способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю поверхность стальной детали

Классы МПК:C23C14/24 вакуумное испарение
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Сидоренко Владимир Ильич,
Штенников Игорь Валентинович,
Макаров Алексей Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-22
публикация патента:

Использование: нанесение покрытий в вакууме на внутреннюю поверхность детали. Сущность: изобретение повышает качество покрытия за счет придания ему требуемого комплекса эксплуатационных свойств и снижения газонасыщенности. Это достигается послойным наращиванием покрытия из слоев различного функционального назначения, чередуя осаждение покрытия с охлаждением детали и обезгаживанием ее полости. В вакуумной камере 6 в приспособлении 4 соосно нагревателю 3 устанавливают деталь 1 и испаритель 2, который подключен к источнику 7 тока. Пропуская электрический ток от источника 7, испаритель 2 разогревают. Происходит испарение материала испарителя и его конденсация на внутренней поверхности полой детали 1 с образованием на ней слоя покрытия, вместе с этим происходит разогрев детали 1 и повышение давления остаточных газов в ее полости. Достигая максимально допустимого значения либо температуры детали 1, или давления остаточных газов, осаждение слоя прекращают, производят одновременно охлаждение детали 1 и обезгаживание ее полости до заданных величин, после чего осуществляют нанесение следующего слоя покрытия. Варьируя технологическими режимами осаждение слоев, формируют покрытие из слоев необходимого функционального назначения с заданными эксплуатационными свойствами. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ХРОМОВОГО ПОКРЫТИЯ НА ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ СТАЛЬНОЙ ДЕТАЛИ, включающий нанесение слоев из материала покрытия с промежуточным охлаждением детали после осаждения каждого слоя, отличающийся тем, что, с целью повышения качества покрытия, нанесение первого слоя осуществляют при температуре конденсации 700 - 900К, второй - при температуре конденсации 650 - 850 К и третий - при температуре конденсации 570 - 770 К, причем каждый слой начинают наносить при давлении, не превышающем 8 способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 2024646 10-3Па, а заканчивают при давлении, не превышающем 8 способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 2024646 10-3 Па.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нанесению покрытий в вакууме и может найти применение для получения покрытий на внутренней поверхности полых деталей, преимущественно с отверстием небольшого размера.

Известен способ нанесения металлического покрытия на внутреннюю поверхность трубы путем испарения и конденсации материала покрытия в вакууме с соосно расположенного резистивного испарителя, выполненного в виде проволоки из наносимого материала и нагреваемого проходящим электрическим током [1].

Однако, в известном способе (вследствие интенсивного теплового излучения испарителя и близкого его расположения к покрываемой поверхности детали) в процессе нанесения покрытия наблюдается значительное повышение температуры детали [2]. Это нарушает условия формирования покрытия, приводит к нежелательному изменению физико-химического и механических свойств материала детали.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является способ нанесения покрытия, включающий нанесение слоев из материала покрытия с промежуточным охлаждением детали после осаждения каждого слоя.

Однако, данный способ не позволяет получать покрытия, обладающие необходимым комплексом эксплуатационных свойств, так как все слои покрытия наносят при одних и тех же технологических режимах, а следовательно, с одними и теми же свойствами, что в конечном итоге ограничивает эксплуатационные характеристики получаемых покрытий.

Кроме этого, при известном нанесении покрытия на внутреннюю поверхность полой детали с соосно расположенного проволочного испарителя (вследствие интенсивного обезгаживания испарителя и затрудненного выхода газов из узкой полости детали; к тому же весьма изолированной от общего объема вакуумной камеры) в зоне формирования покрытия (в полости детали) наблюдается увеличение давления остаточных газов. Это нарушает условия получения качественного покрытия с высокими эксплуатациоными свойствами, так как с увеличением давления остаточных газов в вакуумных покрытиях повышается газонасыщенность, уровень внутренних напряжений, возрастает хрупкость, снижается их адгезия и защитная способность.

Цель изобретения - повышение качества покрытия, которое позволит увеличить ресурс работы покрываемых деталей, а вместе с этим и срок службы машин и механизмов.

Поставленная цель достигается тем, что в способе нанесения хромового покрытия на внутреннюю поверхность стальной детали, включающем нанесение слоев из материала покрытия с промежуточным охлаждением детали после осаждения каждого слоя, нанесение первого слоя осуществляют при температуре конденсации 700-900 К, второго - при температуре конденсации 650-850 К и третьего - при температуре конденсации 570-770 К, причем каждый слой начинают наносить при давлении, не превышающем 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, а заканчивают нанесение каждого слоя при давлении, не превышающем 8способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па.

