зубчатая цилиндрическая передача

Классы МПК:F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество закрытого типа Научно-производственное предприятие "Аэромеханика",
Журавлев Герман Александрович,
Смирнов Геннадий Петрович,
Николаев Андрей Вадимович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-02-24
публикация патента:

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатые колеса с разными углами наклона. Рабочие поверхности зубчатых колес образованы эвольвентами. Угол зацепления выбран в зависимости от комплексного параметра, характеризующего уровень деформативности редуктора, в котором используется зубчатая передача. Комплексный параметр рассчитывается по математической формуле, в которую входят максимально возможные углы перекоса и непараллельность осей колес, коэффициент нагруженности редуктора, углы наклона взаимодействующих колес. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

Зубчатая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из зависимости

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= 24зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774+зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 d,

где зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw - угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес, град.

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw - комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, град. определяемый по формуле

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= [108зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 (0,91 зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п+0,41 зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп-зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у)]1/2,

где зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п - максимально возможный угол перекоса осей колес, рад;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп - максимально возможный угол непараллельности осей колес, рад;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у - абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес, рад;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у= зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741-зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741 и зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742 - углы наклона взаимодействующих колес, рад;

d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0,7 - 1,0,

причем при зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw> 10зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 принимают зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= 10зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузкой способности.

Известна зубчатая передача, рабочие поверхности которой образованы эвольвентами [1] Фактический угол зацепления такой передачи выбран в соответствии с математической зависимостью, в которую входят углы профиля зуба, номинальный угол зацепления, передаточное число и др. элементы геометрии зубчатой передачи (см. формулу изобретения). Такая зубчатая передача, по утверждению заявителя, обладает повышенной нагрузочной способностью. Однако при работе такой передачи в приводном механизме, например в редукторе вертолета, детали которого обладают повышенной деформативностью, а сам редуктор работает в условиях разнорежимного нагружения, перекос и непараллельность осей зубчатых колес неизбежны, а это приводит к снижению ресурса редуктора.

Известна цилиндрическая зубчатая передача [2] в которой для компенсации влияния перекоса на условия зацепления и получения контакта зубьев по всей длине под нагрузкой взаимодействующие колеса выполнены с разными углами наклона зубьев:

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774

где зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774y абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741 и зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

В условиях разнорежимного нагружения даже использование в редукторах зубчатых колес с разными углами наклона зубьев не позволяет устранить перекос. Это приводит к значительному снижению ресурсов работы редуктора.

Перекос в зубчатой передаче неизбежен из-за влияния неточности изготовления деталей и в случае применения редукторов с достаточно жесткими деталями и корпусом.

Задачей настоящего изобретения является устранение негативного влияния перекоса и непараллельности осей зубчатых колес и, как следствие, повышение несущей способности и ресурса передачи.

Это достигается благодаря тому, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, угол зацепления выбран по зависимости:

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= 24зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774+зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774twзубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774d,

где зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес (град);

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, в котором использована зубчатая передача (град), определяемый по формуле:

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= [108зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774узубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774(0,91зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п+0,41зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп-зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у)]1/2,

где зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п максимально возможный угол перекоса осей колес (рад.);

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп максимально возможный угол непараллельности осей колес (рад.);

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741 и зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0.7oC1.0; причем при зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw> 10 град. принимают зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= 10 град.

Большая величина коэффициента d выбирается для редукторов, испытывающих стабильное нагружение, а меньшая для редукторов с существенно переменными условиями нагружения.

Опыт эксплуатации авиационных редукторов со сплошным корпусом, у которых под нагрузкой угол между осями зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774пзубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774max <4зубчатая цилиндрическая передача, патент № 208777410-4 рад. показывает, что в зубчатых передачах наиболее рациональным оказывается угол зацепления в диапазоне зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw 24o oC 26o. При этом больший угол соответствует прямозубым цилиндрическим колесам, меньший-цилиндрическим и коническим с непрямыми зубьями.

Опыт эксплуатации редукторов с высокодеформативным корпусом, в условиях зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774пзубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774max зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774 10-3 рад. показывает, что при использовании в зубчатых передачах угла зацепления такой же величины, как и в редукторах со сплошным корпусом, а именно: зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw 25o, ресурс его может оказаться в несколько раз (до 10 раз) меньше относительно редукторов со сплошным корпусом.

Однако выполнение редуктора с шестернями, угол зацепления в которых выбран из предлагаемого соотношения, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес, особенно в редукторах с высокодеформативным корпусом при равнорежимном нагружении, и существенно компенсировать негативное влияние перекоса. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами без снижения нагрузочной способности и ресурса.

Предлагаемая нами зависимость взаимосвязи угла зацепления с углом перекоса и непараллельности осей колес, с углами наклона зубьев взаимодействующих колес была нами выведена теоретически.

Положительные результаты испытаний зубчатого зацепления, выполненного по предлагаемому решению, подтверждают его правильность. Данная зависимость ранее нам не была известна.

На фиг. 1 схематически изображениа цилиндрическая зубчатая передача; фиг. 2 вид "А" на фиг. 1; фиг. 3 схематическое изображение поля зацепления зубчатой передачи при наличии перекоса и непараллельности осей; фиг. 4 - схематическое изображение внешнего вида редуктора со сплошным корпусом; фиг. 5 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе со сплошным корпусом; фиг. 6 схематическое изображение внешнего вида редуктора с "высокодеформативным" корпусом; фиг. 7 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе с "высокодеформативным" корпусом;

Для наглядности суммарные углы зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774пзубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774max между осями колес условно показаны увеличенными. В общем случае они лежат в плоскости, не совпадающей с плоскостью, проходящей через номинальные оси колес, или с перпендикулярной ее плоскостью.

Зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу 4. Рабочие поверхности зубьев колеса 1 и колеса 3 образованы эвольвентами. Зубчатое колесо 1 выполнено с углом наклона зубьев зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741 колесо 3 с углом наклона зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742 Углы наклона зубьев зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741 и зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742 различны:

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у= зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877741-зубчатая цилиндрическая передача, патент № 20877742. Угол зацепления зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw определен исходя из зависимости.

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774

(принятый зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw 10 град.) и расчитаный по формуле:

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw= [108зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774узубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774(0,91зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п+0,41зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп-зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774у)]1/2

На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения:

N-N общая нормаль к сопряженным профилям;

A и B точки касания общей нормали с основными окружностями;

P точка полюса зацепления;

x-x перпендикуляр к линии O1O2

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw угол зацепления;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774п угол перекоса осей колес;

зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774нп угол непараллельности осей колес;

P-P полюсная линия;

2-2, 3-3 номинальное положение осей колес;

2-2" фактическое положение оси колеса в деформированном редукторе.

Использованию предлагаемого решения, например, в конструкции редуктора, предшествуют прочностной и жесткостной анализ корпуса, определение условий работы зубчатых колес, определение возможности возникновения перекосов и непараллельности осей, их максимально возможной величины. Необходимо также знать те условия, в которых будет работать редуктор, т.к. выбор коэффициента d определяется именно уровнем нагруженности.

Наиболее целесообразно использовать предлагаемые зубчатые цилиндрические передачи в вертолетных редукторах прогрессивного типа, например, со стержневой, высокодеформативной конструкцией корпуса, у которых зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774пзубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774max 4зубчатая цилиндрическая передача, патент № 208777410-4 oC 5зубчатая цилиндрическая передача, патент № 208777410-3 рад; (см. фиг. 6 и 7). К ним относятся и вертолетные редукторы, которые работают в условиях разнорежимного нагружения и для которых d=0.7.

Угол зацепления зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw для зубчатых передач, используемых в такого типа редукторах, определенный по предлагаемой зависимости, будет равен зубчатая цилиндрическая передача, патент № 2087774tw 31o oC 34o.

Выполнение редуктора с зубчатыми передачами, угол зацепления которых выбран из предлагаемых зависимостей, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес в редукторе с высокодеформативным корпусом и существенно компенсировать их негативное влияние. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами.

Применение предлагаемого решения расширяет сферу использования облегченного редуктора с высокодефомативными корпусом и деталями зубчатых передач, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик зубчатого привода.

Класс F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами 

роликовая модель зубчатой передачи -  патент 2485469 (20.06.2013)
зубчатая передача -  патент 2484337 (10.06.2013)
зубчатая передача -  патент 2416746 (20.04.2011)
роликовая модель зубчатой передачи -  патент 2400720 (27.09.2010)
способ установления угла главного профиля исходного производящего реечного контура и коэффициента его смещения при нарезании прямозубых зубчатых колес с малым числом зубьев внешней эвольвентной передачи с передаточным отношением, равным единице -  патент 2143622 (27.12.1999)
прямозубая цилиндрическая передача -  патент 2137959 (20.09.1999)
зубчатая передача -  патент 2055255 (27.02.1996)
зубчатая передача -  патент 2023208 (15.11.1994)
Наверх