многоступенчатый электронасосный агрегат

Классы МПК:F04D1/06 многоступенчатые насосы
F04D13/06 с электрическим приводом 
F04D29/62 центробежных или спирально-центробежных насосов и вентиляторов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" им. акад. С.П.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-18
публикация патента:

Использование: в составе систем терморегулирования изделий авиационной и реактивной техники. Сущность изобретения: в корпусе установлен электродвигатель. В корпусе насоса расположены рабочие колеса, установленные на валу электродвигателя, втулки с расточками для размещения рабочих колес и диафрагмы между втулками. Выход каждой предыдущей ступени связан каналом с входом последующей. Обойма с фланцем установлена между корпусом и втулками колес. Каналы выполнены в виде канавок на наружной поверхности обоймы, по концам которых выполнены сквозные отверстия. Фланец обоймы присоединен к корпусам электродвигателя и насоса разъемными соединениями. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ, содержащий установленный в корпусе электродвигатель, корпус насоса, в котором расположены рабочие колеса, установленные на валу электродвигателя, втулки с расточками для размещения рабочих колес и диафрагмы между втулками, при этом выход каждой предыдущей ступени связан каналом с входом последующей, отличающийся тем, что агрегат снабжен обоймой с фланцем, установленной между корпусом и втулками рабочих колес, а каналы выполнены в виде канавок на наружной поверхности обоймы, по концам которых выполнены сквозные отверстия, при этом фланец обоймы присоединен к корпусам электродвигателя и насоса посредством разъемных соединений.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегули- рования изделий авиационной и ракетной техники.

Известен электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус, электродвигатель, три рабочих колеса и направляющие аппараты, размещенные между ними [1]

Недостатком этого ЭНА является секционная конструкция, что приводит к наличию большого числа уплотнений между внутренней полостью и атмосферой и повышению вероятности утечки.

Этого недостатка лишен многоступенчатый ЭНА, содержащий установленный в корпусе электродвигатель, корпус насоса, в котором расположены рабочие колеса, установленные на валу электродвигателя, втулки с расточками для размещения рабочих колес и диафрагмы между втулками, при этом выход каждой предыдущей ступени связан каналом с входом последующей [2]

Недостатком такого ЭНА является невзаимозаменяемость и неремонтопригодность на борту космического летательного аппарата (КЛА) в случае отказа или выработки ресурса электродвигателя. Замена электродвигателя может быть проведена только после полной разборки ЭНА и последующей сборки с новым электродвигателем, причем последняя требует проведения сборочных и регулировочных операций, возможных только в цеховых условиях, но не на борту КЛА.

Техническим результатом, достигаемым с помощью описываемого изобретения, является обеспечение взаимозаменяемости и ремонтопригодности на борту КЛА.

Этот результат достигается за счет того, что известный электронасосный агрегат, содержащий установленный в корпусе электродвигатель, корпус насоса, в котором расположены рабочие колеса, установленные на валу электродвигателя, втулки с расточками для размещения pабочих колес и диафрагмы между втулками, при этом выход каждой предыдущей ступени связан каналом с входом последующей, согласно изобретению снабжен обоймой с фланцем, установленной между корпусом и втулками рабочих колес, а каналы выполнены в виде канавок на наружной поверхности обоймы, по концам которых выполнены сквозные отверстия, при этом фланец обоймы присоединен к корпусам электродвигателя и насоса посредством разъемных соединений.

На фиг. 1 приведен пример конкретного выполнения ЭНА, продольный разрез; на фиг. 2 конструкция обоймы в изометрии; на фиг. 3 конструкция втулок и диафрагмы в изометрии.

Электронасосный агрегат содержит корпус 1 с входным и выходным патрубками 2, 3. В корпусе 1 установлен электродвигатель 4 и обойма 5, в которой размещены втулки 6 и 7 с расточками 8 и 9 и диафрагма 10. На валу электродвигателя 4 установлены рабочие колеса 11 и 12. Втулки закреплены в обойме 5 гайкой 13. Обойма присоединена к электродвигателю посредством винтов 14, а к корпусе 1 винтами 15. Электродвигатель закрыт кожухом 16. На наружной поверхности обоймы 5 выполнена винтовая канавка 17, на каждом конце которой выполнены сквозные отверстия 18, соединяющие ее с внутренней цилиндрической обоймы 5. На втулке 6 выполнен отвод 19 первой ступени, соединяющий расточку 8 с одним из отверстий 18, а на втулке 7 подвод 20 второй ступени, соединяющий другое отверстие 18 с расточкой 9. Переводной канал от первой ступени к второй образован с трех сторон стенками канавки 17, а с четвертой стороны внутренней цилиндрической поверхностью корпуса 1.

Электронасосный агрегат работает следующим образом.

