устройство для сейсмозащиты железнодорожного полотна
Классы МПК: | E02D31/08 от передачи сотрясений или сдвигов в грунте основания |
Патентообладатель(и): | Меликов Эдуард Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-03 публикация патента:
20.05.1995 |
Сущность изобретения: устройство образовано взрывчатым веществом, размещенным в скважинах и соединенным с сейсмодатчиками. Скважины расположены по обеим сторонам железнодорожного полотна. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЕЙСМОЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА, включающее источники принудительных колебаний грунта, соединенные с сейсмодатчиками и образующие при срабатывании последних размещенный в грунте защитный экран, отличающееся тем, что источники принудительных колебаний выполнены из взрывчатого вещества, размещенного в расположенных с каждой стороны полотна параллельных рядах скважин, причем скважины ближних к полотну рядов выполнены наклонными.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту, а именно к сооружениям повышенной сейсмостойкости. Известно устройство для сейсмозащиты объекта, одним из которых может быть железнодорожное полотно, которое содержит сейсмические виброисточники [1]Известно устройство для сейсмозащиты объекта, содержащее сейсмостойкие виброисточники, соединенные с вибродатчиками и образующие при срабатывании последних помещенный в грунте защитный экран [2]
Недостаток сравнительно ограниченная сейсмостойкость. Целью изобретения является повышение сейсмостойкости за счет обеспечения интерфрекционного гашения колебаний земной коры в зоне, окружающей защищаемый объект. Это достигается тем, что источники принудительных колебаний выполнены из взрывчатого вещества, размещенного в расположенных с каждой стороны полотна параллельных рядах скважин, причем скважины ближних к полотну рядов выполнены наклонными. На фиг.1 и 2 представлена схема заявленного сооружения. Устройство содержит железнодорожное полотно 1 с источниками принудительных колебаний грунта, выполненными в виде ряда скважин, заполненных взрывчатым веществом 2, соединенным с сейсмодатчиками 3. Скважины 4, 5 расположены параллельно с каждой стороны полотна, причем ряд 5 скважин размещен вертикально, а скважины ближних к полотну рядов выполнены наклонными. Устройство работает следующим образом. В некоторой точке земной коры возникает источник 6 сейсмических колебаний повышенной амплитуды. Фронт 7 ударной волны от источника 6 распространяется в большинстве случаев параллельно поверхности земной коры и приходит к защищаемому полотну 1 железной дороги. На своем пути фронт 7 ударной волны достигает датчиков 3 сейсмических колебаний. Электрический сигнал взрывает серию зарядов 4 и 6 ряда. Расстояние между датчиком 3 и скважинами выбирается таким образом, чтобы при подрыве зарядов скважины 5 успела сформироваться ударная волна, обращенная своим фронтом навстречу фронту 7 волны землетрясения. В свою очередь наклонное выполнение скважин 4 обеспечивает формирование второй ударной волны, обращенной вниз. Защитные (искусственные) волны, интерферируя, взаимодействуют с ударной волной 7 землетрясения. Происходит ослабление и гашение последней. Благодаря применению активного фронта волны, направляемого навстречу волне землетрясения, достигается управление сейсмической обстановкой железнодорожного полотна. Предлагаемое сооружение целесообразно также возводить в сейсмоопасных зонах для защиты дорогостоящих инженерных сооружений, таких как опоры железнодорожных мостов.
Класс E02D31/08 от передачи сотрясений или сдвигов в грунте основания