соединение деталей турбомашины

Классы МПК:F01D25/00 Конструктивные элементы и вспомогательные устройства, не отнесенные к другим группам или представляющие интерес независимо от них
F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-06
публикация патента:

Использование: в теплоэнергетике, преимущественно в двигателестроении. Сущность изобретения: турбомашина содержит фланцы с отверстиями, выполненные за одно целое с деталями. Фланцы соединены крепежными элементами. Указанное фланцевое соединение снабжено центрирующими элементами с цилиндрическими поверхностями, выполненными эксцентрично одна относительно другой и размещенными в отверстиях фланцев, а оси указанных отверстий расположены по окружности фланцев, 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ТУРБОМАШИНЫ, содержащее фланцы с отверстиями, выполненные за одно целое с деталями, соединенные между собой крепежными элементами, отличающееся тем, что оно снабжено центрирующими элементами с цилиндрическими поверхностями, выполненными эксцентрично одна относительно другой и размещенными в отверстиях фланцев, причем оси отверстий расположены по окружности фланцев.

2. Соединение по п.1, отличающееся тем, что центрирующие элементы выполнены в виде болтов.

3. Соединение по п.1, отличающееся тем, что центрирующие элементы выполнены в виде штифтов.

4. Соединение по п.1, отличающееся тем, что центрирующие элементы выполнены в виде втулок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям.

Известно фланцевое соединение деталей турбомашины, например наружных корпусов турбины высокого и низкого давления с помощью болтов с гайками [1] Также фланцевое соединение дает возможность взаимному радиальному перемещению соединяемых корпусов турбины в пределах зазора между болтами и отверстиями, через которые проходят эти болты, но при этом нарушается взаимная центровка корпусов.

Известно также фланцевое соединение невращающихся деталей проточной части турбомашины, например дефлектора соплового аппарата к верхней пластине соплового аппарата с помощью трубчатого резьбового соединения и гайки [2] Такое соединение является жестким и не позволяет взаимно перемещаться соединяемым деталям при нагреве, что приводит к повышенным напряжениям в соединении и поломке. Соединение имеет повышенную массу.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении возможности взаимного перемещения и центровки при взаимном расширении невращающихся деталей турбомашины.

Данная техническая задача решается за счет того, что соединение деталей турбомашины, содержащее фланцы с отверстиями, выполненное за одно целое с деталями, соединенными между собой крепежными элементами, снабжено центрирующими элементами с цилиндрическими поверхностями, выполненными эксцентрично одна относительно другой и размещенными в отверстиях фланцев, а оси отверстий расположены по окружности фланцев. Кроме того, центрирующие элементы могут выполняться в виде болтов, штифтов или втулок.

На фиг. 1 изображен частичный разрез турбины с сопловым аппаратом; на фиг. 2 вид по стрелке А на соединение сопловых лопаток и кольца с сотами; на фиг.3 вид по стрелке Б на болтовое соединение; на фиг.4 иллюстрация зависимости взаимного радиального перемещения соединение деталей турбомашины, патент № 2057949 от взаимного радиального перемещения соединяемых деталей.

Внешняя деталь 1 соплового аппарата 2 турбомашины 3 укреплена в кольце наружного корпуса 4 соплового аппарата 2 с помощью крепежных элементов 5 и 6. Внутренняя деталь 7 соединения жестко соединена фланцами 8 с радиальными выступами 9 деталей 1 с помощью центрирующих элементов 10 и 11. Соединяемые детали центрируются теми же элементами 10, обе центрирующие поверхности 12 и 13 которых, расположены соответственно в отверстиях фланцев 8 и 9 соединяемых деталей 1 и 7 эксцентрично относительно друг друга. Оси отверстий фланцев 8 и 9 расположены по окружности фланцев 8 и 9. Между фланцем 9 и центрирующим элементом 11 расположены шайбы 14.

П р и м е р. Сопловые лопатки 1 соплового аппарата 2 турбины 3 укреплены в кольце наружного 4 соплового аппарата 2 с помощью выступов 5 и радиальных штифтов 6. Внутренняя деталь фланцевого соединения статорное кольцо 7 лабиринтного уплотнения жестко соединено фланцем 8 с радиальными выступами 9 сопловых лопаток 1 при помощи болтов 10 и гаек 11. Соединяемые детали центрируются теми же болтами 10, обе центрирующие поверхности 12 и 13 которых, расположенные соответственно в отверстиях фланцев 8 и 9 соединяемых деталей 7 и 1, концентричны относительно друг друга. Между фланцем 9 и гайкой 11 расположены шайбы 14.

При работе двигателя сопловые лопатки 1 от нагревания газом радиально удлиняются. При этом выступы 9 перемещаются радиально внутрь к оси турбины, так как корпус 4 турбины 3 нагревается меньше, чем сопловые лопатки. Тепловое расширение статорного кольца 7 лабиринтного уплотнения направлено наружу от оси турбины. Такому противоположному перемещению фланцев 8 и 9 не препятствуют эксцентрические крепежные элементы, например болты 10, у которых эксцентриситет е центрирующих поверхностей 12 и 13 расположен по окружности. Крепежные элементы 10 поворачиваются в отверстиях соединяемых деталей в соответствии со взаимным радиальным перемещением этих деталей. Вместе с болтами 10 поворачиваются шайбы 14 и гайки 11, законтренные относительно болта 10 путем местного вдавливания "юбочки" гайки 15 в паз 16 болта 10.

Величина затяжки гайки 11 выбирается таким образом, чтобы обеспечить плотное прилегание выступов 9 лопаток 1 к фланцу 8 и одновременно обеспечить плотное прилегание выступов 9 лопаток 1 к фланцу 8 и одновременно обеспечить их взаимное перемещение.

Расчеты показывают, что при эксцентриситете е центрирущих поверхностей 3 мм и радиальном перемещении сцентрированных деталей соединение деталей турбомашины, патент № 2057949 1,5 мм их взаимное окружное перемещение составит соединение деталей турбомашины, патент № 2057949= 0,4 мм.

Таким образом, предлагаемое фланцевое соединение деталей соплового аппарата турбины в отличие от известных конструкций удовлетворяет сразу четырем разноречивым требованиям: допускает свободное взаимное расширение лопаток и статорного кольца лабиринтного уплотнения соплового аппарата, обеспечивает хорошую центровку статорного кольца, а также осевое крепление статорного кольца на сопловых лопатках и имеет малую массу. Аналогичное соединение можно получить, если вместо болтов с эксцентрическими центрирующими поверхностями использовать, например штифты или втулки.

Класс F01D25/00 Конструктивные элементы и вспомогательные устройства, не отнесенные к другим группам или представляющие интерес независимо от них

выпускной патрубок для использования с турбиной и паровая турбина -  патент 2529622 (27.09.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
рабочее колесо компрессора турбомашины -  патент 2529279 (27.09.2014)
упругая опора ротора турбомашины -  патент 2529276 (27.09.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2528891 (20.09.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2528889 (20.09.2014)
усовершенствованная турбина для расширения газа/пара -  патент 2528888 (20.09.2014)
способ монтажа ротора газотурбинного двигателя -  патент 2528789 (20.09.2014)
диффузор выхлопного тракта газотурбинной установки -  патент 2526997 (27.08.2014)
усиленная прокладка лопатки вентилятора -  патент 2526607 (27.08.2014)

Класс F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами

легкосъемное беззазорное крепежное соединение фланцев -  патент 2519996 (20.06.2014)
устройство для прикрепления первой детали ко второй детали, которая сама по себе прикреплена к третьей детали, узел из трех деталей, в частности, автомобиля -  патент 2508479 (27.02.2014)
способ выполнения болтовых соединений с радиальным натягом -  патент 2502896 (27.12.2013)
устройство для создания гарантированного натяга в разъемном резьбовом соединении деталей -  патент 2501988 (20.12.2013)
болтовое соединение тонкого листа с толстым -  патент 2501987 (20.12.2013)
семейство устройств крепления с переменной конусностью -  патент 2494290 (27.09.2013)
крепежная сборно-разборная стойка -  патент 2485361 (20.06.2013)
сборная конструкция строительной панели для улучшения сопротивления конструкции термическому расширению и способ ее изготовления -  патент 2478530 (10.04.2013)
способ затяжки высоконагруженного резьбового соединения -  патент 2475651 (20.02.2013)
болтовое соединение вращающихся деталей -  патент 2472981 (20.01.2013)
Наверх