При включении электродвигателя 4 он вращает колеса 11 и 12, установленные на валу электродвигателя 4 и размещенные в расточках 8 и 9. Жидкость через одно из отверстий 18 поступает в канавку 17, проходит по ней и через второе отверстие 18 подходит к подводу 20 и через него на вход колеса 12. Далее жидкость поступает на периметр расточки 9 и в отвод второй ступени, конструкция которого аналогична отводу 19 (на фиг. 3 он не виден, так как находится на тыльной поверхности втулки 7). Отвод второй ступени соединен каналом, выполненным в корпусе 1 и обойме 5, с выходным патрубком 3, откуда жидкость под давлением поступает в магистраль системы. За счет того, что ЭНА снабжен обоймой 5, к фланцу которой присоединен винтами электродвигатель 4, обеспечивается взаимозаменяемость и ремонтопригодность ЭНА на борту КЛА. Для ремонта вышедшего из строя ЭНА надо снять кожух 16, отвернуть винты 15 и снять электродвигатель 4 вместе с обоймой 5, в которой заключены втулки 6 и 7 и диафрагма 10. На из место в корпус 1 устанавливается новый насосный блок электродвигатель с обоймой и втулками, и затем устанавливается кожух 16. Все операции выполняются без вырезания ЭНА из контура. В обойме 5 могут быть предусмотрены отверстия для контроля зазоров между втулками, диафрагмой и рабочими колесами, что повышает технологичность выставки зазоров при сборке (эти отверстия в собранном ЭНА не влияют на его работу, так как заглушаются внутренней поверхностью корпуса 1).

В примере конкретного выполнения приведен двухступенчатый ЭНА, но вообще количество ступеней может быть любым, что и отражено в формуле изобретения. Выполнение же каналов на наружной поверхности обоймы позволяет располагать входы различных ступеней не с одной стороны, как в прототипе, а с противоположных, что позволяет снизить суммарную гидравлическую силу на вал ЭНА.

Класс F04D1/06 многоступенчатые насосы

центробежно-вихревой двухступенчатый насос -  патент 2521527 (27.06.2014)
направляющий аппарат центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2514469 (27.04.2014)
центробежный насос для откачивания текучих сред (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2488024 (20.07.2013)
многоступенчатый лопастной насос для работы на газожидкостной смеси с повышенным газосодержанием (варианты) -  патент 2471089 (27.12.2012)
центробежный насос -  патент 2468254 (27.11.2012)
комбинированный многоступенчатый центробежный насос -  патент 2460903 (10.09.2012)
насос центробежный блочно-модульный -  патент 2459117 (20.08.2012)
ступень центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2403450 (10.11.2010)
двухвальная многоступенчатая центробежная машина многофункционального назначения -  патент 2402694 (27.10.2010)
ступень центробежного насоса -  патент 2392497 (20.06.2010)

Класс F04D13/06 с электрическим приводом 

узел подшипника ротора -  патент 2524593 (27.07.2014)
герметичный осевой электроприводной насосный агрегат -  патент 2519298 (10.06.2014)
электронасосный агрегат вертикального типа (варианты) -  патент 2517260 (27.05.2014)
многофункциональная опорная плита для центробежных насосов, в особенности для насосов для котлов с циркуляцией -  патент 2516072 (20.05.2014)
дублированный электронасосный агрегат -  патент 2514467 (27.04.2014)
система управления центробежным насосом -  патент 2511934 (10.04.2014)
дублированный электронасосный агрегат -  патент 2511788 (10.04.2014)
способ изготовления электронасосного агрегата модельного ряда и модельный ряд электронасосных агрегатов, изготовленных этим способом -  патент 2509926 (20.03.2014)
химический горизонтальный электронасосный агрегат (варианты) -  патент 2506461 (10.02.2014)
химический горизонтальный электронасосный агрегат -  патент 2506460 (10.02.2014)

Класс F04D29/62 центробежных или спирально-центробежных насосов и вентиляторов 

устройство для откачки нефти из трубопроводов -  патент 2516070 (20.05.2014)
погружной насосный агрегат -  патент 2514457 (27.04.2014)
способ изготовления электронасосного агрегата модельного ряда и модельный ряд электронасосных агрегатов, изготовленных этим способом -  патент 2509926 (20.03.2014)
способ производства химического вертикального электронасосного агрегата и электронасосный агрегат, выполненный этим способом (варианты) -  патент 2509925 (20.03.2014)
химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа и способ перекачивания химически агрессивных жидкостей -  патент 2509923 (20.03.2014)
химический вертикальный насос с рабочим колесом закрытого типа -  патент 2509922 (20.03.2014)
химический горизонтальный электронасосный агрегат (варианты) -  патент 2506461 (10.02.2014)
способ изготовления электронасосного агрегата модельного ряда и модельный ряд электронасосных агрегатов, изготовленных этим способом -  патент 2505713 (27.01.2014)
способ производства химического электронасосного агрегата и химический электронасосный агрегат, выполненный этим способом (варианты) -  патент 2505712 (27.01.2014)
химический горизонтальный насос с рабочим колесом закрытого типа (варианты) -  патент 2505709 (27.01.2014)
Наверх