способ прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках

Классы МПК:G01S13/95 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для метеорологических целей
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Атабиев Махти Джафарович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-11-22
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной метеорологии и может быть использовано для прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках. Согласно способу перед входом самолета в облако с помощью бортовой РЛС зондируют облако в направлении предполагаемого маршрута и определяют усредненное значение отраженного от него радиолокационного сигнала. Одновременно измеряют скорость полета самолета и температуру атмосферной среды за бортом. После этого находят усредненное значение водности, соответствующее усредненному значению отраженного от облака радиолокационного сигнала, а также коэффициент захвата и намерзания, учитывающие влияние скорости полета самолета и температуру атмосферной среды за бортом на рост льда на обшивке самолета. Затем используя имеющиеся данные, расчетным путем определяют толщину слоя льда, который может образоваться на обшивке самолета через облако, и, сравнивая полученные данные с предельно допустимыми значениями для данного типа самолета, судят об опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках, заключающийся в радиолокационном зондировании переохлажденного облака и определении его радиолокационной отражаемости, отличающийся тем, что радиолокационное зондирование осуществляют только для участка переохлажденного облака, по которому проходит маршрут самолета, определяют среднее значение водности с учетом усредненного значения радиолокационной отражаемости, рассчитывают толщину льда, который может образоваться на обшивке самолета при его прохождении через переохлажденное облако с учетом протяженности маршрута в переохлажденном облаке, среднего значения водности, а также суммарного коэффициента захвата и коэффициента намерзания, определяемых по данным, соответственно о температуре атмосферной среды и скорости самолета, сравнивают расчетную толщину льда с предельно допустимым его значением и прогнозируют опасность обледенения самолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано в авиации для прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках.

Известны различные способы прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках, основанные на статистической обработке анкетных данных об обледенении различных типов самолетов гражданской авиации в различные времена года с учетом высоты полета и других условий [1,2]

Известные способы сложны в реализации и сопряжены со значительными погрешностями, так как основаны на вероятностной оценке, при которой необходим большой экспериментальный материал по каждому конкретному типу самолета.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках, заключающийся в радиолокационном зондировании переохлажденного облака и определении его радиолокационной отражаемости [3]

Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов прогнозирования, что обусловлено тем, что не учитывается влияние на искомый результат таких важнейших характеристик, как протяжность маршрута самолета в переохлажденном облаке, температура и водность облачной среды, а также скорость полета самолета.

Целью настоящего изобретения является повышение достоверности прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе прогнозирования опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках, заключающемся в радиолокационном зондировании переохлажденного облака и определении его радиолокационной отражаемости, радиолокационное зондирование осуществляют только для участка переохлажденного облака, по которому проходит маршрут самолета, определяют среднее значение водности с учетом усредненного значения радиолокационной отражаемости, расчитывают толщину льда, который может образоваться на обшивке самолета при его прохождении через переохлажденное облако с учетом протяженности маршрута в переохлажденном облаке, среднего значения водности, а также суммарного коэффициента захвата и коэффициента намерзания, определяемых по данным, соответственно о температуре атмосферной среды и скорости самолета, сравнивают расчетную толщину льда с предельно допустимым его значением и прогнозируют опасность обледенения самолета.

На чертеже (рис. А) изображено схематично переохлажденное облако, а на (рис. В) профиль радиолокационной отражаемости.

Способ реализуется следующим образом.

При подлете самолета 2 к переохлажденному облаку 1 (рис. А) с помощью бортовой РЛС осуществляют радиолокационное зондирование облака 1 в направлении предполагаемого маршрута (А А). В процессе радиолокационного зондирования облака определяют отраженные радиолокационные сигналы для множества последовательно расположенных и равноотстоящих друг от друга точек, лежащих на участке (А А) предполагаемого маршрута, таким образом получают профиль радиолокационной отражаемости, представленной на рис.В. После этого используя полученный профиль радиолокационной отражаемости, находят усредненное значение радиолокационной отражаемости способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746cp а по нему и усредненное значение водности (gср) облачной среды на участке предполагаемого маршрута (А А) через облако 1 по формуле

gcp= Aспособ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746cp, (1)

где А, способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 корреляционные коэффициенты.

Одновременно при подлете самолета 2 к облаку 1 с помощью бортовых средств измеряют скорость полета самолета (Wc) и температуру атмосферной среды за бортом (t). Затем используя измеренные значения параметров определяют коэффициент захвата способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 и коэффициент замерзания способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 учитывающие влияние соответственно скорости полета самолета (Wc) и температуры атмосферной среды за бортом (t) на рост льда на обшивке самолета по формулам

способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746

где а корреляционный коэффициент, зависящий от типа самолета и профиля намерзания льда на поверхности обшивки самолета. Для самолета типа ИЛ-18 а 4,6способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 209974610-3;

b корреляционный коэффициент, зависящий от свойств воды и размеров капель. Для воды с размерами частиц 6 мкм, b 1,5.

После этого используя полученные коэффициенты способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 и способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 и усредненное значение водности (gср) находят расчетное значение толщины слоя льда, который может образоваться на обшивке самолета при его прохождении через переохлажденное облако, по формуле

способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746

где L протяженность маршрута самолета в облаке, м; gср - усредненное значение водности облачной среды на участке маршрута в облаке, г/м3;

способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746л плотность льда, г/м3.

Затем полученное расчетное значение толщины слоя льда (h) сравнивают с предельно допустимым его значением для данного типа самолета. При этом если величина расчетного значения (h) будет меньше допустимого его значения, то пролет самолета через переохлажденное облако не сопряжено с опасностью. Если же (h) превышает допустимое значение, то это свидетельствует об опасности обледенения самолета и пилот должен аналогичным образом, используя бортовой вычислительный комплекс, реализующий данный способ, проверить другие возможные варианты маршрута через переохлажденное облако. Он может принять либо обходной маневр, либо предпринять соответствующие меры безопасности, например включить противообледенительную систему (если она есть) или же обеспечить пролет самолета через облако на более высоких скоростях, когда процесс обледенения обшивки в результате его нагрева будет протекать менее интенсивно.

Коэффициент захвата способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 показывает, какая часть капель воды, переносимых в объеме воздуха, ограниченного размерами препятствия, осаждается на поверхности последнего.

Как следует из формулы (2), с увеличением скорости полета самолета (Wc) доля осаждаемых частиц на обшивке самолета увеличивается.

В отличие от способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 коэффициент намерзания способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 показывает какая часть из всех сталкивающихся с обшивкой самолета частиц воды намерзает на его поверхность. Остальная часть частиц испаряется, либо отрывается в атмосферу. Как следует из формулы (3), с понижением температуры атмосферной среды, доля намерзающих частиц воды на обшивке самолета растет.

Пример конкретного выполнения способа.

При подлете к переохлажденному облаку самолета ИЛ-18 измерены следующие исходные параметры:

L10000 м; Wc=200 м/с; g=ср8 г/м3; t-8oC; способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746л= 0,98способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746103 г/м3.

Требуется выяснить степень опасности пролета самолета ИЛ-18 через данное облако, имея в виду, что предельная опасная толщина слоя льда на обшивке данного типа самолета составляет 4 см.

Решение задачи

1. Используя данные по формулам (2) и (3) определяем коэффициент захвата способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 и коэффициент намерзания способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746;

Е=1-exp(-4,6способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 209974610-3способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746200)=0,6

способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746

2. Подставляя исходные данные и полученные значения коэффициентов способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 и способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746 в формулу (4), получаем

способ прогнозирования опасности обледенения самолета в   переохлажденных облаках, патент № 2099746

Из полученного результата следует, что расчетная толщина слоя льда на обшивке самолета составляет 4,9 см, что превышает допустимое значение (4 см). Следовательно, пролет самолета ИЛ-18 через данное облако сопряжен с опасностью.

Предложенный способ позволяет в оперативном режиме выбрать безопасный маршрут самолета в переохлажденном облаке. При этом обеспечивается высокая достоверность прогноза опасности обледенения самолета в переохлажденных облаках.

Класс G01S13/95 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для метеорологических целей

способ определения пространственного распределения ионосферных неоднородностей -  патент 2529355 (27.09.2014)
система радиозондирования атмосферы с пакетной передачей метеорологической информации -  патент 2529177 (27.09.2014)
устройство пеленгации исскуственных ионосферных образований -  патент 2523912 (27.07.2014)
устройство для измерения параметров морских волн -  патент 2523102 (20.07.2014)
устройство определения дальности до ионосферы -  патент 2510772 (10.04.2014)
способ раннего обнаружения атмосферных вихрей в облаках некогерентным радаром -  патент 2503030 (27.12.2013)
радиолокационный способ определения параметров крупномасштабного волнения водной поверхности -  патент 2501037 (10.12.2013)
способ радиолокационного измерения заряда частиц облаков и осадков -  патент 2491574 (27.08.2013)
переносной дистанционный измеритель параметров слоя нефти, разлитой на водной поверхности -  патент 2478915 (10.04.2013)
способ регулировки выходных параметров сверхрегенеративного приемопередатчика радиозонда -  патент 2470323 (20.12.2012)
Наверх