гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения

Классы МПК:B62D55/08 ходовая часть 
B62D55/088 со средствами для исключения попадания или удаления инородных предметов, например уплотнительные средства, самоочищающиеся гусеничные звенья или звездочки, отражательные пластины или скребки
B62D55/04 с попеременно работающими гусеницами и колесами, например транспортные средства, преобразуемые с гусеничного хода на колесный и наоборот 
Патентообладатель(и):Ксеневич Иван Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-09-20
публикация патента:

Использование: сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Сущность изобретения: ведущее и натяжное колеса движителя самоходной машины сообщены посредством гибкой гусеницы. На ведущем колесе выполнены зубья, расположенные между наклонными полками обода, причем ножки зубьев установлены с зазором относительно основания обода. В наклонных полках обода выполнены отверстия, которые расположены в зоне расположения зубьев и между ними. При попадании зубьев, установленных с внутренней стороны гусениц-лент в промежутки между зубьями обода, грязь, налипшая на обод, выдавливается, что позволяет обеспечить постоянные условия сцепления ленты с ведущим колесом. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения, включающий натяжные и ведущие колеса, охваченные гибкими лентами с грунтозацепами и имеющими зубья, расположенные с внутренней стороны лент с возможностью их перемещения в соответствующих ручьях ведущего и натяжного колес, отличающийся тем, что каждое ведущее колесо снабжено полыми зубьями для взаимодействия с зубьями гибких лент, закрепленными между наклонными полками обода ведущего колеса с зазором между основанием обода и ножками зуба, при этом в наклонных полках обода ведущего колеса между зубьями и в зонах расположения зубьев выполнены отверстия.

2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что профиль впадины между зубьями, расположенными с внутренней стороны гибкой ленты, соответствует профилю зубьев ведущего колеса.

3. Движитель по п.1, отличающийся тем, что диск ведущего колеса смещен относительно плоскости симметрии, проходящей через обод ведущего колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению.

Известны гусеничные движители самоходной машины, включающий два комплекта резинометаллических гусениц и натяжных устройств к ним /1/. Гусеница представляет собой в данном случае замкнутую цепь, охватывающую задние ведущие колеса с пневматической шиной и натяжные пневмоколеса. Сама гусеница состоит из двух резинотканевых лент, соединенных металлическими грунтозацепами. К каждому второму грунтозацепу присоединены с внутренней стороны бобышки, служащие средством зацепления гусеницы с грунтозацепами шины.

Недостатками такой конструкции является то, что наблюдается низкая работоспособность зацепления гусеницы грунтозацепами шины и недостаточна площадь контакта гусеницы с поверхностью почвы, что не позволяет снизить давление на почву до установленной нормы.

Так же известны гусеничные движители с двумя резиновыми гусеницами, особенностями которых является передача крутящего момента от двигателя через трансмиссию в силу тяги на гусеницах благодаря силе трения, создаваемой в контакте поверхностей гусениц и ведущих колес /2/. На внутренней поверхности ленты гусеницы по ее центру расположен бесконечный выступ, входящий в ручей ведущего и натяжного колес, обеспечивая направление движения трактора по ленте. Усилие натяжения ленты достигает значительных величин и зависит от значения величины коэффициента трения в зоне контакта гусеницы с ведущим колесом, который в свою очередь зависит от условия эксплуатации и состояния почвы.

Недостатками в данном случае являются высокие силы натяжения гусеницы, что приводит к повышенному расходу конструкционных материалов и снижению КПД механизма и необходимость корректировки силы натяжения гусеницы при изменении коэффициента трения в сторону его снижения в контакте ведущего колеса и гусеничной ленты, или выбор ее величины исходя их наиболее низкого значения коэффициента трения, что и приводит к указанным недостаткам.

Наиболее близким к заявленному является гусеничный движитель самоходной машины, преимущественно сельскохозяйственного назначения, включающий натяжное и ведущее колеса, охваченные гибкими лентами с грунтозацепами и имеющие зубья с внутренней стороны лент с возможностью их перемещения в ручьях ведущего и натяжного колес /3/.

Недостатки данной конструкции практически те же, что и у конструкции, описанной выше, однако, в данном случае при перемещении по обрабатываемому полю движитель подвергается воздействию грязи, что приводит к налипанию ее на ободья колес и далее, к снижению КПД движителя вследствии проскальзывания лент и т.д.

Целью данного изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение КПД, надежности и экологической безопасности.

Указанная цель достигается тем, что ведущее колесо снабжено полыми зубьями для взаимодействия с зубьями гибких лент, закрепленными между наклонными полками обода каждого ведущего колеса с зазором между основанием обода и ножками зуба, при этом, в наклонных полках обода ведущих колес между зубьями и в зонах расположения зубьев выполнены отверстия.

А кроме того тем, что зубья грунтозацепов имеют профиль впадины, соответствующий профилю зубьев ведущего колеса.

А так же тем, что диск ведущего колеса смещен относительно плоскости, проходящей через ось симметрии обода этого колеса.

Анализ патентной и технической литературы показал, что заявленное неизвестно, т.е. оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Поскольку заявленное изготавливается из известных узлов, то оно соответствует условию "промышленная применимость". А так как в результате использования заявленного реализуется поставленный технический результат, причем путем, неочевидным для среднего уровня специалиста, то заявленное соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлен общий вид движителя; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид обода с зубом; на фиг. 4 - расположение отверстий на ободе.

Гусеничный движитель самоходной машины включает установленные с разных сторон самоходной машины ведущие колеса 1 с дисками 2, ободьями 3, которые имеют зубья 4, установленные внутри ободьев 3, причем зубья 4 выполнены полыми и ножки 5 каждого зуба 4 установлены с зазором между ними и основанием 6 обода 3. В наклонных полках обода 3 выполнены отверстия 7, которые расположены как в зоне расположения зубьев 4, так и между ними. Ведущее колесо 1 сообщено с соответствующим ему натяжным колесом 8 посредством гибких лент 9, например, гусеничных резиновых лент, которые имеют грунтозацепы 10 и зубья 11, установленные с внутренней стороны лент. Опорные катки 12 позволяют распределить давление на почву по площади, а натяжной механизм 13 с гидроцилиндром 14 позволяют управлять положением натяжного колеса 8, причем для каждой стороны машины такое положение корректируется либо самостоятельно либо совместно. Расстояние между зубьями 4 больше, чем шаг между впадинами зубьев 11, что позволяет компенсировать изменение длины между зубьями 11 в процессе эксплуатации за счет растяжения ленты, но в частном случае эти шаговые расстояния могут быть равны. Диск 2 каждого ведущего колеса 1 выполнен таким образом, что между ним и плоскостью, проходящей через середину основания 6 обода 3 имеется определенное смещение, что позволяет при перевороте колеса 1 на 180 градусов получать разные размеры колеи, которые приняты по стандарту для различных сельскохозяйственных культур, т.е. в данном случае имеет место унификация самоходной машины.

Гусеничный движитель самоходной машины работает следующим образом. Ведущее колесо 1 /с каждой стороны машины/ приводится во вращение через трансмиссию от двигателя /не показаны/ с угловой скоростью, величина которой зависит от частоты вращения двигателя и передаточного отношения трансмиссии. При этом, гусеницу 9 благодаря зацеплению ее зубьев 11 зубьями ведущего колеса 1 перематывают - происходит движение машины с различной скоростью. При этом, деформации ленты 9 позволяет зубьям 4 всегда осуществлять вхождение во впадины между зубьями 11. Грязь, которая налипает на ленту 9 и, попадая во внутрь обода 3, выдавливается зубьями 11 через отверстия 7 сразу или проходит между основанием 6 обода 3 и ножками 5 зубьев 4 и при накапливании так же выдавливается через соответствующие отверстия 7. Это позволяет сохранить одинаковое зацепление между ведущими колесами 1 и гусеницами 9, что и реализует поставленную техническую задачу.

Использование данного изобретения позволяет эффективно использовать возможности машины, повысить ее КПД, увеличить надежность работы и повысить экологическую безопасность вследствии уменьшения вредного воздействия на почву.

Источники информации

1. Инструкция по техническому обслуживанию трактора "Беларусь" МТЗ-80, Минск, 1990 г.

2. Патент США N 5018591, 1991 г.

3. Патент США N 5279378, 1994 г.

Класс B62D55/08 ходовая часть 

направляющее колесо и узел ходовой части для гусеничной машины -  патент 2506189 (10.02.2014)
система ходовая лесозаготовительной машины -  патент 2499718 (27.11.2013)
система ходовая лесозаготовительной машины -  патент 2491201 (27.08.2013)
шасси -  патент 2487813 (20.07.2013)
вездеход -  патент 2484998 (20.06.2013)
колесо направляющее гусеничной тележки уборочной машины -  патент 2463192 (10.10.2012)
гусеничная ходовая тележка карьерного экскаватора -  патент 2455429 (10.07.2012)
колесно-гусеничное шасси н.п. дядченко -  патент 2453462 (20.06.2012)
гусеничный движитель -  патент 2446073 (27.03.2012)
сменный гусеничный движитель трактора -  патент 2441795 (10.02.2012)

Класс B62D55/088 со средствами для исключения попадания или удаления инородных предметов, например уплотнительные средства, самоочищающиеся гусеничные звенья или звездочки, отражательные пластины или скребки

Класс B62D55/04 с попеременно работающими гусеницами и колесами, например транспортные средства, преобразуемые с гусеничного хода на колесный и наоборот 

ходовая часть транспортного средства -  патент 2513346 (20.04.2014)
ходовая часть транспортного средства -  патент 2507102 (20.02.2014)
система управления движением военной гусеничной машины -  патент 2501700 (20.12.2013)
способ перехода транспортных средств с колесного хода на колесно-сцепной и обратно и устройство преобразования движителей -  патент 2500566 (10.12.2013)
транспортное средство для любой местности, управляемое посредством заноса -  патент 2499716 (27.11.2013)
шасси полугусеничное сменное -  патент 2497707 (10.11.2013)
способ повышения проходимости автомобиля и устройство для его осуществления -  патент 2474510 (10.02.2013)
детское самодвижущееся игровое устройство для самостоятельного движения по ровной снежной поверхности, подъема и спуска с возвышенностей "мишутка" -  патент 2452645 (10.06.2012)
тележка гусеничная сменная для транспортного средства -  патент 2446974 (10.04.2012)
транспортное средство -  патент 2441794 (10.02.2012)
Наверх