способ балансировки зубчатых и роторных механизмов

Классы МПК:G01M1/20 с приложением внешних сил, компенсирующих силы, вызванные дисбалансом 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения им.А.А.Благонравова РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1992-04-13
публикация патента:

Использование: машиностроение, балансировочная техника, уравновешивание зубчатых механизмов и роторных механизмов, содержащих облопаченные диски. Сущность изобретения: определяют траектории движения цапф каждого из валов с установленными на них зубчатыми колесами или облопаченными дисками с помощью датчика опорного сигнала и двух преобразователей перемещений, оси чувствительности которых ориентируют во взаимно перпендикулярных направлениях. Определяют по параметрам траектории неуравновешенные силы от дисбаланса и накопленную погрешность шага зацепления или шага лопаток и угла между этими силами, по которым определяют корректирующие массы. Определяют направление прецессии оси каждой цапфы, а уравновешивание зубчатых колес и облопаченных дисков производят до возникновения обратной прецессии. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗУБЧАТЫХ И РОТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, заключающийся в том, что определяют траекторию движения цапф каждого из валов с установленными на них зубчатыми колесами или облопаченными дисками с помощью датчика опорного сигнала и двух преобразователей перемещения, оси чувствительности которых ориентируют во взаимно перпендикулярных направлениях, по параметрам траектории определяют неуравновешанные силы от дисбаланса и накопленной погрешности шага зацепления или шага лопаток и угол между ними, по которым определяют корректирующие массы, отличающийся тем, что определяют направление прецессии оси каждой цапфы, а уравновешивание зубчатых колес и облопаченных дисков производят до возникновения обратной прецессии.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что направление прецессии оси каждой цапфы определяют по фазовому углу между сигналами преобразователей перемещения.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что визуализируют траекторию движения каждой цапфы и определяют направление прецессии оси цапфы по движению точек траектории относительно соответствующей опорному сигналу метки на траектории.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано при балансировке зубчатых и роторных механизмов в сборе.

Известен способ балансировки зубчатых механизмов, заключающийся в том, что балансируют каждое зубчатое колесо, установленное на соответствующем валу, определяют накопленную погрешность шага зацепления колес, осуществляют их сборку и корректировку масс с учетом накопленной погрешности шага зацепления [1]

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного способа, относится то, что известный способ не позволяет балансировать зубчатые механизмы с достаточной точностью из-за сложности определения неуравновешенной силы от накопленной погрешности шага зацепления, зависящей от геометрических и динамических параметров зубчатого механизма, которые определят приближенно. Кроме того, способ не позволяет учесть технологический и эксплуатационный дисбалансы, проявляющиеся при работе зубчатого механизма.

Наиболее близким способом того же назначения к заявляемому объекту по совокупности признаков является способ балансировки зубчатых механизмов, заключающийся в том, что определяют траекторию движения цапф каждого из валов с установленными зубчатыми колесами с помощью датчика опорного сигнала и двух преобразователей перемещения, оси чувствительности которых ориентируют во взаимно перпендикулярных направлениях, по параметрам траектории рассчитывают неуравновешенные силы от дисбаланса и накопленной погрешности шага зацепления и угол между ними, по которым определяют корректирующие массы [2]

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что в известном способе отсутствует дополнительный критерий уравновешенности, что может привести к увеличению количества пробных пусков и соответственно к увеличению времени балансировки.

Цель изобретения заключается в осуществлении оперативной оценки степени уравновешенности зубчатых колес и облопаченных дисков при их балансировке в осуществлении оперативной оценки степени уравновешенности зубчатых колес и облопаченных дисков при их балансировке в рабочих опорах на рабочих режимах.

Цель достигается тем, что в известном способе балансировки зубчатых и роторных механизмов, заключающемся в том, что определяют траектории движения цапф каждого из валов с установленными зубчатыми колесами или облопаченными дисками с помощью датчика опорного сигнала и двух преобразователей перемещения, оси чувствительности которых ориентируют во взаимно перпендикулярных направлениях, по параметрам траектории определяют неуравновешенные силы от дисбаланса и накопленной погрешности шага зацепления или шага лопаток и угол между ними, по которым определяют корректирующие массы, дополнительно определяют направление процессии оси каждой цапфы, а уравновешение зубчатых колес и облопаченных дисков производят до возникновения обратной прецессии.

