способ получения лакокрасочного пигмента
Классы МПК: | C09C1/24 оксиды железа C09C1/00 Обработка специальных неорганических материалов иных, чем волокнистые наполнители |
Автор(ы): | Лозовая Валентина Ивановна[UA], Янковский Николай Андреевич[UA], Островская Алина Ивановна[UA], Кравченко Борис Васильевич[UA], Польоха Алина Михайловна[UA], Заблуда Михаил Васильевич[UA], Степанов Валерий Андреевич[UA], Кунчий Леонид Карпович[UA], Козлова Ольга Юрьевна[UA] |
Патентообладатель(и): | Горловский арендный концерн "Стирол" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-01-16 публикация патента:
20.11.1996 |
Способ получения лакокрасочного пигмента из отработанного железохромового катализатора производства аммиака путем его размола до тонины не более 50 мкм с последующим перетиром порошкообразного продукта в среде органического растворителя. Показатели покрытия на основе полистирольного лака с содержанием 20 - 40% данного пигмента: укрывистость 160-316 г/м2, стойкость к атмосферной коррозии по ГОСТ 6992-68 - У.8 баллов, высокие показатели по адгезии и изгибу пленки, 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ получения лакокрасочного пигмента из отработанного железохромового катализатора, включающий размол, отличающийся тем, что размолу подвергают отработанный железохромовый катализатор производства аммиака до тонины не более 50 мкм с последующим перетиром порошкообразного продукта в среде органического растворителя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам получения пигментов для лакокрасочной промышленности. Известны лакокрасочные пигменты на основе железа или хрома (1). Однако известные пигменты в основном получают в сложных технологических условиях, связанных с необходимостью обжига составляющей шихты при высоких температурах и трудоемкими физико-механическими операциями обработки пигмента в процессе его получения. Наиболее близким к данному изобретению является способ получения пигмента на основе отработанного при среднетемпературной конверсии окиси углерода железохромового катализатора после его размалывания в шаровой мельнице (2). Использование отработанного железохромового катализатора (ЖХК) в качестве лакокрасочного пигмента, полученного таким способом, не дает желаемых результатов: лакокрасочные композиции на основе керамического пигмента имеют неудовлетворительные малярно-технические характеристики, сорность пленки, низкие укрывистость и адгезию, недостаточную атмосферостойкость. Задачей изобретения является получение лакокрасочного пигмента из отработанного железохромового катализатора производства аммиака с лучшей укрывистостью, более высокими показателями по адгезии и изгибу лакокрасочной пленки и стойкостью к атмосферной коррозии. Данный технический результат достигается в результате сухого размола отработанного железохромового катализатора производства аммиака до тонины не более 50 мкм и последующего перетира порошкообразного продукта в среде органического растворителя. Состав отработанного ЖХК для получения пигмента, в мас. оксиды железа 85 86оксиды хрома 6 7
сажа 5 2
Гранулированный отработанный железохромовый катализатор ТУ 6-03-317-77 размалывают в шаровой мельнице до максимально достигаемой тонины помола в пределах не выше 50 мкм до остатка не более 0,15% на сите N 005. Полученный пигмент смешивают в соотношении 1:1 с толуолом (сольвентом) и перетирают, например, в бисерной мельнице, до соответствия пленки эталону по ОСТ 10086 - 39. В качестве пленкообразователя используют полистирольный лак в виде 20% -ного раствора полистирола в толуоле (сольвенте). Затем лак смешивают с 20-40% полученного пигмента и у приготовленных лакокрасочных композиций определяют малярно-технические и физико-механические показатели: укрывистость, сорность пленки, прочность на удар, изгиб, адгезию, стойкость к атмосферной коррозии. Приводим также композицию, приготовленную на традиционном пигменте - железном сурике (1) и сравнительную характеристику лакокрасочных покрытий на его основе (пример 7). Результаты приведены в таблице. Как видно из таблицы, покрытия, полученные на основе пигментов по предлагаемому способу из отработанного железохромового катализатора и при расходе 20 40 мас. (примеры 1,2) по сравнению с прототипом (примеры 3,4) имеют лучшую укрывистость, выше показатели по адгезии и изгибу пленки, лучше стойкость к атмосферной коррозии. При использовании отработанного размолотого катализатора без перетира с органическим растворителем (примеры 5,6) показатели керамического пигмента улучшаются, однако по сорности пленки покрытие не соответствует эталону. Лакокрасочные покрытия на основе пигмента из отработанного ЖХК по способу изобретения по сравнению с покрытиями на железном сурике (пример 7), обладают достаточной укрывистостью при таких же физико-механических показателях. Таким образом, получение и промышленное применение лакокрасочного пигмента по данному изобретению целесообразно: новый продукт пигмент, сокращение расходов на приобретение пигмента, утилизация отхода производства, исключение загрязнения окружающей среды.
Класс C09C1/00 Обработка специальных неорганических материалов иных, чем волокнистые наполнители