На фиг.1 приведена конструктивная схема устройства для реализации предлагаемого способа; на фиг.2 - результаты измерения микротвердости по толщине покрытий, полученных согласно способа-прототипа и предлагаемого технического решения.

Способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю поверхность стальной детали реализуется в устройстве, содержащем полую деталь 1, испаритель 2 в виде стержня и нагреватель 3, закрепленные соосно с приспособлением 4, имеющем отверстия 5 для выхода остаточных газов из полости детали 1. Приспособление 4 размещено в вакуумной камере 6, также имеется источник тока 7, подключенный к концам испарителя 2.

Устройство работает следующим образом. В вакуумной камере 6 в приспособлении 4 внутри нагревателя 3 устанавливают деталь 1. Соосно детали располагают испаритель 2, подключаемый к источнику 7 тока. В камере 6 создают вакуум и с помощью нагревателя 3, согласно установленным режимам нанесения покрытия, осуществляют нагрев детали 1 до заданного значения температуры конденсации (основы). Затем разогревают испаритель 2 путем пропускания электрического тока от источника 7. В результате происходит испарение материала испарителя и конденсация его на внутренней поверхности полой детали 1 с образованием слоя покрытия.

Формирование покрытия ведут послойным наращиванием при соблюдении двух требований: температура детали (первое) и давление остаточных газов (второе) в зоне формирования покрытия не должны превышать максимально допустимых значений. При достижении максимально допустимого значения температуры детали или давления остаточных газов осаждение покрытия прекращают и производят охлаждение детали и обезгаживание зоны формирования покрытия. После чего процесс нанесения покрытия повторяют.

Многократно повторяя операции осаждения слоя покрытия и охлаждения детали с обезгаживанием ее полости, формируют покрытие необходимой толщины.

Кроме этого, при послойном осаждении на деталь наносят последовательно адгезионный, плотный и износостойкий слои покрытия. Достигается это нанесением указанных слоев при соответствующих технологических режимах, в частности, при температуре конденсации - для адгезионного слоя 700-900 К, плотного - 650-850 К, износостойкого - 570-770 К и давлении остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па. При этом обязательно соблюдаются следующие требования: максимально допустимая температура детали 750-950 К; давление остаточных газов в зоне формирования покрытия 8способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па. После чего осуществляют одновременно охлаждение детали и обезгаживание зоны формирования покрытия до температуры и давления остаточных газов, при которых производят нанесение следующего, очередного слоя покрытия.

Нанесением слоев различного функционального назначения формируют многослойное покрытие с высокими эксплуатационными характеристиками, удовлетворяющее весь комплекс требований на изделие.

Примеры конкретного выполнения предлагаемого способа.

Практическое применение предлагаемого способа с достижением положительного эффекта экспериментально проверено в процессе нанесения вакуумных покрытий на основе хрома на внутреннюю поверхность полых деталей из сталей 30ХН2МФА, 50РА, 45 с различной максимальной допустимой рабочей температурой, равной соответственно 950 К, 850 К, 750 К. Осаждение покрытия производилось в устройстве (фиг.1) с проволочного испарителя.

Опробование предлагаемого способа проведено в сравнении с прототипом.

Согласно прототипу на внутреннюю поверхность детали (сталь 50РА) наносилось хромовое покрытие чередованием осаждения слоев покрытия и охлаждения детали до исходной температуры. Все слои покрытия наносились при одних и тех же режимах: начальная температура конденсации 800 К, температура испарителя 1700 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина покрытия 22 мкм. Во время осаждения покрытия давление остаточных газов повышалось, в ряде случаев до (3-5)способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па. Осаждение детали до исходной температуры 800 К делилось 7-7,5 мин.

По предлагаемому способу покрытие формировалось из слоев различного функционального назначения - адгезионного, плотного и износостойкого. При этом соблюдали два условия - температура детали и давление остаточных газов в зоне формирования покрытия не превышали максимально допустимых величин. Для температуры деталей, изготовленных из стали 30ХН2МФА, 50РА, 45, соответственно 950 К, 850 К, 750 К, а давления остаточных газов 8х10-3 Па. При достижении в процессе осаждения одной из приведенных максимально допустимых величин нанесение покрытия прекращалось и производилось одновременно осаждение и обезгаживание зоны формирования покрытия (полости детали) до заданных значений. После чего нанесение покрытия повторялось, но уже при других режимах.

П р и м е р 1. По предлагаемому способу на деталь из стали 50РА первым наносился адгезионный слой хромового покрытия: начальная температура конденсации 800 К, температура испарителя 1700 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 3 мкм. Вследствие интенсивного обезгаживания испарителя давление остаточных газов в зоне формирования покрытия повысилось и, как только оно достигло максимально допустимого значения 8способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, нанесение покрытия было прекращено. После чего произведено охлаждение детали и обезгаживание ее полости. Затем осаждался второй плотный (с низкой пористостью) слой покрытия. Начальная температура конденсации 750 К, температура испарителя 1690 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 6 мкм. Осаждение слоя прекращено по достижении максимально допустимого значения давления остаточных газов 8способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па. И, наконец, наносился последний износостойкий (твердый) слой покрытия: начальная температура конденсации 650 К, температура испарителя - 1680 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 10 мкм. Нанесение слоя прекращено по достижении максимально допустимой температуры детали 850 К. В дальнейшем деталь охлаждалась до температуры 400-450 К и извлекалась из вакуумной камеры.

Общая толщина хромового покрытия, сформированного по предлагаемому способу, составила 20 мкм.

П р и м е р 2. По аналогичной схеме первого примера произведено нанесение покрытия на деталь из стали 30ХН2МФА с максимально допустимой температурой 950 К. Первым наносился адгезионный слой покрытия: начальная температура конденсации 900 К, температура испарителя 1720 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 4 мкм. Вторым осаждался плотный, коррозионностойкий: начальная температура конденсации 850 К, температура испарителя 1700 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 7 мкм. И, наконец, последний слой повышенной твердости: начальная температура испарителя 1710 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 14 мкм. Общая толщина покрытия 25 мкм.

П р и м е р 3. Производилось нанесение покрытия 85 хрома - 15 никеля на деталь из стали 45 с максимально допустимой температурой 750 К. Режимы нанесения покрытия: адгезионного слоя - начальная температура конденсации 700 К, температура испарителя 1780 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 8 мкм; плотного слоя - начальная температура конденсации 650 К, температура испарителя 1760 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 20 мкм; износостойкого слоя - начальная температура конденсации 570 К, температура испарителя 1780 К, исходное давление остаточных газов не выше 3способ нанесения хромового покрытия на внутреннюю   поверхность стальной детали, патент № 202464610-3 Па, толщина слоя 30 мкм. Общая толщина покрытия составила 58 мкм.

Полученные покрытия прошли исследования. По рекомендациям ГОСТа 9.302-89 определена их пористость. Для хромового покрытия, полученного по способу прототипа, она составила 32 поры на 1 см2, а для покрытий, нанесенных по предлагаемому техническому решению - 22-28 пор/см2. На фиг.2 представлены данные измерения микротвердости по ГОСТ 9450-76 покрытий, полученных по способу прототипа (1) предлагаемому техническому решению: (2) - пример 1, (3) - пример 2, (4) - пример 3.

Из приведенных результатов видно, что по сравнению с прототипом, покрытия, осаждаемые согласно предлагаемому способу, обладают комплексом необходимых свойств с более высокими характеристиками. У них более низкая пористость покрытие в направлении от основы к наружной поверхности имеет повышенную твердость (фиг. 2) а, следовательно, более высокую износостойкость наружного рабочего слоя. Это подтверждает достижение цели, преследуемой изобретением - повышение качества детали за счет придания покрытию необходимого комплекса эксплуатационных свойств и снижения его газонасыщенности.

Результаты проведенных испытаний показали эффективность и возможность практического применения предлагаемого способа нанесения покрытия на внутреннюю поверхность детали.

Класс C23C14/24 вакуумное испарение

способ нанесения аморфного алмазоподобного покрытия на лезвия хирургических скальпелей -  патент 2527113 (27.08.2014)
испаритель для органических материалов -  патент 2524521 (27.07.2014)
скользящий элемент, в частности поршневое кольцо, имеющий покрытие, и способ получения скользящего элемента -  патент 2520245 (20.06.2014)
промышленный генератор пара для нанесения покрытия из сплава на металлическую полосу (ii) -  патент 2515875 (20.05.2014)
испаритель для вакуумного нанесения тонких пленок металлов и полупроводников -  патент 2507304 (20.02.2014)
негаммафазный кубический alcro -  патент 2507303 (20.02.2014)
способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента -  патент 2503743 (10.01.2014)
способ получения многослойного покрытия для режущего инструмента -  патент 2503742 (10.01.2014)
способ изготовления режущих пластин -  патент 2502827 (27.12.2013)
способ сборки шатунно-поршневого узла -  патент 2499900 (27.11.2013)
Наверх