устройство для позиционного управления приводом

Классы МПК:H02P1/00 Устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Самарское станкостроительное акционерное общество открытого типа "Солитон"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-15
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам позиционного управления приводами. Цель изобретения - упрощение и повышение надежности. Устройство для позиционного управления приводом содержит датчик 1 положения, выполненный в виде первого многопозиционного переключающего элемента, выпрямители 2, задатчик 3 положения, выполненный в виде второго многопозиционного переключающего элемента на две секции, исполнительный орган в виде двух реле 7,8. Новым является то, что в устройство введены стабилитрон 9 и резистор 10. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ, содержащее датчик положения, выполненный в виде первого многопозиционного переключающего элемента, вход которого соединен с положительной шиной источника питания, выпрямители, подключенные между выходами позиций первого многопозиционного переключающего элемента, задатчик положения, выполненный в виде второго многопозиционного переключающего элемента на две секции, входы позиций первой секции которого соединены с выходами позиций первого многопозиционного переключающего элемента со сдвигом на плюс одну позицию, испольнительный орган в виде двух реле, обмотка первого из которых одним своим выводом соединена с общей шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, введены стабилитрон и резистор, одним выводом подключенный к общей шине источника питания, а вторым выводом - с выходом второй секции второго многопозиционного переключающего элемента, входы позиций которой подключены к выходам позиций первого многопозиционного переключающего элемента, обмотка первого реле исполнительного органа вторым выводом соединена с выходом первой секции второго многопозиционного переключающего элемента, обмотка второго реле исполнительного органа одним выводом подключена к второму выводу резистора, а вторым через стабилитрон соединена с положительной шиной источника питания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к дискретным следящим системам.

Известно устройство для управления приводом механизма [1], содержащее датчик положения, выполненный в виде системы контактов с плавно перемещающимся токосъемником, состоящей из основных и промежуточных контактных элементов, задатчик положения, выполненный в виде многопозиционного переключающего элемента, два блока слежения, выполненные в виде выпрямителей с взаимопротивоположной проводимостью, разделительные диодные цепи и ряд других вспомогательных цепей управления.

Недостатками данного устройства являются его относительно большая сложность за счет наличия большого количества элементов схемы, а также использование в качестве датчика положения переключающего механизма оригинальной конструкции и, как следствие указанных недостатков, низкая надежность.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для позиционного управления приводом [2], содержащее датчик положения, выполненный в виде первого многопозиционного переключающего элемента, выпрямители, задатчик положения, выполненный в виде второго многопозиционного переключающего элемента, входы которого соединены с выходами датчика положения со сдвигом на плюс одну позицию для одного направления и на минус одну позицию для другого направления, причем между указанными выходами датчика включены выпрямители с взаимопротивоположной полярностью для каждого из направлений движений и разделительные выпрямители также для каждого из направлений.

Данное устройство включает в себя относительно большое количество элементов схемы - два выпрямители с взаимопротивоположной полярностью и разделительные выпрямители, что делает его относительно сложным и менее надежным.

Цель изобретения - упрощение и повышение надежности устройства.

Цель достигается тем, что в устройство для позиционного управления приводом, содержащее датчик положения, выполненный в виде первого многопозиционного переключающего элемента, вход которого соединен с положительной шиной источника питания, выпрямители, подключенные между выходами позиций первого многопозиционного переключающего элемента, задатчик положения, выполненный в виде второго многопозиционного переключающего элемента на две секции, входы позиций первой секции которого соединены с выходами позиций первого многопозиционного переключающего элемента со сдвигом на плюс одну позицию, исполнительный орган в виде двух реле, обмотка первого из которых одним выводом соединена с общей шиной источника питания, введены стабилитрон и резистор, одним выводом подключенный к общей шине источника питания, а другим выводом соединенный с выходом второй секции второго многопозиционного переключающего элемента, входы позиций которой подключены к выходам позиций первого многопозиционного переключающего элемента, при этом обмотка первого реле исполнительного органа вторым выводом соединена с выходом первой секции второго многопозиционного переключающего элемента, обмотка второго реле исполнительного органа одним выводом подключена к второму выводу резистора, а другим через стабилитрон соединена с положительной шиной источника питания.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство для позиционного управления приводом отличается наличием стабилитрона и резистора, их связями между собой и другими элементами схемы устройства и, таким образом, соответствует критерию изобретения "новизна".

Признаки, отличающие заявленное техническое решение от прототипа в других технических решениях не выявлены и, следовательно, обеспечивают заявленному техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Использование изобретения позволяет получить следующий положительный эффект: упрощение устройства для позиционного управления приводом путем уменьшения количества элементов, используемых в электросхеме устройства, и повышение надежности устройства за счет уменьшения количества элементов, используемых в его электросхеме.

На чертеже показана схема устройства для позиционного управления приводом.

