способ определения параметров ориентации и навигации подвижных объектов

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Патентообладатель(и):Бабиченко Андрей Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-05-15
публикация патента:

Изобретение касается ориентации и навигации подвижных объектов и может быть использовано преимущественно в авиации. С целью исключения влияния расходящейся погрешности вычисления проекций угловой скорости собственного вращения Земли на точность определения параметров ориентации подвижного объекта бесплатформенной системой ориентации (БСО) в составе бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) относительную угловую скорость объекта находят путем решения векторного уравнения угловых ускорений объекта, из которого исключена угловая скорость собственного вращения Земли. После определения относительной угловой скорости объекта вычисляют проекции угловой скорости собственного вращения Земли на оси заранее выбранной системы координат, затем путем решения уравнений, связывающих эти проекции с координатами объекта, определяют координаты объекта. Этим из структурной схемы БИНС устраняется второй интегратор, с помощью которого в БИНСе вычисляются координаты объекта и который является причиной расходящегося характера погрешности счисления в БИНСе координат объекта и проекций угловой скорости собственного вращения Земли.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, включающий в себя измерение линейных и угловых параметров абсолютного движения объекта, определение относительных линейных и угловых скоростей объекта, определение угловых скоростей и ускорений опорной системы координат, определение параметров ориентации объекта относительно опорной системы координат, определение координат объекта, отличающийся тем, что после измерения абсолютных угловых скоростей и ускорений объекта и определения угловых скоростей и ускорений опорной системы координат определяют относительные угловые ускорения объекта путем решения уравнения угловых ускорений, связывающего ускорения объекта и опорной системы координат, после определения относительных угловых ускорений объекта путем их интегрирования определяют относительные угловые скорости объекта, после определения относительных угловых скоростей объекта находят путем решения уравнения угловых скоростей проекции угловой скорости Земли на оси опорной системы координат, определяют координаты объекта либо путем решения алгебраических уравнений, связывающих координаты и проекции угловой скорости Земли, либо путем интегрирования относительных линейных скоростей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение касается ориентации и навигации подвижных объектов и может быть использовано преимущественно в воздухоплавании.

Системы ориентации (СО) служат для определения углового положения подвижного объекта, например самолета, относительно некоторой опорной системы координат. Известны два метода представления на борту летательного аппарата (ЛА) опорной системы координат

путем физического ее моделирования с помощью, например, гироплатформы;

путем аналитического ее вычисления на основе измерений каких-либо отдельных параметров ориентации (углов, угловых скоростей).

В первом случае применяются гироскопические стабилизированные платформы (ГСП), которым сообщаются три угловые степени свободы относительно корпуса объекта с помощью подвеса того или иного типа. В зависимости от типа подвижного объекта и его назначения платформа может стабилизироваться относительно инерциального пространства либо корректироваться относительно плоскости местного горизонта и в азимуте (курсовертикали самолетов).

Во втором случае реализуется бесплатформенная схема построения СО на основе датчиков, устанавливаемых непосредственно на корпусе ЛА. Опорная система координат при этом вычислительной машины (БЦВМ) путем интегрирования и преобразования сигналов датчиков. При этом БЦВМ как бы моделирует карданов подвес гироплатформы. Системы ориентации, построенные по такой схеме, называются бесплатформенными или бескарданными (БСО). Основными достоинством БСО по сравнению с платформенными СО являются

меньшие размеры системы и ее элементов;

меньшая масса системы и ее элементов;

более высокая надежность системы;

меньшее потребление энергии;

меньшая стоимость;

простота эксплуатации и ремонта.

В качестве измерительных устройств в современных БСО применяют датчики угловых скоростей (ДУС), датчики угловых ускорений (ДУУ), датчики угловых перемещений (ДУП), причем абсолютных, т. е. относительно инерциального пространства. Для абсолютной угловой скорости объекта справедливо выражение

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, (1) где способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 абсолютная угловая скорость ЛА;

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 абсолютная угловая скорость опорной системы координат;

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 относительная угловая скорость ЛА (относительно опорной системы координат).

В этом выражении скорость способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, в свою очередь, состоит из двух составляющих

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, (2) где способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 угловая скорость собственного вращения Земли;

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 угловая скорость опорной системы координат относительно Земли.

