устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета

Классы МПК:B64C27/32 несущие винты
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Камов"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-10-17
публикация патента:

Устройство предназначено для авиационной техники, а именно для вертолетов. Устройство содержит механические маятники, которые располагаются по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения. Маятники выполнены в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы и установлены на комле лопасти. Более эффективное гашение вибраций достигается за счет того, что оси качания маятников автономны и установлены относительно хорды сечения под различными углами. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти, отличающееся тем, что автономные оси качания маятников устанавливают относительно хорды сечения под различными углами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и касается устройства гашения вибраций.

Известно устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под острым отрицательным углом к хорде сечения (Заявка N 92012482, кл. C 64 C 27/32, 18.12.92, прототип)

Такое устройство не уравновешивает полностью возбуждающие силы, действующие вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, и не позволяет реализовать кронштейн установки устройства с наименьшим весом.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в уравновешивании возбуждающих сил, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, с наименьшим весом кронштейна установки устройства, при осуществлении технического результата - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде.

Существенные признаки заявляемого устройства для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, общие с прототипом: механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под углом к хорде сечения.

Признаки, отличные от прототипа: автономные оси качания маятников установлены относительно хорды сечения под различными углами.

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде, реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства, представленных математическим выражением (1).

На фиг. 1 показано устройство, с комля лопасти; на фиг. 2 - вид А (повернуто на 90o по часовой стрелке); на фиг. 3 - схема расчетной модели устройства, вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - вид В на фиг. 3.

Кронштейн 1 устройства гашения вибраций установлен на лонжероне 2 лопасти с осью жесткости 3 сечений. В кронштейне 1 установлены автономные валики 4 и 5, реализующие соответственно автономные оси качания 6 и 7. На автономных валиках 4 и 5 расположены соответственно рычаги 8 и 9, на рычагах - грузы (маятники) 10 и 11 с различными массами соответственно m1 и m2 и моментами инерции J1 и J2. Ось 6 валика 4 установлена под углом устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155921 к хорде 12 сечения лопасти, а ось 7 валика 5 - под углом устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155922. На фиг. 1 показаны угол установки хорды сечения лопасти в полете устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592 и плоскость вращения винта 13. Маятник 10 расположен на расстоянии a1 от оси жесткости 3, а маятник 11 - на расстоянии a2 до оси жесткости 3. Маятник 10 установлен на расстоянии r1 до оси качания 6, а маятник 11 - на расстоянии r2 до оси качания 7. В сечении лонжерона лопасти действуют: возбуждающая сила Q, перпендикулярная хорде 12, возбуждающая сила F, направленная вдоль хорды 12, и возбуждающий момент K, действующий вокруг оси жесткости 3. Положительные направления сил и момента: Q - вверх, F - вперед и K - на кабрирование. Участок 14 лонжерона 2 в месте установки устройства гашения вибраций с массой M и моментом инерции J вокруг его продольной оси расположен на расстоянии R от оси вращения винта 15. R - расстояние от автономных осей качания 6 и 7 до оси вращения винта 15, устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592 - частота вращения несущего винта.

OXYZ - система координат с началом в центре жесткости поперечного сечения лонжерона лопасти. Степени свободы расчетной модели устройства.

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155921, устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155922 - углы поворота маятников 10 и 11 соответственно;

x, y и устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155920 - линейные и угловое перемещение участка 14 лонжерона.

В полете в сечении лопасти, в котором установлено устройство для гашения вибраций и хорда 12 которого установлена под углом устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592, действуют возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K. При колебаниях в полете грузы 10 и 11 создают инерционные силы, которые находятся в плоскости сечения. Вследствие того, что автономная ось качания 6 валика 4 установлена под углом устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155921 к хорде сечения, а автономная ось качания 7 валика 5 установлена под углом устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155922 к хорде сечения, возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K уравновешиваются инерционными силами устройства и происходит гашение вибраций лопастей. Значение углов устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155921 и устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155922 подбирают для заданного режима полета в соответствии с математическим выражением (1). Установка автономных осей качания под различными углами к хорде сечения обеспечивает их установку на кронштейне с наименьшим расстоянием от сечения лопасти, что позволяет реализовать конструкцию кронштейна 1 с наименьшим весом.

Возможность осуществления технического решения следует из представленных графических материалов, описаний устройства в статике и в динамике. Возможность осуществления технического решения предлагаемого изобретения иллюстрируется результатами решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства:

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

где

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592, i = 1,2;

Z - номер гармоники частоты изменения возбуждающих нагрузок.

Как известно, маятники работают в режиме гасителей колебаний при n = Z. Рассматривая гармонические колебания системы с частотой nустройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592, представим их в виде

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592 устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

Из решения системы уравнений получаем, что устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592, когда

устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 2115592

Для заданного режима полета подбирают значения углов устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155921 и устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта   вертолета, патент № 21155922 , при которых происходит гашение вибраций. Из математического выражения (1) также следует, что в зависимости от знаков нагрузок значения углов установки автономных осей маятников могут быть как отрицательными, так и положительными.

На нашем предприятии проводятся работы по реализации данного технического решения.

Класс B64C27/32 несущие винты

несущий винт винтокрылого летательного аппарата -  патент 2523723 (20.07.2014)
несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей -  патент 2519579 (20.06.2014)
винт вертолета, содержащий гаситель колебаний -  патент 2475415 (20.02.2013)
профиль крыла летательного аппарата (варианты) -  патент 2461492 (20.09.2012)
вертолетный винт -  патент 2448020 (20.04.2012)
соосная несущая система -  патент 2412081 (20.02.2011)
несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей -  патент 2410287 (27.01.2011)
лопасть несущего винта для высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата -  патент 2408499 (10.01.2011)
автомат перекоса -  патент 2402457 (27.10.2010)
регулируемая механическая система стабилизации многолопастного несущего винта вертолета -  патент 2400397 (27.09.2010)
Наверх