Устройство содержит датчик 1 положения, выполненный в виде первого восьмипозиционного переключающего элемента, вход которого соединен с положительной шиной источника питания, выпрямители 2, подключенные между выходами I...VIII позиций датчика 1, задатчик 3 положения, выполненный в виде второго восьмипозиционного переключающего элемента на две секции 4, 5, входы позиций первой секции 4 которого соединены с выходами позиций датчика 1 со сдвигом на плюс одну позицию, т.е. вход II секции 4 задатчика 3 положения соединен с выходом I датчика 1 положения, вход III соединен с выходом II и т. д. , а входы позиций второй секции 5 соединены с соответствующими позициями выходов датчика 1, т.е. вход I секции 5 задатчика 3 положения соединен с выходом I датчика 1 положения, вход II соединен с выходом II и т.д., исполнительный орган 6, выполненный в виде двух реле 7, 8, обмотка первого реле 7 из которых одним выводом соединена с общей шиной источника питания, а другим - с выходом первой секции 4 задатчика 3, стабилитрон 9 и резистор 10, одним выводом подключенный к общей шине источника питания, а другим выводом соединенный с выходом второй секции 5 задатчика 3 положения, при этом обмотка второго реле 8 исполнительного органа 6 одним выводом подключена к другому выводу резистора 10, а другим выводом через стабилитрон 9 соединена с положительной шиной источника питания.

Устройство для позиционного управления приводом работает следующим образом.

В положении, показанном на чертеже, ток не может пройти ни по одной из катушек реле 7, 8 исполнительного органа 6, так как цепь питания катушки реле 7 заперта диодом IV, катушка реле 8, которая получает питание от положительной шины источника питания через стабилитрон 9 и резистор 10, зашунтирована цепью, образованной контактами V датчика 1 положения и контактами V второй секции 5 задатчика 3 положения. При этом все напряжение от источника питания прикладывается к резистору 10.

При перемещении подвижных контактов первой и второй секций 4 и 5 задатчика 3 из позиций V в позицию, например, VIII катушка реле 7 получает питание по цепи, образованной подвижным контактом датчика 1 в позиции V, диодами V, VI выпрямителя 2 и подвижным контактом первой секции 4 задатчика 3 в позиции VIII, реле 7 включается и перемещает управляемый привод в заданном направлении, а реле 8 остается в отключенном состоянии, так как его катушка зашунтирована по цепи, образованной подвижным контактом датчика 1 в позиции V, диодами V, VI, VII выпрямителя 2 и подвижным контактом второй секции 5 задатчика 3 в позиции VIII. Стабилитрон 9 компенсирует падение напряжения на выпрямителе 2, исключая тем самым возможность ложного включения реле 8.

По мере перемещения управляемого привода и связанного с ним подвижного контакта датчика 1 положения происходит последовательное замыкание его контактов в позициях V, VI, VII, VIII. По достижении подвижным контактом датчика 1 положения позиции VIII цепь питания реле 7 за счет диода VII переходит в запертое состояние и обесточивает его. Реле 8 при этом находится также в отключенном состоянии, так как его катушка зашунтирована по цепи замкнутых контактов в позициях VII, VIII датчика 1 положения и секции 5 задатчика 3 положения.

При установке подвижных контактов секций 4, 5 задатчика 3 положения из позиции VIII, например, в позицию II цепь катушки реле 7 находится в запертом состоянии за счет диодов VII, VI, V, IV, III, II, I выпрямителя и реле 7 остается невключенным, катушка реле 8 при этом расшунтирована, и, получив питание через стабилитрон 9 и резистор 10, реле 8 включается и перемещает управляемый привод в обратном направлении.

По мере перемещения управляемого привода и связанного с ним подвижного контакта датчика 1 положения происходит последовательное замыкание его контактов в позициях VIII, VII, V, IV, III, II, I. По достижении подвижным контактом датчика 1 положения позиции II катушка реле 8 шунтируется по цепи замкнутых подвижных контактов в позициях II датчика 1 положения и секций 5 задатчика 3 положения, реле 8 отключается и управляемый привод останавливается. Реле 7 при этом находится также в отключенном состоянии, так как цепь питания его катушки заперта диодом I выпрямителя 2.

Таким образом, при установке подвижных контактов секций 4, 5 задатчика 3 положения в ту или иную позицию осуществляются автоматический выбор направления перемещения и останов в заданной позиции управляемого привода, т.е. позиционное управление приводом решается более простыми и надежными средствами.

Класс H02P1/00 Устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей

стартер-генератор газотурбинного двигателя и способ его управления -  патент 2528950 (20.09.2014)
способ пуска асинхронного двигателя -  патент 2516255 (20.05.2014)
устройство для управления пуском и остановом асинхронного электродвигателя -  патент 2510125 (20.03.2014)
регулятор трехфазного тока -  патент 2500063 (27.11.2013)
способ пуска и бесщеточного возбуждения бесконтактной синхронной машины -  патент 2498491 (10.11.2013)
способ плавного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором -  патент 2497267 (27.10.2013)
способ управления частотно-разгоняемым электроприводом -  патент 2496219 (20.10.2013)
контроллер для системы запуска нагрузки -  патент 2496218 (20.10.2013)
взрывобезопасный бесконтактный пускатель -  патент 2489794 (10.08.2013)
способ распределения мощности в многоуровневом преобразователе частоты для питания синхронных и асинхронных двигателей -  патент 2489791 (10.08.2013)
Наверх