демпфер

Классы МПК:F16F1/00 Пружины
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Морской технический университет Санкт-Петербурга
Приоритеты:
подача заявки:
1993-04-19
публикация патента:

Использование: в машиностроении преимущественно для демпфирования колебаний конструкций. Сущность изобретения: демпфер содержит один или несколько клиновых элементов в виде уменьшающейся по длине полосы и узел крепления на ее толстом конце. На каждом клиновом элементе установлен поглощающий элемент, который выполнен в виде полосы постоянной толщины с коэффициентом потерь больше 0,05 и присоединен одним концом к тонкому краю клинового элемента. Причем поглощающий элемент может быть выполнен из металлической полосы с нанесенным на ее поверхность вибропоглащающим покрытием либо в виде полосы из материала с собственным коэффициентом потерь больше 0,05, например из титано-никелевого сплава. Узел крепления может быть выполнен в виде пластин, а клиновые элементы крепятся либо по ее периметру либо в два или несколько слоев по толщине. Толщина полосы поглощающего элемента определяется из указанного в описании соотношения. 3 с. и 3 з. п. ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11

Формула изобретения

1. Демпфер, содержащий по крайней мере один клиновой элемент, выполненный в виде полосы с переменной по длине толщиной, поглощающий элемент, расположенный на тонком конце каждого клинового элемента, и узел крепления, присоединенный к толстому концу, клинового элемента, отличающийся тем, что поглощающий элемент выполнен в виде полосы с постоянной толщиной из материала с коэффициентом потерь, превышающим 0,05.

2. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что полоса поглощающего элемента выполнена металлической с нанесенным на ее поверхность вибропоглощающим покрытием.

3. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что полоса поглощающего покрытия выполнена из титаново-никелевого сплава.

4. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что толщина h поглощающего элемента выбрана из соотношения

0,34 демпфер, патент № 2060415 hк демпфер, патент № 2060415 K демпфер, патент № 2060415 hп демпфер, патент № 2060415 2,9 демпфер, патент № 2060415 hкK,

где hк толщина клинового элемента на тонком конце;

демпфер, патент № 2060415

демпфер, патент № 2060415

E, демпфер, патент № 2060415 и b соответственно модуль Юнга, удельный вес и ширина элемента.

5. Демпфер, содержащий несколько клиновых элементов, выполненных в виде полос с переменной по длине толщиной, поглощающий элемент, расположенный на тонком конце каждого клинового элемента, и узел крепления, присоединенный к толстому концу клинового элемента, отличающийся тем, что узел крепления выполнен в виде пластины, а каждый клиновый элемент закреплен по его периметру.

6. Демпфер, содержащий несколько клиновых элементов, выполненных в виде полос с переменной по длине толщиной, поглощающий элемент, расположенный на тонком конце каждого клинового элемента, и узел крепления, присоединенный к толстому концу клинового элемента, отличающийся тем, что клиновые элементы жестко прикреплены к узлу крепления по толщине в два или несколько слоев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к вопросам демпфирования колебаний конструкций.

Известен демпфер, содержащий два коаксиально расположенных цилиндра со встречно направленными фланцами на противоположных торцах цилиндров и размещенный между ними с натягом упругодемпфирующий элемент в виде втулки из материала МР, каждый фланец одного цилиндра соединен с торцом другого цилиндра и цилиндры имеют по кольцевому разрезу, расположенному по разные стороны относительно пластины, проходящей через половину высоты втулки [1]

Основными недостатками данного демпфера являются необходимость нарушения целостности конструкции и уменьшение ее общей несущей способности, обусловленное способом установки виброизолятора между виброизолируемой и опорной конструкцией; слабый отвод виброэнергии из резонансно колеблющейся конструкции; недостаточная эффективность на собственной частоте колебаний системы виброизолированная конструкция амортизатор опорная конструкция и на собственных частотах упругого элемента и опорной конструкции.

Известна вибродемпфирующая конструкция, содержащая прямоугольную металлическую пластину с нанесенным на одной стороне пластины вибропоглощающим покрытием (ВПП), форма которого повторяет форму пластины, причем вибропоглощающее покрытие нанесено симметрично в центральной части пластины [2]

К основным недостаткам устройств, использующих прямое нанесение ВПП на виброизолируемую конструкцию, являются

малая эффективность в низкочастотном диапазоне, соответствующем первым собственным формам колебаний конструкции (до 1 кГц);

большая масса и занимаемая поверхность нанесенного покрытия на конструкцию, сложность и большой объем работ, связанных с нанесением покрытия.

