пьезоэлектрический двигатель

Классы МПК:H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции
H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики
Приоритеты:
подача заявки:
1990-04-09
публикация патента:

Использование: в робототехнике, станкостроении, оптике. Сущность изобретения: пьезоэлектрический двигатель содержит пьезопакет, состоящий из набора пьезоэлектрических пластин, поляризованных по толщине, соединенных механически последовательно, и зажатый между опорными элементами, сопряженными с осевым отверстием в пьезопакете. Опорные элементы выполнены со сферической боковой поверхностью. Элементы устройства удовлетворяют соотношению пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087оп = пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п- (Lпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п+lпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087к)+tgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087/Do, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087к - температурные коэффициенты расширения материала соответственно пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения; L и I - соответственно длины пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения; Do - диаметр отверстия в пьезопакете; пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 - угол между осью устройства и касательной к сферической поверхности опорных элементов проведенной через точку соприкосновения этой поверхности с кромкой осевого отверстия в пьезопакете. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий пьезопакет, состоящий из набора пьезокерамических пластин, поляризованных по толщине, зажатый в корпусе между опорными элементами, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете, и элемент стыковки с объектом перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения температурной стабильности при улучшении технологичности, опорные элементы выполнены со сферической боковой поверхностью, а параметры элементов устройства удовлетворяют соотношению

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087

где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087к - температурные коэффициенты расширения материала соответственно пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;

L и l - соответственно длина пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;

Dо - диаметр отверстия в пьезопакете;

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 - угол между осью устройства и касательной к сферической поверхности опорных элементов, проведенный через точку соприкосновения этой поверхности с кромкой осевого отверстия в пьезопакете.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам точной механики может быть использовано в робототехнике, станкостроении, оптике.

Известен пьезоэлектрический двигатель в виде пьезопакета из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно поляризованных по толщине пьезоэлектрических пластин [1]. Недостатки этого двигателя - малая чувствительность и диапазон перемещений, температурная нестабильность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранный в качестве прототипа пьезоэлектрический двигатель, содержащий пьезопакет из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно поляризованных по толщине пьезопластин, зажатый между опорными элементами с конической внешней поверхностью, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете [2].

Недостатки данного двигателя - сложность изготовления высокоточных опорных элементов с конической боковой поверхностью и температурная нестабильность.

Цель изобретения - повышение технологичности конструкции и температурной стабильности.

На чертеже показан вариант конструкции пьезоэлектрического двигателя.

Двигатель состоит из пьезопакета 1 с осевым отверстием 2, с которым сопряжены опорные элементы 3 и 4 со сферическими внешними поверхностями. Опорный элемент 3 связан с упругим корпусом 5, а опорный элемент 4 - с винтом 6, обеспечивающим зажатие пьезопакета 1 между опорными элементами 2 и 4.

Устройство работает следующим образом.

На пьезопакет 1 подается управляющее напряжение, в результате чего пакет удлиняется по оси и сжимается по диаметру. Уменьшение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1 приводит при этом к выжиманию опорных элементов 3 и 4 из отверстия 2 благодаря сферической форме их поверхностей. При изменении знака управляющего напряжения пьезопакет 1 уменьшается в длину и расширяется по диаметру. Увеличение при этом диаметра отверстия 2 приводит к тому, что опорные элементы 3 и 4 входят в него под действием упругого корпуса 5. Величина дополнительного смещения пьезодвигателя определяется соотношением

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Z = пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 _ пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087

(1) где D - диаметр сферы опорных элементов 3 и 4; d - диаметр отверстия 2 в пьезопакете 1; пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087d - изменение диаметра d под действием управляющего напряжения.

При малых по сравнению с D и d величинах пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087d выражение (1) упрощается

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Z пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087d/tgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087, (2) где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 - угол между осью устройства и касательной к сферической поверхности опорных элементов 3 и 4, проведенной через точку соприкосновения этой поверхности с кромкой отверстия 2.

При D и пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087d, имеющих величину больше 10 мм, и угле пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087, лежащем в диапазоне 25 - 40о, расхождения между результатами по формулам (1) и (2) не превышают 1 - 2%.

При изменении температуры, например при повышении, увеличивается как длина пьезопакета 1, так и диаметр отверстия 2. При этом опорные элементы 3 и 4 втягиваются в отверстие 2 под действием упругости корпуса 5, так как их ТКР меньше, чем у материала пьезопакета 1, что приводит к компенсации линейного температурного расширения пьезодвигателя. При снижении температуры процесс идет в обратном направлении. Изменение диаметра отверстия 2 при изменении температуры на пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 t

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 dпт = d пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 t, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п - ТКР материала пьезопакета 1.

Изменение диаметра опорных элементов 3 и 4

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087dот=dпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087оппьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087t, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087оп - ТKР материала опорных элементов 3 и 4.

Изменение длины устройства за счет изменения диаметров пьезопакета 1 и опорных элементов 3 и 4

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087L = пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087- пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 -(пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087dпт-пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087dот)/tgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087

Изменение длины устройства за счет продольного расширения пьезопакета 1 при нагреве

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Lп = L пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087п пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087t, где L - длина пьезопакета 1.

Изменение длины устройства за счет выступающих справа и слева от пьезопакета 1 частей пьезодвигателя суммарной длиной l и с ТКР пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087к

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Lк = l пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087к пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 t.

При полной компенсации температурной деформации устройства пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087L+пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Lп+пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087Lк= 0, следовательно

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 = arctgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087

Диаметр сферы D опорных элементов 3 и 4, соответствующий такому пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087, D = d/cos пьезоэлектрический двигатель, патент № 2030087 .

Опорные элементы 3 и 4 могут быть изготовлены из инвара или плавленного кварца.

Таким образом, заявляемое устройство позволяет упростить изготовление пьезодвигателя при большом диапазоне перемещений и снизить температурные погрешности, вызванные температурной деформацией как пьезопакета, так и выступающих частей корпуса, а также элементов, подключенных к пьезодвигателю.

Класс H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции

пьезоустройство пошагового перемещения -  патент 2516258 (20.05.2014)
система генерирования электрической энергии и способ с использованием указанной системы -  патент 2507672 (20.02.2014)
пьезоэлектрический генератор постоянного тока на основе эффекта казимира -  патент 2499350 (20.11.2013)
способ получения электроэнергии от проезжающих транспортных средств -  патент 2491704 (27.08.2013)
устройство для точного позиционирования -  патент 2475354 (20.02.2013)
генератор для пьезоэлектрического преобразователя -  патент 2473154 (20.01.2013)
устройство для получения электрической энергии путем деформирования пьезоэлектрического материала под действием внешнего гидростатического давления -  патент 2470452 (20.12.2012)
инерционный шаговый двигатель -  патент 2465712 (27.10.2012)
способ реализации пошагового перемещения и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2457608 (27.07.2012)
пьезоэлектрический генератор -  патент 2446551 (27.03.2012)

Класс H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом

Наверх