если на нем надет скафандр или другое снаряжение. Таким образом, поворот "грибка" в нужном направлении затруднен даже в спокойной обстановке на земле, а также более в экстремальных ситуациях, например при протаскивании парашютиста в сильный ветер куполом парашюта по воде. При этом указанные замки отрываются путем нажатия на "грибок" управляющего органа в направлении основания корпуса после снятия с предохранителя поворотом "грибка". Такое действие является достаточно простым и оперативным, за исключением неприятного ощущения парашютиста при открывании замка.

Однако если замок не поставлен на предохранитель, неосторожное нажатие может вызвать его открывание. В сильный ветер после приземления или приводнения имеет место протаскивание парашютиста под воздействием наполненного купола парашюта. При этом в элементах подвесной системы возникают большие усилия, которые передаются на замок. Это приводит к тому, что для преодоления сил трения в механизме замка усилий человека недостаточно для его раскрытия. Для подстраховки приходится на подвесную систему устанавливать дополнительные замки.

Кроме того, в указанных замках невозможно осуществить визуальный контроль за надежной фиксацией пряжек в корпусе замка в случае неправильной их установки или в случае поломки пружин запорных штифтов и самопроизвольного перемещения последних вдоль направляющей и расфиксации пряжек.

В отечественных подвесных системах преимущественно для летчиков нашел широкое применение замок ТП [2]. В корпусе этого замка направляющие для запорных штифтов расположены в двух деталях корпуса по его высоте, а пространство между ними использовано для запорного механизма замка, что позволяет уменьшить его габариты по высоте. Кроме того, в этом замке хвостовики запорных штифтов в случае неправильной установки пряжек лент подвесной системы выступают за поверхность основания замка и позволяют наощупь контролировать закрытие замка.

Основным недостатком замка ТП является отсутствие связи управляющего органа - откидной крышки с запорными штифтами, контактные поверхности которых не "утапливаются" при открытии замка, таким образом для отсоединения пряжек лент подвесной системы необходимо сбрасывать пряжки с запорных штифтов вручную, что в случае протаскивания в сильный ветер парашютисту крайне затруднительно, так как ленты подвесной системы находятся под нагрузкой, передающейся на пряжки.

В замке [3] уменьшена высота корпуса за счет установки запорных штифтов с направлением контактных поверхностей к основанию корпуса, но также невозможен контроль фиксации пряжек в корпусе (как визуальный, так и контактный). Причем если замок не поставлен на предохранитель, случайное воздействие на управляющий орган замка - "грибок" может вызвать преждевременное его открывание.

Предложенный замок позволяет посредством относительно простого конструктивного решения решить комплексную задачу и при сохранении малых габаритов замка обеспечить надежную фиксацию его запорного механизма.

С этой целью подъемник запорного механизма выполнен в виде пластины с отверстиями под опорную поверхность выступов запорных штифтов, а его управляющий орган - в виде скобы, установленной в корпусе с возможностью поворота за мертвую точку подъема запорных штифтов до упора в корпус, чем достигается фиксация скобы в открытом положении.

Скоба в корпусе устанавливается с помощью профилированной оси, расположенной в пазу корпуса под пластиной подъемника, причем сама скоба охватывает часть корпуса, чем создается удобство открывания замка. Кроме того, предохранитель выполнен также в виде пластины, в которой имеются отверстия под хвостовики запорных штифтов и которая установлена на корпусе с возможностью возвратно поступательного перемещения в плоскости, параллельной основанию. Такая конструкция предохранителя обеспечивает запирание не только управляющего органа-скобы, но одновременно и запорных штифтов, предотвращая возможность самопроизвольного открытия замка при воздействии больших ускорений или в случае поломки пружин запорных штифтов. Причем при постановке предохранителя в положение "закрыто" осуществляется одновременно контроль за положением запорных штифтов, так как если последний не попал в гнездо пряжки, то сдвигание предохранителя невозможно.

На поверхности пластины предохранителя, обращенной к корпусу, имеется выступ, а на пластине, на которую опираются пружины запорных штифтов, выполнены ответные отверстия под выступ пластины предохранителя, соответствующие крайним положениям последнего, чем достигается необходимое усилие, передаваемое пружинами на сдвиг предохранителя для его фиксации в крайних положениях.

Направляющие в корпусе для запорных штифтов разнесены по высоте корпуса на две опорные поверхности, что создает достаточную базу для восприятия нагрузки и препятствует заклиниванию запорных штифтов под этой нагрузкой.

Кроме того, в данном замке даже с открытым предохранителем случайное нажатие не может вызвать его открывания, но сама конструкция управляющего органа - скобы за счет большего соотношения плеч скобы и ее профилированной оси позволяет снизить усилия на открывание замка, находящегося под нагрузкой, например при протаскивании парашютиста в воде.

Кроме этого, выступы запорных штифтов в средней своей части имеют конусную поверхность, отверстия в пластине подъемника так же имеют соответствующую выступам конусную поверхность, что уменьшает габаритный размер замка по высоте.

Предусмотрено выполнение в пластине, на которую опираются пружины запорных штифтов, фасонных отверстий и соответствующих им по форме хвостовиков запорных штифтов, что предотвращает разворот последних вокруг своей оси.

