энергетическая установка

Классы МПК:B60L1/00 Подача электроэнергии к вспомогательному оборудованию транспортных средств
B61D43/00 Устройства, использующие энергию движения транспортных средств
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Ганзбург Леонид Бейсахович,
Лысов Александр Алексеевич,
Печерица Сергей Петрович,
Москвина Киралина Идельевна
Приоритеты:
подача заявки:
1993-02-25
публикация патента:

Использование: устройства для электроснабжения пассажирских вагонов, неэлектрофицированные железные дороги. Сущность: генератор выполнен разноименнополюсным с диаметральным разъемом статора и ротора и установлен на ось колесной пары. Разъем генератора выполнен между катушками возбуждения, расположенными на статоре. Опора последнего выполнена в виде дополнительных подшипников, установленных на подшипниках ротора. К корпусу генератора сбоку прикреплена реактивная тяга. Установка генератора на колесную ось осуществляется без распрессовки колес. Это упрощает эксплуатацию генератора и повышает эксплуатационную надежность. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА преимущественно для пассажирских железнодорожных вагонов, содержащая разноименно-полюсный индукторный генератор тока, ротор которого механически связан с осью колесной пары и выполнен с гребенчатой активной зоной, а статор с якорной обмоткой переменного тока и обмотками возбуждения постоянного тока расположен вокруг ротора, отличающаяся тем, что ротор выполнен разъемным по диаметру, концентрично установлен на оси колесной пары посредством резиновых манжет, статор выполнен также разъемным в диаметральной плоскости, проходящей между обмотками возбуждения, причем опора статора относительно ротора выполнена в виде системы подшипников, а корпус статора закреплен неподвижно с помощью реактивной тяги.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемая энергетическая установка предназначена для электроснабжения пассажирских вагонов, эксплуатирующихся на неэлектрифицированных железных дорогах.

Известны энергоустановки пассажирских вагонов, состоящее из быстроходных электрогенераторов, в основном индукторного типа, соединяемых с осью колесной пары с помощью повышающей передачи (клиноременной, редукторной с карданным валом). Во всех случаях имеет место соединение достаточно надежного электрогенератора с осью колесной пары малонадежной трансмиссией.

Кроме того, аварии трансмиссии вызывают необходимость в вагонах с кондиционированием воздуха производить распрессовку и последующую запрессовку колес.

Трансмиссия создает также несимметричную нагрузку буксовых подшипников вагонов реакцией редуктора или натяжением ременной передачи.

Все это приводит к усложненной эксплуатации и снижению надежности энергоустановки.

Наиболее близкой к предлагаемой является энергетическая установка, содержащая разноименнополюсный индукторный генератор тока, ротор которого механически связан с осью колесной пары и выполнен с гребенчатой активной зоной, а статор с якорной обмоткой переменного тока и обмотками возбуждения постоянного тока расположен вокруг ротора (Патент Швейцарии N 329173, кл. H 02 K 19/24, 1954).

Однако указанная энергетическая установка также характеризуется частыми отказами в работе и сложностью обслужива- ния.

Задача изобретения обеспечение высокой надежности и упрощенной эксплуатации.

Это достигается тем, что в энергетической установке, содержащей разноименнополюсный индукторный генератор тока, ротор которого механически связан с осью колесной пары и выполнен с гребенчатой активной зоной, а статор с якорной обмоткой переменного тока и обмотками возбуждения постоянного тока расположен вокруг ротора, последний выполнен разъемным по диаметру, концентрично установлен на оси колесной пары посредством резиновых манжет, статор выполнен также разъемным в диаметральной плоскости, проходящей между обмотками возбуждения, причем опора статора относительно ротора выполнена в виде системы подшипников, а корпус статора закреплен неподвижно с помощью реактивной тяги.

На чертеже показана схема генератора описываемой энергоустановки.

Генератор состоит из разъемного статора 1 и разъемного ротора 2. Ротор 2 имеет на полом валу 3 резиновые манжеты 4, с помощью которых вал соединен с осью колесной пары 5, проходящей внутри вала 3. По краям вала, снаружи его, установлены подшипники скольжения 6 ротора. На подшипнике 6 ротора опираются подшипники 7 статора, установленные в корпусе 8 статора.

В корпусе 8 располагается пакет 9 статора с обмоткой 10 переменного тока и обмотками 11 постоянного тока (возбуждения). Сбоку корпуса закреплена реактивная тяга 12.

