добавка к бензину, топливная композиция

Классы МПК:C10L1/02 на основе компонентов, включающих только углерод, водород и кислород 
C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Хорский гидролизный завод
Приоритеты:
подача заявки:
1995-06-14
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания. Предлагается высокооктановая добавка к моторному топливу, содержащая, мас. %: отходы производства этилового спирта из древесного сырья 8-80, обводненный этиловый спирт остальное. Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая 2-20 мас. % вышеуказанной добавки. Использования предлагаемой добавки в составе топливной композиции позволяет снизить температуру помутнения композиции, способствует увеличению ее октанового числа и сохранению коррозионных свойств базового бензина после смешения его с обводненным этиловым спиртом. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Добавка к бензину на основе этилового спирта, содержащая сорастворитель, отличающаяся тем, что в качестве сорастворителя она содержит отходы гидролизного производства этилового спирта из древесного сырья при следующем соотношении компонентов, мас.

Отходы гидролизного производства этилового спирта из древесного сырья 8 80

Этиловый спирт Остальное

2. Топливная композиция на основе бензина, содержащая высокооктановую добавку, отличающаяся тем, что в качестве добавки она содержит состав по п.1 в количестве 2 20 мас.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания.

В качестве высокооктановой добавки к топливам для двигателей внутреннего сгорания, в частности к бензинам, широкую известность получил этиловый спирт. Однако, как правило, используют обводненный спирт, вследствие чего при введении его в топливо фазовая стабильность последнего снижается. Разделение топливной композиции на бензиновый и водно-спиртовый слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания глохнет двигатель, замерзают топливные баки и т.п.

Для устранения указанного недостатка используют ряд приемов: например, удаление воды из спирто-бензиновой смеси путем обработки ее 45%-ным раствором СаСl2 в присутствии твердого СаСl2 или путем обработки водно-спиртового слоя кеталями, ацеталями или ортоэфирами с последующим смещением полученного безводного продукта с углеводородной частью топливной композиции.

Однако эти способы трудоемки и недостаточно эффективны.

Известно также использование различных сорастворителей (солюбилизирующих добавок) к этиловому спирту, которые предотвращают расслоение при низких температурах фаз углеводородов и этилового спирта в топливно-этанольных смесях.

Так, например, известна добавка к топливам на основе этилового спирта, содержащая метил-трет-бутиловый эфир в качестве сорастворителя.

Топливная композиция, содержащая эту добавку, имеет следующий состав, об.

этиловый спирт 10-18

метил-третт-бутиловый эфир 4-12

бензин 82-90

Известна добавка к топливу на основе этилового спирта, содержащая также гептан, воду и сложные эфиры карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, об.

этиловый спирт 55-90

гептан 5-10

вода до 5

сложные эфиры карбоновых кислот 10-45

Добавку вводят в топливо в количестве 10 об.

Известна топливная композиция, содержащая бензин, этиловый спирт и добавку, улучшающую стабильность композиции, которая представляет собой алкилацетат с алкильными радикалами С1-C6 линейного или разветвленного строения. Содержание сорастворителя в композиции 0,1-1,0% (1).

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является добавка к моторному топливу, содержащая обводненный этиловый спирт и сорастворитель, представляющий собой высшие алифатические спирты С3-C5, например пропиловый спирт, изопропиловый спирт, бутиловый, изобутиловый или трет-бутиловый спирт, амиловый или изоамиловый спирты или их смеси.

Топливная композиция, содержащая эту добавку, имеет следующий состав, мас. (2):

обводненный этиловый спирт 1-12

алифатические спирты С3-C5 0,3-4,0

бензин остальное

Ограниченность ресурсов производства высших алифатических спиртов С3-C5, их высокая стоимость ограничивают возможность применения известной композиции.

Задачей изобретения является разработка высокооктановой добавки к моторным топливам на основе недефицитного отечественного сырья, обеспечивающей фазовую стабильность топлива, а также разработка топливной композиции, содержащей эту добавку.

Для решения поставленной задачи предлагаемая добавка к моторному топливу на основе обводненного этилового спирта, содержащая в качестве сорастворителя отход производства этилового спирта из древесного сырья при следующем соотношении компонентов, мас.

отход производства этилового спирта из древесного сырья 8-80

обводненный этиловый спирт остальное

Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая добавку вышеуказанного состава в количестве 2-20 мас.

Отличие заявляемого технического решения от известных состоит в использовании в составе добавки отходов производства этилового спирта из древесного сырья в качестве сорастворителя.

Топливная композиция, содержащая предлагаемую добавку в заявленном количестве, обладает фазовой стабильностью.

Авторами экспериментальным путем установлено, что использование отходов, так называемой "альдегидо-эфиро-спиртовой" фракции", в заявленном количестве позволяет получить автомобильное топливо, не расслаивающееся при температурах ниже -20oC и отвечающее требованиям "комплекса методов квалификационной оценки автомобильных бензинов" (утв. ГМК при Госстандарте СССР 25.10.90 г. протокол N 2) по температуре помутнения.

Отходы производства этилового спирта из древесного сырья до настоящего времени не находят квалифицированного применения и сжигаются.

Квалифицированное использование этих отходов позволит увеличить объем выпускаемых экологически чистых автомобильных бензинов, а также повысить экономичность не только производства бензинов, но и процесса производства этилового спирта из древесного сырья.

Отходы представляют собой смесь алифатических спиртов С3-C5, сложных эфиров метилового и этилового спиртов и муравьиной и уксусной кислот, фурфурола и других органических соединений.

При производстве этилового спирта из древесного сырья в процессе его гидролиза и последующего дрожжевого брожения образуется этиловый спирт с примесями других веществ, которые затем отделяются в процессе ректификации на колонных непрерывного действия:

бражная колонна

эпюрационная колонна

эфирная колонна

спиртовая колонна

метанольная колонна

Смесь веществ, отделяемых в процессе ректификации, и предлагается использовать в качестве сорастворителя.

Содержание отходов в составе высокооктановой добавки менее 8% не обеспечивает требуемой стабильности топливной композиции, а введение сорастворителя в количестве более 80% ухудшают ее октановые характеристики.

Обводненный этиловый спирт выпускается по ГОСТ 18300-87 и содержит до 4% воды.

В качестве основы топливной композиции используют бензины типа А-76, А-92, АИ-91 с температурой помутнения ниже -25oC.

Предлагаемую добавку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и постоянном перемешивании.

Добавку при таких же условиях вводят в базовый бензин.

Указанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой добавки, которые затем смешивали с базовым бензином и полученные композиции испытывали по "Комплексу методов квалификационной оценки" и по ГОСТ 2084-77.

Состав образцов добавки приведен в табл. 1, а состав образцов топливной композиции и результаты испытаний в табл. 2.

Данные, приведенные в табл. 2, подтверждают, что использование отходов производства этилового спирта из древесного сырья в качестве сорастворителя в составе высокооктановой добавки на основе этилового спирта позволяет снизить температуру помутнения топливной композиции, а также способствует увеличению ее октанового числа и сохранению коррозионных свойств базового бензина после смешения его с обводненным этиловым спиртом.

Класс C10L1/02 на основе компонентов, включающих только углерод, водород и кислород 

комплексный способ производства метилового эфира ятрофы и сопутствующих продуктов -  патент 2528387 (20.09.2014)
способ переэтерификации растительного масла -  патент 2521343 (27.06.2014)
конверсия растительных масел в базовые масла и топлива для транспортных средств -  патент 2514918 (10.05.2014)
способ и установка для получения синтетического топлива -  патент 2509070 (10.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
способ получения бионефти -  патент 2501840 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
полученное из биомассы пиролизное масло с низким содержанием металлов и способы его получения -  патент 2495909 (20.10.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх