топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):, , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Капустин Владимир Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-04
публикация патента:

Топливная композиция, предназначенная для использования в двигателях внутреннего сгорания, может быть использована при эксплуатации автомобилей, оборудованных каталитическими системами нейтрализации отработавших газов. Топливная композиция содержит в качестве основы смесь бензиновых фракций, выкипающих в интервале 20-240oC, состоящую из бензина прямой перегонки до 50 мас. %, бензина термического крекинга и/или коксования 5-30 мас.% и бензина каталитического риформинга до 1 100 мас.% с добавлением 0,2-2,0 мас. % N-метиланилина и 10-100 мг/л ( в расчете на марганец) циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или алкил (С1-C3)циклопентадиенилтрикарбонилмарганца. Синергизм антидетонационного действия обеих добавок обеспечивает прирост октанового числа топлив на 2-10 единиц. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе смеси бензиновых фракций, выкипающих в интервале 20 - 240oC, с добавлением N-метиланилина и марганца, отличающаяся тем, что в качестве смеси бензиновых фракций она содержит до 50 мас.% бензина прямой перегонки, 5 - 30 мас.% бензина термического крекинга и/или коксования и бензин каталитического риформинга до 100 мас.% при содержании 0,2 - 2,0 мас.% N-метиланилина и циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или алкил-C1 - C3-циклопентадиенилтрикарбонилмарганца в количестве 10 - 100 мг/л (в расчете на марганец).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания.

Известны топливные композиции на основе бензиновых фракций, содержащие от 100 до 500 мг/л марганца в виде циклопентадиенилтрикарбонилмарганца (ЦТМ), а также алкил-ЦТМ, например метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца. (Сборник статей под редакцией Гуреева А.А. Новый антидетонатор для бензинов. - М.: ЦНИИНефтегаз, 1963, с. 47-53).

Недостатком таких композиций является нарушение работы свечей зажигания двигателя автомобиля за счет большого количества содержащегося в них ЦТМ или метил-ЦТМ.

Известны топливные композиции, содержащие совместно марганецорганические и свинецорганические антидетонаторы, например, ЦТМ и тетраэтилсвинец (патент США N 3127351, С 10 L 1/18, 1964), а также композиции, которые наряду с соединениями марганца и свинца содержат кислородсодержащие углеводороды, например, алифатические спирты С15 и/или диалкиловые эфиры (заявка РСТ N 89/05339, кл. С 10 L 1/02, 1989).

Однако большое содержание ЦТМ в таких композициях снижает работоспособность свечей зажигания, а наличие в составе свинцового антидетонатора загрязняет окружающую среду.

Наиболее близким к изобретению является топливная композиция на основе смеси бензиновых фракций, содержащая многофункциональную добавку, представляющую собой смесь ЦТМ, N-метиланилина, гексакарбонилмолибдена и олеиновой кислоты (патент РФ N 2009176, кл. С 10 L 1/18, 1994).

Недостатком известной композиции является недостаточная работоспособность свечей зажигания при ее использовании, а также нарушение физической стабильности топливной композиции при хранении.

Задачей изобретения является устранение вышеуказанных недостатков и расширение ассортимента выпускаемых неэтилированных автомобильных бензинов.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания, содержащая в качестве основы смесь бензиновых фракций, выкипающих в интервале 20-240oС, состоящую из бензина прямой перегонки до 50 мас.%, бензина термического крекинга и/или коксования 5-30 мас. % и бензина каталитического риформинга - до 100 мас.%, с добавлением 0,2-2,0 мас.% N-метиланилина и 10-100 мг/л (в расчете на марганец) циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или алкил(С13)циклопентадиенилтрикарбонилмарганца.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в соотношении определенных бензиновых фракций и в количественном содержании N-метиланилина и марганца в этой смеси.

Указанное отличие позволит расширить ассортимент выпускаемых высокооктановых автомобильных бензинов и обеспечит возможность эксплуатации автомобилей, оборудованных каталитическими системами нейтрализации отработавших газов.

Существо изобретения иллюстрируется приведенными в таблице примерами.

Данные, приведенные в таблице, показывают, что синергизм антидетонационного действия обеих добавок обеспечивает прирост октанового числа топлив на 2-10 единиц в зависимости от углеводородного состава бензиновой смеси. Чем выше содержание прямогонного бензина в смеси, тем выше прирост октанового числа. Так, в примере 4 для получения товарного бензина А-76 используют в качестве основы смесь с октановым числом 66, а в примере 7 для получения того же бензина А-76 используют бензиновую смесь с исходным октановым числом, равным 74,2.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх