устройство для передачи крутящего момента

Классы МПК:F16D3/22 с катящимися элементами в виде шариков, роликов и тп, перемещающимися вдоль канавок или гнезд, выполненных в обеих полумуфтах
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Титенок Александр Владимирович,
Титенок Василий Владимирович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-05
публикация патента:

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: устройство содержит внешнее и внутреннее кольца и шарики между ними. На наружной поверхности внутреннего кольца выполнена извилистая дорожка для шариков, на внутренней поверхности внешнего кольца - пазы, параллельные образующей кольца. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, содержащее внутреннее и внешнее кольца, на внутренней поверхности последнего из которых выполнены пазы, имеющие профиль полусферы, и размещенные между ними сферические тела качения, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, на внутреннем кольце в направлении, перпендикулярном к образующей его наружной поверхности, выполнена извилистая дорожка для взаимодействия со сферическими телами качения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента.

Известно устройство для передачи крутящего момента в виде внутренней обоймы со специальными профилированными выступами, внешней обоймы и размещенными между ними сферическими телами качения [1].

Недостаток устройства заключается в том, что передача крутящего момента осуществляется только в одном направлении, а передаточное отношение равно единице.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для передачи крутящего момента, содержащее внутреннее и внешнее кольца и размещенные между ними сферические тела качения. На внутренней поверхности внешнего кольца выполнены пазы [2].

Недостаток заключается в передаче крутящих моментов незначительной величины, что снижает эффективность редуктора.

Цель изобретения - повышение эффективности устройства для передачи крутящего момента.

Это достигается тем, что в устройстве для передачи крутящего момента, содержащем внутреннее и внешнее кольца, а также размещенные между ними сферические тела качения, согласно изобретению на внутреннем кольце в направлении, перпендикулярном образующей его наружной поверхности, выполнена извилистая дорожка для сферических тел качения, размещенных в пазах, имеющих профиль полусферы и выполненных на внутренней поверхности внешнего кольца, причем оси пазов параллельны образующей кольца.

На фиг. 1 изображена схема устройства для передачи крутящего момента; на фиг. 2 - фрагмент развертки наружной поверхности внутреннего кольца; на фиг. 3 - фрагмент развертки внутренней поверхности внешнего кольца.

Устройство для передачи крутящего момента (фиг. 1) содержит внутреннее 1 и внешнее 2 кольца, размещенные между ними сферические тела качения в виде шариков 3. Внутреннее кольцо 1 посредством шпонки 4 соединено с входным валом 5; внешнее кольцо 2 может быть соединено с выходным валом посредством торцового соединения (на схеме не показаны) или каким-либо другим известным способом.

На наружной поверхности внутреннего кольца (фиг. 2) в направлении, перпендикулярном ее образующей, выполнена извилистая дорожка 6 для шариков 3, на внутренней поверхности внешнего кольца 2 (фиг. 3) - полусферические пазы 7, в которых размещены шарики 3, причем оси пазов 7 параллельны образующей упомянутой поверхности.

Пунктирной линией на фиг. 2 обозначены пазы 7 внешнего кольца 2, а на фиг. 3 - извилистая дорожка 6 внутреннего кольца 1 и шарики 3.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

От входного вала 5 через шпонку 4 на внутреннее кольцо 1 передается крутящий момент и кольцо 1 начинает вращаться, при этом шарики 3 осуществляют сложное движение, перемещаясь по извилистой дорожке 6 кольца и одновременно совершая возвратно-поступательное перемещение в пазах 7, вдоль их осей. Между поверхностями контактирующих тел - шариков 3, извилистой дорожки 6 внутреннего кольца 1 и пазов 7 внешнего кольца 2 - возникают значительные силы трения, вследствие воздействия которых шариками 3 увлекается внешнее кольцо 2 и начинает вращаться, передавая крутящий момент на выходной вал.

Экономический эффект обеспечивается за счет рационального использования сил трения между контактирующими телами устройства, обеспечивающих повышение значения передаваемого крутящего момента.

Класс F16D3/22 с катящимися элементами в виде шариков, роликов и тп, перемещающимися вдоль канавок или гнезд, выполненных в обеих полумуфтах

шарнир равных угловых скоростей -  патент 2289733 (20.12.2006)
фрикционный шариковый механизм передачи вращения между несоосными валами и управляемая сцепная муфта на его основе -  патент 2267670 (10.01.2006)
универсальный шарнир -  патент 2070997 (27.12.1996)
Наверх