моторно-осевой подшипник скольжения локомотива с организованной капиллярной системой смазки

Классы МПК:F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Мурадов Захир Ахмедович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-01-04
публикация патента:

Использование: в железнодорожном транспорте. Подшипник скольжения содержит ось колесной пары, крышку с масляным резервуаром, верхний и нижний вкладыши и систему смазки, включающую микропористую пробку, нитки фитильной пряжи, смотровой люк и крышку для доступа к системе смазки, а также теплопередающее кольцо, теплопередающие элементы, прикрепленные к упомянутому кольцу регулировочной гайкой. По диаметру теплопередающего кольца и регулировочной гайки нарезана резьба с мелким шагом в противоположных направлениях. Крышка с масляным резервуаром имеет одну камеру. Такое выполнение повышает эксплуатационную надежность и долговечность систем смазки моторно-осевых подшипников локомотива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Моторно-осевой подшипник скольжения локомотива с организованной капиллярной системой смазки, содержащий ось колесной пары, крышку с масляным резервуаром, верхний и нижний вкладыши, систему смазки, состоящую из микропористой пробки, ниток фитильной пряжи, размещенных в оболочках, сливную пробку, смотровой люк, крышку для доступа к системе смазки, отличающийся тем, что система смазки дополнительно оборудована теплопередающими элементами, теплопередающим кольцом и регулировочной гайкой, по диаметру теплопередающего кольца и регулировочной гайки нарезана резьба с мелким шагом в противоположных направлениях, причем теплопередающий элемент системы смазки закреплен к теплопередающему кольцу регулировочной гайкой.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что крышка с масляным резервуаром имеет одну камеру.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается системы смазки моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения.

Известна система смазки МОП скольжения локомотива [1], содержащая ось колесной пары, охватывающую верхним и нижним вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя и крышки (масляного резервуара), маслоподающее устройство, состоящее из ниток фитильной пряжи, размещенных в трубке вместе с теплопроводящими элементами. Маслоподающие устройства закреплены к нижнему вкладышу в отверстиях и концы ниток фитильной пряжи находятся в контакте с шейкой оси колесной пары, а один из теплопроводящих элементов закреплен в теле нижнего вкладыша.

Известна система смазки МОП скольжения локомотива [2], содержащая ось колесной пары, охватывающую верхним и нижним вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя и крышки (масляного резервуара), пористые пробки, установленные в отверстиях на поверхности нижнего вкладыша, которые имеют различные пористости, увеличивающиеся от верхней пробки к нижней и контактирующие одной стороной с шейкой оси колесной пары, а другой стороной с нитями фитильной пряжи, размещенными в оболочках, плотность накопления которых возрастает от верхней оболочки к нижней.

Недостатками вышеуказанных систем смазки МОП скольжения локомотива являются:

- трудоемкость крепления систем смазки к поверхности нижнего вкладыша с применением существующих буксы МОП;

- недоступность к системе смазки после сборки подшипникового узла при существующих буксах МОП;

- невозможность регулирования в процессе эксплуатации систем смазки относительно их к поверхности нижнего вкладыша МОП;

- невозможно контролировать прижатие концов ниток фитильной пряжи к поверхности микропористой пробки во время сборки систем смазки;

- невозможно контролировать и регулировать прижатие микропористых пробок к поверхности шейки оси колесной пары в процессе ремонта и эксплуатации по мере их износа;

- трудоемкость крепления теплопередающих элементов систем смазки к теплопередающим элементам запрессованных в отверстиях на поверхности нижнего вкладыша.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационной надежности и долговечности систем смазки МОП локомотива.

Это достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике скольжения локомотива с организованной капиллярной системой смазки, содержащем ось колесной пары, крышку с масляным резервуаром, верхний и нижний вкладыши, систему смазки, состоящую из микропористой пробки, ниток фитильной пряжи, размещенных в оболочках, сливную пробку, смотровой люк, крышку для доступа в системе смазки, согласно изобретению, система смазки дополнительно оборудована теплопередающими элементами, теплопередающим кольцом и регулировочной гайкой, по диаметру теплопередающего кольца и регулировочной гайки нарезана резьба с мелким шагом в противоположных направлениях, причем теплопередающий элемент системы смазки закреплен к теплопередающему кольцу регулировочной гайкой.

Указанная цель достигается также тем, что в моторно-осевом подшипнике скольжения, согласно изобретению, крышка с масляным резервуаром имеет одну камеру.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез.