Наиболее близким к изобретению является демпфер, содержащий два клиновых элемента, выполненных в виде полосы с уменьшающейся по длине толщиной от корневого края к тонкому свободному краю, покрытому ВПП, с узлом крепления, расположенным на торцовом конце каждого элемента [3]

К недостаткам данного устройства относится большой общий вес демпфера, технологическая сложность изготовления протяженных клиновых элементов, большая масса используемого ВПП, невозможность использования на высокотемпературных конструкциях.

Техническим результатом изобретения являются:

уменьшение общего веса демпфера и веса используемого вибропоглощающего покрытия за счет функциональной специализации элементов демпфера;

упрощение технологии производства демпфера за счет изготовления более коротких клиновых элементов;

использование на горячих трубопроводах за счет максимального удаления ВПП, используемого в демпфере, от зоны контакта демпфера с поверхностью трубы.

Указанный результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем один или несколько клиновых элементов, выполненных в виде полосы с переменной по длине толщиной, поглощающей элемент, расположенный на тонком конце каждого клинового элемента, и узел крепления, присоединенный к толстому концу клинового элемента, поглощающий элемент выполнен в виде полосы с постоянной толщиной из материала с коэффициентом потерь, превышающим 0,05. Причем полоса поглощающего элемента может быть выполнена металлической с нанесенным на ее поверхность вибропоглощающим покрытием, либо в виде полосы из титано-никелевого сплава. Кроме того, толщина поглощающего элемента hn выбрана из соотношения

0,34hkK демпфер, патент № 2060415 hn демпфер, патент № 2060415 2,9hk демпфер, патент № 2060415 K, (1) где hk толщина клинового элемента на тонком краю;

К демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415 демпфер, патент № 2060415; E, демпфер, патент № 2060415, b модуль Юнга, удельный вес, ширина элемента соответственно;

k, n индексы, относящиеся к характеристикам клинового элемента на тонком краю и поглощающего элемента.

Узел крепления в одном случае выполнен в виде пластины, а каждый клиновой элемент закреплен по его периметру, а в другом случае клиновые элементы закреплены жестко к узлу крепления по толщине в два или несколько слоев.

Сущность изобретения заключается в следующем. При работе демпфера на основе клинового поглотителя реализуются три физических процесса, а именно:

преобразуются по длине клина длинноволновые формы колебаний в коротковолновые;

увеличивается амплитуда виброволны по длине клина от толстого к тонкому краю;

поглощается виброэнергия в клиновом элементе.

На фиг. 1 изображена конструкция данного демпфера; на фиг. 2 распределение амплитуды изгибной волны по длине заявляемого демпфера; на фиг. 3 конструкция демпфера с одним узлом крепления и тремя клиновыми элементами, расположенными по периметру; на фиг. 4 дизель, жестко установленный на пластинчатый фундамент с демпфером; на фиг. 5 конструкция демпфера, установленного на пластины со свернутым тонким концом; на фиг. 6 эффективность демпфера по снижению вибрации пластин фундамента; на фиг. 7 схема установки демпфера на трубопроводе; на фиг. 8 конструкция демпфера, в котором клиновые элементы крепятся к узлу вертикально тремя параллельными рядами; на фиг. 9 эффективность демпфирования колебаний трубопровода с помощью демпферов; на фиг. 10 фрагмент внутреннего помещения судна, на переборке которого закреплены демпферы; на фиг. 11 конструкция демпфера, в котором к пластинчатому узлу крепления крестообразно присоединены по периметру симметрично клиновые элементы со свернутыми тонкими концами.

Демпфер содержит по крайней мере один клиновой элемент 1, выполненный в виде полосы с переменной по длине толщиной, поглощающий элемент 2, расположенный на тонком конце каждого клинового элемента, выполнен в виде полосы с постоянной толщиной из материала с коэффициентом потерь, превышающим 0,05, узел 3 крепления, присоединенный к толстому концу клинового элемента. Полоса поглощающего покрытия выполнена металлической с нанесением на ее поверхность вибропоглощающего покрытия, например, типа "Адем" или полоса выполнена из титано-никелевого сплава.