Энергоустановка работает следующим образом.

При вращении колесной пары ось 5 через манжеты 4 вращает полый вал 3 с ротором 2 генератора. Статор 1 остается неподвижным вследствие действия реактивной тяги 12 и центрируется относительно ротора 2 с помощью подшипников 7, скользящих по подшипникам 6 ротора.

При подаче тока на обмотки 11 создается магнитное поле, которое пронизывает обмотку 10 переменного тока, и вследствие пульсации проводимости зазора между ротором и статором в ней наводится переменный ток, частота которого зависит от частоты вращения.

При аварийном заклинивании генератора манжеты 4 играют роль фрикционной предохранительной муфты, расцепляя вал генератора и ось колесной пары.

Установка генератора осуществляется на ось пары без распрессовки колес.

Определенное увеличение массы тихоходного генератора по сравнению с используемыми быстроходными компенсируется отсутствием массы трансмиссии. Так в вагонах с кондиционированием масса редуктора, устанавливаемого на ось колесной пары, достигает 550 кг, что соизмеримо с массой предложенного генератора мощностью 16 кВт.

Полезный эффект от использования данного генератора состоит в следующем:

существенно повышается надежность системы энергоснабжения пассажирских вагонов из-за исключения трансмиссии (в купейных вагонах с кондиционированием на ось не устанавливается редуктор, карданный вал и муфта; в плацкартных вагонах без кондиционирования не устанавливается ременная передача или карданный вал);

упрощается техническое обслуживание и ремонт купейных вагонов с кондиционированием за счет исключения операции по распрессовке колес при ремонте редуктора на оси колес;

возможна полная унификация системы энергоснабжения вагонов с кондиционированием и без него путем установки одного или нескольких генераторов на колесных осях;

отсутствует несимметричная нагруженность буксовых подшипников из-за исключения реакции в зубчатом редукторе и натяжения ременной передачи.

Все это обеспечивает повышение надежности энергоснабжения и безопасности движения.

Класс B60L1/00 Подача электроэнергии к вспомогательному оборудованию транспортных средств

способ измерения и контроля намагниченности рельсов -  патент 2519473 (10.06.2014)
устройство управления прогревом для транспортного средства -  патент 2510338 (27.03.2014)
способ зарядки автомобильного аккумулятора -  патент 2496205 (20.10.2013)
железнодорожный поезд с вспомогательной сетью электрического питания -  патент 2491181 (27.08.2013)
устройство непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза -  патент 2478046 (27.03.2013)
способ питания резервных вспомогательных потребителей, вспомогательный преобразователь и железнодорожное транспортное средство для осуществления способа -  патент 2467891 (27.11.2012)
способ регулирования мощности тягового генератора тепловоза -  патент 2466039 (10.11.2012)
схема питания вспомогательных нагрузок локомотива -  патент 2462374 (27.09.2012)
способ формирования поездов из отдельных вагонов -  патент 2460653 (10.09.2012)
гибридное транспортное средство и способ управления электроэнергией гибридного транспортного средства -  патент 2453455 (20.06.2012)

Класс B61D43/00 Устройства, использующие энергию движения транспортных средств

автоматическое предназначенное для транспортного средства устройство для выработки энергии, которое не загрязняет окружающую среду -  патент 2469892 (20.12.2012)
генератор электрического тока, применяемый на рельсовом транспорте -  патент 2412841 (27.02.2011)
подвеска редуктора привода подвагонного генератора (варианты) -  патент 2409491 (20.01.2011)
генератор электрического тока, применяемый на рельсовом транспорте -  патент 2406629 (20.12.2010)
генератор электрического тока, применяемый на рельсовом транспорте -  патент 2377150 (27.12.2009)
система электроснабжения железнодорожного вагона -  патент 2306237 (20.09.2007)
комплекс электроснабжения вагона (варианты) -  патент 2264928 (27.11.2005)
подвеска редуктора привода подвагонного генератора -  патент 2243915 (10.01.2005)
способ выработки электроэнергии с помощью железнодорожного состава путем зацепления электрогенераторных волчков и устройство для его осуществления -  патент 2147697 (20.04.2000)
осевой генератор для выработки электроэнергии из вращательного движения осей транспортного средства -  патент 2129074 (20.04.1999)
Наверх