Предлагаемое устройство содержит ось 1 колесной пары, охватываемую верхним 2 и нижним 3 вкладышами МОП, расположенными в цилиндрических отверстиях, расточенных в остове тягового электродвигателя 4 и крышке с масляным резервуаром 5. Крышка 5 с помощью четырех болтов 6 привинчивается к остову тягового электродвигателя 4 локомотива. Для предотвращения проворачивания верхнего 2 и нижнего 3 вкладышей МОП вокруг оси 1 колесной пары предусмотрена шпонка 7, закрепленная в остове тягового электродвигателя 4. Вкладыши 2 и 3 МОП выполняются как единое целое. На поверхностях стенок замка крышки 5 и нижнего вкладыша 3 МОП, обращенных друг к другу при их совместном изготовлении, выполнены отверстия для крепления системы смазки, которая одним концом контактирует с микропористой пробкой 8, установленной в отверстиях нижнего вкладыша 3, а другой конец находится в масляном резервуаре крышки 5 МОП. Система смазки состоит из микропористой пробки 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11. Для передачи тепловой энергии из микропористой пробки 8 и поверхности вкладышей 2 и 3 в жидкую смазку и ускорения регулируемого процесса течения жидкой смазки по капиллярам ниток фитильной пряжи теплопередающие элементы 11, согласно изобретению, закреплены к теплопередающему кольцу 12. Теплопередающие кольца 12, согласно изобретению, по наружному диаметру имеют резьбу с мелким шагом (от 1 мм до 1,5 м), что создает возможность регулировки и контроля крепления системы смазки к стенке масляного резервуара в отверстиях и прижатие ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11 к поверхности пористых пробок 8. Теплопередающие кольца 12 клеятся к оболочкам 10 систем смазок специальным клеем (например, резиновым клеем типа А, ГОСТ 2199-78) и одновременно выполняют функцию крепежа. По диаметру отверстий, выполненных в стенке крышки с масляным резервуаром 5, нарезаны резьбы с мелким шагом (от 1 мм до 1,5 мм). Установление и крепление системы смазки, состоящий из микропористых пробок 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, в отверстиях, выполненных на стенке крышки с масляным резервуаром 5, производится теплопередающими кольцами 12 с помощью регулировочной гайки 13, которые, согласно изобретению по наружному и внутреннему диаметру имеют резьбы, соответствующие резьбам теплопередающих колец 12 и отверстий в стенке крышки с масляным резервуаром 5. Причем, внутренняя и наружная резьбы регулировочной гайки 13 имеют противоположные направления, что даст возможность регулировать прижатие и контактирование концов ниток фитильной пряжи 9 к поверхности микропористой пробки 8, установленной в отверстиях нижнего вкладыша 3, которая с одной стороны контактирует с шейкой оси 1 колесной пары, а другой стороной опирается на внутреннюю поверхность регулировочной гайки 13 и находятся в постоянном взаимодействии с концами ниток фитильной пряжи 9.

Как отмечалось выше, существующие конструкции крышки МОП не позволяют применять разработанную систему смазки МОП скольжения локомотива. Поэтому, согласно изобретению, разработана крышка МОП с масляным резервуаром 5, имеющая одну камеру. На верхней части крышки 5 МОП имеется окно 14 для доступа к системам смазки, состоящей из микропористых пробок 8, ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, к теплопередающим кольцам 12 и регулировочным гайкам 13. Окно 14 закрывается крышкой 15 и предохранительной набивкой 16 с помощью болтов 17. Для слива загрязненного масла на нижней части однокамерной крышки 5 выполнено коническое отверстие с резьбой, закрытой пробкой 18.

Предлагаемая конструкция МОП скольжения локомотива работает следующим образом. При вращении оси 1 колесной пары жидкая смазка из масляного резервуара крышки 5 МОП с помощью ниток фитильной пряжи 9, обладающих постоянными капиллярными свойствами и размещенных в оболочках 10, поступает к пористой пробке 8 и далее в зазор между осью 1 колесной пары и вкладышами 2 и 3 подшипника. При нагревании трущихся поверхностей тепловая энергия из зоны трения с помощью регулировочной гайки 13, теплопроводящего кольца 12 и теплопередающего элемента 11 передается к смазочному материалу и ниткам фитильной пряжи 9, что в свою очередь обеспечивает расчетный поток течения жидкой смазки по капиллярам ниток фитильной пряжи 9 и микропористой пробки 8. Регулирование процесса течения жидкой смазки по капиллярам фитильной пряжи 9 и микропористой пробки 8 при изменении температуры трущихся поверхностей и теплопередающего элемента происходит за счет изменения микрокапиллярной структуры капиллярно пористых тел и вязкостно-температурной характеристики жидкой смазки, применяемой в МОП локомотива.

Контроль и регулировка прижатия концов ниток фитильной пряжи 9, размещенных в оболочках 10 вместе с теплопередающими элементами 11, к поверхности пористой пробки 8, согласно изобретению производится регулировочной гайкой 13 и теплопередающим кольцом 12 через окно 14 на крышке 5 МОП при сборке и ремонте подшипникового узла.

Источники информации

1. А.с. СССР. N 1809193, МКИ5 F 16 C 33/10, 33/66. Опубл. 15.04.93. Бюл. изоб. N 14.

2. Патент N 1823843, МКИ5 B 61 F 17/10. Опубл. 23.06.93. Бюл. изоб. N 23.

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)
Наверх