Направление прецессии оси каждой цапфы можно определить по фазовому углу между сигналами преобразователей перемещения.

Кроме того, направление процессии оси каждой цапфы можно определить визуально, для чего визуализируют траекторию движения каждой цапфы и определяют направление прецессии по движению точек траектории относительно соответствующей опорному сигналу метки на траектории.

Изложенная выше совокупность признаков обеспечивает достижение указанного технического результата, чем обуславливается причинно-следственная связь между признаками и техническим результатом и существенность признаков формулы изобретения.

Как правило, при балансировке роторов на месте установки дополнительным критерием уравновешенности является пониженная вибрация на корпусах подшипников или на опорах механизма.

Для зубчатого механизма и роторного механизма с облопаченными дисками вибрация на корпусах подшипников или на опорах не может в полной мере являться критерием уравновешенности, так как в данном случае практически уравновешивается только половина силы от накопленной погрешности шага зацепления и шага лопаток, поэтому даже после проведения уравновешивания при большой величине силы от накопленной погрешности шага зацепления или шага лопатки остаточная вибрация на опорах может быть значительной. При этом критерием уравновешенности согласно предлагаемому способу балансировки может быть обратная прецессия оси цапфы, движущейся по эллиптической траектории.

Обратная прецессия оси цапфы возможна только при обратном вращении суммарного вектора возмущающих сил (силы дисбаланса и силы от накопленной погрешности шага зацепления или шага лопаток).

Аналогичные условия возникновения прецессии оси цапфы описаны в литературе (см. Д.В.Хронин и колебания в двигателях летательных аппаратов. М. Машиностроение, 1970, с. 161-163). Обратное же вращение суммарного вектора обуславливается частичным уравновешиванием силы от накопленной погрешности шага зацепления или шага лопаток силой дисбаланса.

Силу от накопленной погрешности можно представить в виде двух равных векторов Рнп, вращающихся в прямом и обратном направлениях со скоростью способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и -способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778. Вектор силы от дисбаланса Рд вращается в прямом направлении со скоростью способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778. Частичная или полная компенсация может произойти только между векторами, вращающимися в одном направлении с одинаковой скоростью, т.е. между способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778, что возможно при способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и фазовом угле способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 /2 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < 3/2 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778. При этом способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778+способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и вращение суммарного вектора будет происходить в обратном направлении. Вероятно, оптимальным случаем уравновешивания будет выполнение равенства способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778+способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778= 0. При этом величина суммарного вектора будет равна способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 с обратным вращением, а годограф силы будет являться окружностью. Таким образом, обратная процессия оси цапфы может служить критерием уравновешенности зубчатого колеса или облопаченного диска. Как показано выше, обратная прецессия оси цапфы возникает при выполнении условий: способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 20527782Pспособ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 /2 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778<< 3/2 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778

О направлении прецессии оси цапфы можно судить по величине фазового угла между векторами перемещения по двум взаимно перпендикулярным осям в поперечной плоскости. В свою очередь, величину фазового угла между векторами перемещения определяют по фазовому углу между сигналами двух преобразователей перемещения со взаимно перпендикулярными осями. При прямой прецессии фазовый угол между векторами перемещений способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 /2 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778< < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 /2, при обратной способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 /2 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < 3/2 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778.

По аналогии с зубчатым механизмом накопленную погрешность можно рассматривать и в облопаченных дисках. Например, лопатки компрессоров и турбин по окружности имеют неравномерный шаг, что приводит к возникновению периодической силы. Проявление и взаимодействие сил от остаточного дисбаланса и от неравномерности шага лопаток приводят к возникновению прецессии оси вала с установленным на него облопаченным диском.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна".

Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию изобретательского уровня заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение технического результата, в частности, в заявленном изобретении не предусматриваются следующие преобразования: дополнение известного средства какой-либо известной частью, присоединяемой к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений; замена какой-либо части известного средства другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены; исключение какой-либо части средства с одновременным исключением обусловленной ее наличием функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата; увеличение количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов; выполнение известного средства или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала; создание средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между ними осуществлены на основании известных правил, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого объекта и связей между ними.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень".

На чертеже представлена схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

Устройство содержит два преобразователя 1 перемещений, датчик 2 опорного сигнала, следящий анализатор 3, входы которого соединены с выходами преобразователей 1 перемещений и датчик 2 опорного сигнала, аналого-цифровой преобразователь 4 с блоками КАМАК, подключенный к выходу следящего анализатора 3, и ЭВМ 5.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в последовательности определенных операций, производимых с помощью устройства, используемого для реализации предложенного способа.

Предварительно отбалансированные зубчатые колеса, облопаченные диски роторов собирают и после сборки на каждой опоре устанавливают по два преобразователя 1 перемещений, оси чувствительности которых ориентируют во взаимно перпендикулярных направлениях по осям Х и Y.

Для упрощения расчетов при балансировке зубчатого механизма ось чувствительности одного из преобразователей перемещений совмещают с направлением линии зацепления зубчатых колес, совпадающий с осью Y. Устанавливают датчик 2 опорного сигнала, производят пуск механизма и с помощью преобразователей 1 перемещения измеряют в плоскости каждой цапфы векторы способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 перемещений цапфы и фазовый угол способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 между ними. Эти векторы вращаются вместе с цапфой с частотой способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778. Аналоговые сигналы с преобразователей 1 перемещений фильтруют и выделяют сигналы с частотой способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 с помощью следящего анализатора 3. Аналого-цифровой преобразователь 4 с блоками КАМАК преобразует аналоговые сигналы в цифровые. Проекции вектора способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 на ось Х и вектора способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 на ось Y являются мгновенными координатами центра цапфы вала, которые характеризуются параметрами Z1,Z4 эллиптической траектории цапфы и связаны между собой и с величинами способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778, способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 системой уравнений:

способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 tgспособ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778

Z12 + Z22 A2

Z32 + Z42 B2 (1)

(a11 + a41) Z1 + (a12 + a42) Z2 + (a13 + a43)Z3+ (a14 +a 44) Z4 0, где aij коэффициенты уравнения, характеризующие динамические свойства системы вал-опоры.

Решая с помощью ЭВМ систему уравнений (1), находят параметры траектории цапфы.

Решая систему уравнений (2)

способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 20527782Pнп +способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778

где Рд центробежная сила от дисбаланса;

Рнп сила от накопленной погрешности шага зацепления или погрешности шага лопаток;

способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 угол между силами Рд и Рнп, определяют значение неуравновешенных сил Рд и Рнп и угол способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 между ними.

После установки контрольного груза производят второй пуск механизма и находят новые значения силы Рд1 и угла способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 20527781 значение Рнп не изменяется). Затем определяют силу способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 от действия контрольного груза способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778=способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778-способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 при работе механизма и углы между векторами способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 а также способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778, необходимые для расчета величины и угла установки корректирующих масс. Устанавливают корректирующие массы и делают очередной пуск. При пуске механизма с установленными рассчитанными корректирующими массами повторно проводят все операции и определяют новые значения сил Рд, угла способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 между силами Рд и Рнп, величины и угла установки корректирующих масс. В результате расчетов определяют, выполняются ли условия, при которых ось цапфы имеет обратную прецессию:

способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 20527782способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 и способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 Если эти условия не выполняются, ось цапфы имеет прямую прецессию, операции по уравновешиванию повторяют до появления обратной прецессии.

Направление прецессии оси каждой цапфы можно определить по величине фазового угла между векторами перемещений, который, в свою очередь, можно определить по фазовому углу между сигналами двух преобразователей (1) перемещений. При прямой прецессии фазовый угол между век- торами перемещений способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778, при обратной прецессии способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778 < способ балансировки зубчатых и роторных механизмов, патент № 2052778. Для упрощения и ускорения процесса уравновешивания по предлагаемому способу на экране осциллографа или дисплее ЭВМ визуализируют траекторию движения каждой цапфы, вводят с датчика 2 опорного сигнала на визуализированную траекторию светящуюся метку и определяют направление прецессии оси каждой цапфы визуально по движению точек траектории относительно метки, соответствующей опорному сигналу.

Класс G01M1/20 с приложением внешних сил, компенсирующих силы, вызванные дисбалансом 

способ улучшения вибрационных характеристик и устранения вибрации роторов турбин или коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2338168 (10.11.2008)
гироскоп -  патент 2210734 (20.08.2003)
способ и установка для коррекции характеристики однородной толщины шины -  патент 2112653 (10.06.1998)
Наверх