Предусматривается вариант исполнения замка, обеспечивающий оперативное его открытие. В этом случае предохранитель и орган управления - скоба соединены между собой гибкой связью. Она используется в качестве ручки, позволяющей при ее натяжении перемещать пластину предохранителя, а затем откидывать скобу и наоборот.

Замок отличается технологичностью выполнения, позволяющей использовать высокопроизводительные способы изготовления. Плоские детали замка могут выполняться штамповкой из листового материала. Остальные детали - обработкой точением на станках с ЧПУ по разработанным программам.

Таким образом, выполнение центрального замка подвесной системы в соответствии с изобретением позволяет создать компактную конструкцию, надежную в работе и удобную в эксплуатации.

На фиг. 1 изображен замок, вид сбоку (в закрытом положении); на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - то же, в открытом положении; на фиг. 6 - замок с гибкой связью - ручкой, вид сбоку; на фиг. 7 - детали замка в изометрии.

Предложенный замок имеет корпус 1 (см. фиг. 1), состоящий из крышки 2 и основания 3.

В направляющих отверстиях 4 (см. фиг. 4) корпуса установлены запорные штифты 5, имеющие в средней части выступы 6 и подпружиненные пружинами 7, опирающимися на пластину 8. Запорные штифты имеют контактную поверхность 9, обращенную к основанию 3 корпуса 1, и хвостовики 10, обращенные к его крышке 2.

Замок также снабжен подъемником 11 запорных штифтов 5, выполненным в виде пластины и имеющим управляющий орган - скобу 12.

Подъемник 11 установлен на основании 3 корпуса 1, а его управляющий орган 12, выполненный в виде дугообразной скобы, имеет профилированную ось 13, выполненную в виде эксцентрика, размещенную в пазу 14 (см. фиг. 7) основания 3 корпуса 1.

Скоба 12 охватывает часть корпуса 1 и установлена в нем под пластиной подъемника 11 с возможностью поворота за мертвую точку подъема запорных штифтов до упора в выступ 15 корпуса 1 и опирается на ограничитель 16 корпуса 1.

Пластина 8 имеет фасонные отверстия 17, например, овальной формы, а хвостовики 10 запорных штифтов 5 имеют соответствующую им форму. Концы запорных штифтов 5 с контактной поверхностью 9 входят в окна пряжек 18 лент подвесной системы. Выступы 6 запорных штифтов 5 имеют конусную поверхность, контактирующую со стенками ответной формы отверстий 19 (см. фиг. 7) подъемника 11.

В основании 3 корпуса 1 выполнены гнезда 20 под пряжки 18 лент подвесной системы. Замок снабжен предохранителем в виде пластины 21, установленной на крышке 2 корпуса 1 с возможностью возвратно-поступательного движения относительно нее. На пластине предохранителя 21 имеются отверстия 22 под хвостовики 10 запорных штифтов 5.

На поверхности пластины предохранителя 21, обращенной к крышке 2 корпуса 1, имеется выступ 23, который конструктивно может быть выполнен в виде полусферической головки болта 24, закрепленного на пластине предохранителя 21.

На пластине 8 предусмотрены отверстия 25 (см. 7) под выступ 24 пластины предохранителя 21, место расположения которых соответствует ее крайним положениям. Пластина предохранителя 21 снабжена гашеткой 26, которая может быть установлена на пластине 21 с помощью болта 24.

Все узлы замка соединены в корпусе 1 посредством крепежных болтов 27. Для удобства застегивания пряжек 6 на крепежные болты 27 и 28 установлены ограничители 29 (см. фиг. 7).

Для более оперативного управления процессом открывания замка он может быть снабжен гибкой связью 30 (см. фиг. 6), соединяющей пластину предохранителя 21 со скобой 12. Как правило, один запорный штифт 31, выполненный в виде валика, установлен неподвижно и служит для закрепления замка на подвесной системе.

Для закрытия замка пластину предохранителя 21 сдвигают до щелчка в положение "открыто". При этом отверстия 22 (см. фиг. 4, 5 и 7) совмещаются с хвостовиками 10, позволяя перемещению запорных штифтов 5. Пряжки 6 лент подвесной системы заводят в гнезда 20 основания 3 корпуса 1, продвигая их в корпус до щелчка, означающего, что запорные штифты 5 запали в отверстия пряжек 6. Затем передвигают пластину предохранителя 21 в положение "Закрыто", перекрывая хвостовики 10 запорных штифтов 5 и запирая скобу 12. При этом одновременно осуществляется контроль правильности закрытия замка, так как в случае не западания запорных штифтов 5 в отверстия пряжек 8 пластину предохранителя 21 сдвинуть невозможно, поскольку хвостовик 10 запорного штифта 5 находится в отверстии 22 пластины предохранителя 21.

Открывают замок в следующей последовательности.

Перемещают пластину предохранителя 21 в положение "Открыто". Скобу 12 поворачивают до упора в выступ 15 корпуса 1. При этом профилированная ось 13, воздействуя на подъемник 11, приподнимает запорные штифты 5. Контактные поверхности 9 утапливаются в корпус 1, освобождая пряжки 8 лент подвесной системы.

Наверх