устройство для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств

Классы МПК:B61F5/38 устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей или тележек при движении по криволинейным участкам пути, например плавающие или качающиеся оси 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин
Приоритеты:
подача заявки:
1995-07-05
публикация патента:

Использование: в устройствах тележек подвижного состава, обеспечивающих радиальную установку колесных пар при движении по криволинейным участкам пути. Сущность изобретения: устройство содержит буксу и два шарнирных поводка для соединения буксы с рамой тележки. С одной стороны каждого поводка установлен резинометаллический подшипник, а с другой стороны установлены шарнирный подшипник, торцевые втулки с коническими отверстиями для ограничения поворота валика в шарнирном подшипнике и с наружной сферической поверхностью, торцевые упоры с внутренней конической поверхностью, контактирующей с наружной сферической поверхностью торцевых втулок, и разъемные стопорные шайбы для фиксации на валике торцевых упоров. 2 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств, содержащее буксу и два шарнирных поводка для соединения буксы с рамой тележки, отличающееся тем, что с одной стороны каждого поводка установлен резинометаллический подшипник, а с другой стороны установлены шарнирный подшипник, торцевые втулки с коническими отверстиями для ограничения поворота валика в шарнирном подшипнике и с наружной сферической поверхностью, торцевые упоры с внутренней конической поверхностью, контактирующей с наружной сферической поверхностью торцевых втулок, и разъемные стопорные шайбы для фиксации на валике торцевых упоров.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам тележек подвижного состава, обеспечивающих радиальную установку колесных пар при движении по криволинейным участкам пути.

Известно устройство для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств, содержащее буксу и два шарнирных поводка для соединения буксы с рамой тележки (авт. св. СССР N 1708682, кл. D 61 F 5/38, 1992).

Недостатком известного устройства является наличие специального механизма радиальной установки колесных пар.

Техническим результатом изобретения является обеспечение радиальной установки колесной пары при движении по криволинейным участкам железнодорожного пути без применения специального механизма радиальной установки, а также снижение износа гребней колес и боковых поверхностей головки рельсов за счет снижения боковых сил, действующих на колесную пару.

Этот технический результат достигается тем, что в устройстве для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств, содержащем буксу и два шарнирных поводка для соединения буксы с рамой тележки, с одной стороны каждого поводка установлен резинометаллический подшипник, а с другой стороны установлены шарнирный подшипник, торцевые втулки с коническими отверстиями для ограничения поворота валика в шарнирном подшипнике и с наружной сферической поверхностью, торцевые упоры с внутренней конической поверхностью, контактирующей с наружной сферической поверхностью торцевых втулок, и разъемные стопорные шайбы для фиксации на валике торцевых упоров.

На фиг.1 изображено устройство для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств, общий вид; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Устройство для самоустановки колесных пар рельсовых транспортных средств в прямых и кривых участках пути (фиг.1, фиг.2) состоит из буксы 1 и двух шарнирных поводков 2 для соединения буксы 1 с рамой тележки. Букса 1 имеет приливы 3 с клиновыми пазами для хвостовиков валиков 4 и 5 поводков 2. Поводок 2 (фиг. 2) состоит из литого корпуса 6 с двумя отверстиями. С одной стороны поводка установлен валик 4 и резинометаллический подшипник 7, с другой стороны установлен валик 5 с шарнирным подшипником 8 и торцевыми втулками 9 с коническими отверстиями 10 и наружной сферической поверхностью 11, торцевыми упорами 12 с внутренней конической поверхностью 13 и разъемными стопорными шайбами 14, фиксирующими на валике 5 торцевые упоры 12.

Устройство работает следующим образом.

При набегании колесной пары на рельс в кривой под действием боковой силы колесная пара (не показана) разворачивается в шарнирном подшипнике 8, занимая в кривой радиальное положение. Величина угла поворота при этом не более чем угол, разрешенный коническими отверстиями 10 торцевых втулок 9. При большем угле поворота начинают работать резинометаллические подшипники 7, обеспечивающие необходимую возвращающую силу после прохода кривой.

При повороте буксы 1 валики 5, жестко зафиксированные в приливах буксы 3, поворачиваются в шарнирном подшипнике 8. При этом торцевые упоры 12 своими коническими поверхностями скользят по сферическим поверхностям торцевых втулок 9. Разъемные стопорные шайбы 14 фиксируют торцевые упоры на валике 5. Конструкция торцевого упора 12 обеспечивает защиту подшипникового узла от попадания пыли.

Благодаря этому устройству обеспечивается радиальная установка колесных пар в криволинейных участках железнодорожного пути без применения специального механизма радиальной установки колесной пары. Радиальная установка приводит к уменьшению износа контактирующих поверхностей колеса и рельса.

Конструкция устройства позволяет произвести ее установку на тепловозы (например 2ТЭ116, ТЭП 70 и т.д.) в условиях депо.

Испытания устройства по сравнению с типовым буксовым узлом тепловоза 2ТЭ116 при прохождении кривой радиусом 300 м железнодорожного пути показали, что суммарная величина боковой силы между наружным рельсом и набегающим колесом снижается примерно на 20%

В результате применения устройства сокращается износ гребней колес и боковых поверхностей головки рельса без необходимости применения специального механизма радиальной установки колесной пары в кривых участках пути.

Класс B61F5/38 устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей или тележек при движении по криволинейным участкам пути, например плавающие или качающиеся оси 

способ снижения износа системы колесо-рельс -  патент 2515946 (20.05.2014)
способ снижения износа системы колесо-рельс и конструкция для его осуществления -  патент 2449910 (10.05.2012)
тележка грузового вагона -  патент 2440907 (27.01.2012)
способ регулирования активной ходовой части рельсового транспортного средства -  патент 2422312 (27.06.2011)
тележка с механизмом радиальной установки колесной пары -  патент 2349478 (20.03.2009)
одноосная тележка подвижной единицы железнодорожного транспорта -  патент 2347701 (27.02.2009)
тележка рельсового транспортного средства -  патент 2333857 (20.09.2008)
двухосная тележка подвижной единицы железнодорожного транспорта -  патент 2329907 (27.07.2008)
восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство (варианты) -  патент 2326015 (10.06.2008)
восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство (варианты) -  патент 2326014 (10.06.2008)
Наверх