Для решения задачи ориентации объекта относительно подвижной опорной системы координат, например ортодромической, нужно определять параметры углового движения объекта (ЛА) относительно этой подвижной системы координат, например способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. В современных БСО в качестве датчиков используют обычно ДУС, поэтому искомой величиной является способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. В случае использования в современных БСО в качестве датчиков первичной информации ДУУ, например угловых акселерометров, их показания, т.е. абсолютное угловое ускорение объекта способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, интегрируют и получают способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, поэтому постановка задачи не меняется. Современные БСО решают уравнение вида

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. (3)

Общий алгоритм решения этих уравнений современными БСО следующий.

Составляющие скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 непосредственно измеряют с помощью ДУС БСО (либо определяют путем интегрирования абсолютных угловых ускорений объекта, измеряемых ДУУ) в связанной с ЛА системе координат и пересчитывают в опорную систему координат с помощью вычислений на предыдущем шаге параметров ориентации ЛА.

Для определения скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 20592051 рассчитывают вектор способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 относительной линейной скорости ЛА в опорной системе координат; зная способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, находят способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205.

Для определения проекций скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 в опорной системе координат счисляют координаты места ЛА, а затем вычисляют проекции скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 в точке с полученными координатами.

Таким образом, для решения задачи ориентации объекта относительно подвижной опорной системы координат с помощью существующего подхода к построению БСО необходимо решать полную навигационную задачу определения линейных скоростей и координат объекта, а также проекций угловой скорости собственного вращения Земли. На практике это приводит к тому, что для построения современной БСО необходимо строить бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС).

В современных БИНС путем интегрирования и преобразования рассчитанных значений скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 получают текущие значения координат объекта в опорной системе координат, а затем по известным формулам (в случае ортодромической системы координат) находят значения проекций скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 в опорной системе координат. Известно, что большой недостаток БИНС неустойчивость погрешности счисления координат к внутренним возмущениям, например инструментальным погрешностям, вызванным тем, что координаты объекта находят путем интегрирования и преобразования скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. Вследствие этого погрешности счисления координат и, следовательно, проекций скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 имеют расходящийся характер. При существующей схеме построения ВСО (в составе БИНС) этот недостаток БИНС ухудшает точность работы БСО, а первопричиной этому является со стороны БСО необходимость определения скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 для решения задачи ориентации, со стороны БИНС расходящийся характер погрешности определения координат и скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205.

Цель изобретения устранение этого недостатка существующего способа определения параметров ориентации и навигации подвижного объекта.

Сущность изобретения заключается в том, что параметры ориентации объекта находятся путем решения уравнения, в котором отсутствует скорость способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, при этом появляется дополнительная возможность счисления координат объекта, не интегрируя скорость способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 Такое уравнение получаем, дифференцируя уравнения (1) и (2)

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. (4)

Здесь и далее символом (способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205) обозначены абсолютные производные векторов. Так как скорость способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 является постоянной векторной величиной в инерциальном пространстве, то

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 0 (5) и уравнение (4) преобразуется к виду

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. (6)

Преобразуем правую часть уравнения (6). Применяя формулу Бура, получим

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205+способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. (7)

Здесь и далее символ (способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205) обозначает локальную производную вектора в опорной системе координат. Преобразовав выражения (7) с учетом (2) и (1), окончательно получаем

способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205=способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205-способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. (8)

Алгоритм решения задачи ориентации подвижного объекта в подвижной опорной системе координат без определения скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 следующий.

Измеряют с помощью, например, ДУУ абсолютное угловое ускорение ЛА способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 в связанной с ЛА системе координат и пересчитывают в опорную систему координат с помощью вычислительных на предыдущем шаге параметров ориентации ЛА.

Измеряют с помощью, например, ДС абсолютную угловую скорость объекта способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 в связанной с ЛА системе координат и пересчитывают в опорную систему координат с помощью вычисленных на предыдущем шаге параметров ориентации ЛА.

Рассчитывают векторы линейного относительного ускорения способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 и линейной относительной скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 объекта в опорной системе координат.

Зная способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 и способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, рассчитывают векторы способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 и способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205. Решают уравнение (1) относительно способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, интегрируя эту величину, получают относительную угловую скорость ЛА способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, интегрируя ее, получают параметры ориентации (углы) объекта относительно опорной системы координат.

Для нахождения координат объекта без интегрирования скорости способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 поступают следующим образом.

После решения уравнения (8) и получения способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 решают уравнения относительно способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, имея в виду, что проекции на оси опорной системы координат векторов способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205, способ определения параметров ориентации и навигации   подвижных объектов, патент № 2059205 уже известны.

Решают уравнения, связывающие проекции угловой скорости собственного вращени я Земли и координаты объекта, относительно координат, в результате чего получают значения координат объекта.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх