аварийное тормозное устройство для рельсового транспорта

Классы МПК:B61H7/12 фрикционные захваты (зажимы), взаимодействующие с рельсами 
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-16
публикация патента:

Использование: на железной дороге, для остановки состава с малым тормозным путем при плавном нарастании усилия торможения. Сущность изобретения: устройство содержит обращенную вниз открытой частью V-образную колодку, внутренние поверхности которой снабжены режущими зубьями, которые сопрягаются с эквидистантной поверхностью насадки, выполненной из более мягкого материала. Привод выполнен в виде силового цилиндра, шток которого кинематически связан с колодкой. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, содержащее торомзной элемент, выполненный в виде обращенной вниз открытой частью V-образной колодки, закрепленной на раме тележки и кинематически связанной с приводом, отличающееся тем, что внутренняя поверхность колодки выполнена в виде зубчатой режущей поверхности, на которой закреплена насадка, у которой поверхность, сопрягаемая с колодкой, эквидистантна зубчатой поверхности колодки, а внешняя поверхность выполнена плоской, привод выполнен в виде силового цилиндра, закрепленного на раме тележки, шток которого кинематически связан с колодкой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что насадка изготовлена из материала с более низкими механическими характеристиками, например, из алюминиевого сплава.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что угол между внутренними поверхностями V-образной колодки составляет не более 20o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к тормозным устройствам для составов железнодорожного транспорта и может быть использовано для экстренной остановки состава при невозможности избежать столкновения с видимым встречным препятствием, например, при встречном движении состава, когда при существующих тормозных устройствах столкновение составов неизбежно.

Известно тормозное устройство транспортного средства, которое содержит тормозной элемент, входящий в контакт с поверхностью движения и привод тормозного элемента для его прижатия к поверхности движения транспортного средства.

Недостатками известного устройства является неустойчивость транспортного средства при приложении тормозного усилия, так как оно будет зависеть от состояния поверхности движения. Усилие торможения зависит от массы транспортного средства. Невозможно заранее предусмотреть длину тормозного пути даже при одинаковой начальной скорости торможения.

Широко используется на ж/д транспорте тормозное устройство, которое содержит силовой привод, тормозной элемент, который взаимодействует с рельсой под действием силового привода. Таким тормозным элементом является колесо, а привод воздействует на колесо через промежуточный элемент тормозную колодку, которая прижимается к бандажу колеса.

Наиболее близким к предлагаемому является тормозное устройство для рельсового транспортного средства, содержащее тормозные колодки, закрепленные на раме тележки вагона, и привод.

Недостатком устройства является то, что тормозной путь зависит от состояния поверхности рельсового пути, так как масса состава всегда значительна, то тормозной путь состава может оказаться достаточно длинным, при этом не будет предотвращено столкновение. Воздействие больших тормозных усилий на рельсовый путь может привести к сдвигу рельса и сходу состава с пути.

Изобретение позволяет сократить тормозной путь при благоприятном силовом воздействии на рельсовый путь, что предотвращает сход подвижного состава. Тормозное усилие увеличивается в процессе торможения. Устранена зависимость тормозного усилия и работы тормозного устройства от коэффициента трения.

Поставленная цель достигается тем, что тормозной элемент выполнен в виде обращенной вниз открытой частью V-образной колодки с режущими зубчатыми частями на внутренней стороне и насадкой, выполненной из материала с более низкими механическими характеристиками, чем материал рельса, и не образующий сварочного соединения при температуре плавления, при этом все тормозное устройство расположено преимущественно в конце подвижного состава, причем тормозной элемент установлен на траверсе с направляющей, а сама траверса расположена над рельсом, выполнена подвижной в вертикальном направлении и приводится посредством силового привода. Угол между внутренними поверхностями колодки тормозного элемента не более 20о. Насадка может быть выполнена из алюминиевого сплава.

На фиг. 1 изображена общая компановка тормозного устройства; на фиг.2 разрез по тормозному элементу; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2.

Тормозное устройство содержит тормозной элемент 1, выполненный в виде обращенной вниз открытой частью V-образной колодки 1, внутренние поверхности которой расположены под углом друг к другу и имеют режущую зубчатую поверхность 2. На режущей поверхности 2 закреплена насадка 3. Крепление может быть осуществлено винтами 4, которые не несут практически никакой нагрузки, так как колодка 1 и накладка 3 сопрягаются по зубьям 2. Колодка 1 закреплена на траверсе 5, на которой также крепится направляющая 6 в виде вилки. Траверса 5 закреплена на штанге 7, которая поворотно соединена со втулкой 8. Штанга 7 соединена серьгой 9 с перекладиной 10, на которую одета серьга 11 штока пневмоцилиндра 12, выполняющего функции силового привода тормозного устройства. Пневмоцилиндр 12 через клапан 13 соединен с источником сжатого воздуха 14. Колодка 1 выполнена из более прочного материала, чем рельсы 15, насадка 3 из менее прочного материала, чем рельсы 15.

Аварийное тормозное устройство работает следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации включается клапан 13, под воздействием пневмоцилиндра 12 перекладина 10, удерживающаяся в верхнем положении защелкой (не показана) начинает перемещаться вниз. Защелка отжимается и штанга 7 перемещает траверсу 5 вниз, при этом направляющая 6 охватывает рельсу 15 (свободно, с большим зазором), а при дальнейшем движении вниз накладка 3 колодки 1 входит в контакт с боковой поверхностью головки рельса 15. За счет малого угла под действием вертикального усилия от пневмоцилиндра 12 создается большое усилие в месте контакта накладки 3 и рельса. Накладка начинает интенсивно снашиваться, создавая тормозное усилие (см.фиг.2). Затем рельса касается режущая часть 2 колодки 1 и с рельса снимается стружка. По мере увеличения глубины резания растет тормозное усилие. Тормозной путь (при прочих одинаковых условиях) будет зависеть только от давления в источнике сжатого воздуха 14.

Направляющие 6 препятствуют сходу состава с рельсов.

Наверх