При этом толщина поглощающего элемента hn определяется из соотношения (1).

Общую длину демпфера (фиг. 5) можно значительно уменьшить, свернув поглощающий элемент 2 и тонкую часть клинового элемента 1 в рулон и закрепив его с помощью стяжки. Возможны варианты выполнения демпфера с узлами крепления, в одном случае узел крепления может быть выполнен в виде пластины и каждый клиновой элемент закреплен по его периметру, в другом случае клиновые элементы прикреплены к узлу крепления по толщине в два или несколько слоев.

Данные демпферы могут применяться для гашения колебаний в разных конструкциях и системах.

На фиг. 4 приведена схема установки данного устройства для демпфирования колебаний, создаваемых дизелем 4 в пластинах фундамента 5 при его работе под нагрузкой. Причем вал дизеля соединен с устройством нагрузки через виброизолирующую муфту 6. Одиннадцать демпферов 7 крепятся к пластинам фундамента болтами 8. Демпфер выполнен как изображено на фиг. 5, т.е. для уменьшения размеров поглощающий элемент и тонкий конец клинового элемента 1 свернуты в рулон и закреплены стяжкой 9.

На фиг. 7 приведена схема установки демпфера на трубопроводе 10 с помощью хомутов 11, жестко соединяющих узел крепления демпфера с трубой. В этом случае использовался демпфер, изображенный на фиг. 8, т.е. клиновые элементы, присоединены к узлу крепления по толщине в три слоя.

На фиг. 10 приведена схема демпфирования колебаний переборки 12, разделяющей внутренние помещения на судне путем крепления данного устройства 13 с помощью болтов 14. В данном случае использовались демпферы (фиг. 11) с четырьмя клиновыми элементами, присоединенными по периметру симметрично к пластинчатому узлу крепления. В обоих случаях демпфер работает одинаково. Колебания виброизолируемой конструкции (пластины фундамента, трубопровода, переборки) кинематически перемещают узел крепления демпфера, который в свою очередь возбуждает виброволну в клиновом элементе (фиг. 2).

По мере распространения от корневого к тонкому концу длина распространяемой волны уменьшается, а ее амплитуда возрастает до заданной величины 15 (фиг. 2). Далее, попадая в поглощающий элемент 2, виброволна уменьшает свою амплитуду при неизменной длине за счет потерь энергии в демпфирующем слое или внутренних потерь в самом материале поглощающего элемента.

Эффективность данного устройства приведена на фиг. 6 кривой 16 для случая демпфирования пластин фундамента, на который установлен дизель (фиг. 4), и на фиг. 9 кривой 17 для случая снижения вибраций трубопровода (фиг. 7).

Использование изобретения позволяет уменьшить общий вес демпфера и вес используемого ВПП за счет введения демпфирующего элемента и функциональной специализации элементов демпфера, а также упростить технологию изготовления за счет более короткого клинового элемента и демпфировать колебания высокотемпературных конструкций за счет максимального удаления ВПП от высокотемпературной поверхности.

Класс F16F1/00 Пружины

упругий элемент тарельчатого типа -  патент 2529690 (27.09.2014)
многоэлементный направляющий подшипник для применения в подшипниковом узле автомобиля -  патент 2528517 (20.09.2014)
воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
упругая подвеска с регрессивно-прогрессивной характеристикой -  патент 2521879 (10.07.2014)
виброизолятор с большим ходом и способ изготовления его упругогистерезисных элементов -  патент 2520230 (20.06.2014)
винтовая пружина растяжения-сжатия для резонансных механических колебательных систем -  патент 2520011 (20.06.2014)
виброизолятор -  патент 2519584 (20.06.2014)
эластичная опора головки амортизационной стойки для автомобиля и способ регулирования напряжения сжатия в эластичном кольцевом теле опоры головки амортизационной стойки -  патент 2518937 (10.06.2014)
виброизолятор большой грузоподъемности с коническими втулками -  патент 2516920 (20.05.2014)
опора подвески транспортного средства -  патент 2516865 (20.05.2014)
Наверх