автомобильный стояночный тент

Классы МПК:E04H15/06 навесы или тенты, поддерживаемые по крайней мере частично транспортными средствами
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Лотышев Евгений Владимирович,
Федорец Александр Григорьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-09-11
публикация патента:

Изобретение относится к области укрытий автомобильной и другой техники от воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков. Автомобильный стояночный тент состоит из прикрепляемого к автомобилю каркаса и тканевого покрытия. Каркас выполнен в виде дуг из арочных упорных элементов, нанизанных на тросы, свободные концы которых сведены к двум или более уздам крепления стояночного тента к автомобилю, устанавливаемых в домкратные точки или точки, специально предназначенные для крепления автомобильного стояночного тента. По меньшей мере половина узлов крепления снабжена устройствами для натяжения тросов. Посредством устройств для натяжения тросов тент переводится из транспортного положения в стояночное. Устройство позволит снизить трудоемкость и упростить процесс монтажа и демонтажа автомобильного тента. 2 ил.

Формула изобретения

Автомобильный стояночный тент, состоящий из прикрепляемого к автомобилю каркаса и тканевого покрытия, отличающийся тем, что каркас выполнен в виде дуг из арочных упорных элементов, нанизанных на тросы, свободные концы которых закреплены в двух или более узлах крепления, устанавливаемых в домкратные или специально предназначенные точки автомобиля, причем по меньшей мере половина узлов крепления снабжена устройствами натяжения тросов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области укрытий автомобильной и другой техники от воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков.

Известна конструкция автомобильного стояночного тента [1], выбранная в качестве прототипа, состоящая из прикрепляемого к автомобилю каркаса и тканевого покрытия, в которой каркас выполнен в виде пространственной сборной рамы, состоящей из двух несущих элементов, закрепляемых в домкратных точках автомобиля посредством кронштейнов, имеющих упоры и защелки, дугообразных стоек, состоящих из нескольких частей и установленных на несущих элементах посредством крестовин. Существенными признаками прототипа являются: наличие каркаса и тканевого покрытия, выполнение каркаса в виде пространственной сборной рамы, состоящей из двух несущих элементов и дугообразных стоек, выполнение дугообразных стоек из нескольких частей, соединение несущих элементов и дугообразных стоек посредством крестовин, наличие специальных кронштейнов для крепления каркаса к домкратным точкам автомобиля.

Недостатком конструкции является значительная трудоемкость сборки и разборки каркаса, а также большие размеры его базовых конструктивных элементов. Последнее обстоятельство требует наличия специального места для хранения тента в снятом с автомобиля состоянии, что не всегда возможно. Уменьшение линейных размеров базовых конструкционных элементов каркаса для повышения компактности тента в сложенном состоянии приведет к увеличению числа сборочных операций и, как следствие, к дальнейшему увеличению трудоемкости процесса сборки-разборки стояночного тента.

В технике известен принцип предварительно напряженной конструкции, заключающийся в том, что с целью повышения удельной жесткости конструкции конструкционные элементы, работающие на изгиб, предварительно нагружаются силой продольного сжатия (например, с помощью тросов протянутых внутри пустотелых конструкционных элементов).

На основе этого принципа разработана, например, конструкция сборно-разборного тентового сооружения с тентовым покрытием, содержащая каркас из арочных упорных элементов, нанизанных на трос, зафиксированный в натянутом положении на основании и тентовое покрытие [2]. Названная конструкция предназначена для постоянной (в процессе повседневной эксплуатации), установки на транспортные средства (например, кузова грузовых автомобилей, прицепы) с целью обеспечения компактного транспортного габарита и упрощения монтажа-демонтажа, то есть перевода тента из сложенного в рабочее положение.

Существенными признаками данной конструкции являются наличие каркаса, тентового покрытия и основания, выполнение каркаса из арочных упорных элементов, нанизанных на трос, использование основания в качестве устройства для натяжения тросов (то есть в виде функционального элемента для перевода тента из сложенного в рабочее положение), В конструкции тентового сооружения отсутствуют специальные узлы крепления, которые обеспечивали бы возможность его быстрого снятия или установки на транспортное средство, Вследствие этого без внесения существенных изменений в конструкцию сборно-разборного тентового сооружения ее невозможно использовать в качестве стояночного тента, закрепляемого, например, на легковом автомобиле.

Целью предлагаемого изобретения является снижение трудоемкости и упрощение процесса монтажа и демонтажа автомобильного стояночного тента в эксплуатации с одновременным уменьшением габаритных размеров и веса тента в сложенном состоянии, допускающим его транспортировку в легковом автомобиле.

Указанная цель достигается тем, что каркас автомобильного стояночного тента выполнен в виде дуг из арочных упорных элементов, нанизанных на тросы, концы которых сведены в два или более узла крепления каркаса к кузову автомобиля, причем, по меньшей мере половина узлов крепления снабжена устройствами для натяжения тросов.

Узел крепления каркаса представляет собой прикрепляемый к автомобилю кронштейн, на котором установлены опорные площадки (упоры) под крайние арочные упорные элементы. Конструктивно узел крепления может быть выполнен аналогично узлу крепления прототипа [1].

Существенным отличием предлагаемого автомобильного стояночного тента от прототипа является то, что по меньшей мере половина узлов крепления снабжена устройствами натяжения тросов.

Устройство натяжения тросов в простейшем случае представляет собой рычаг, который при повороте вокруг оси, несовпадающей с точкой крепления тросов к рычагу, производит натяжение всех прикрепляемых к нему тросов одновременно. Самопроизвольный возврат рычага в исходное положение исключается, например, за счет переноса вектора равнодействующей силы натяжения тросов через ось вращения рычага при переводе тента в стояночное положение.

Таким образом, общими с прототипом существенными признаками предлагаемого изобретения являются: наличие каркаса и тканевого покрытия, наличие кронштейнов для крепления стояночного тента к домкратным точкам автомобиля.

Существенными признаками предлагаемого автомобильного стояночного тента, отличающими его от прототипа являются: а) выполнение каркаса в виде дуг из арочных упорных элементов, нанизанных на тросы; б) сведение всех дуг каркаса в два или более узла крепления к кузову автомобиля; в) наличие узлов натяжения тросов, совмещенных по меньшей мере с половиной узлов крепления каркаса; г) возможность совмещения каркаса и тканевого покрытия в едином функциональном узле.

Названные признаки в своей совокупности обеспечивают достижение цели изобретения: существенное (в несколько раз) снижение трудоемкости выполнения монтажа-демонтажа стояночного тента в эксплуатации с одновременным уменьшением транспортного габарита. Снижение трудоемкости достигается за счет уменьшения количества сборочных операций, примерно равного числу отдельных конструктивных элементов, собираемых при монтаже. Уменьшение транспортного габарита достигается за счет уменьшения размеров базовых элементов конструкции (арочных упорных элементов).

Подобный подход для достижения цели к прототипу неприменим, так как снижение трудоемкости монтажа-демонтажа прототипа за счет уменьшения числа сборочных операций приведет к увеличению размеров сборочных единиц и, следовательно, к увеличению транспортного габарита. Уменьшение транспортного габарита за счет уменьшения размеров сборочных единиц приведет к увеличению числа последних и, следовательно - к повышению трудоемкости монтажа-демонтажа. Таким образом, одновременное снижение трудоемкости монтажа-демонтажа и уменьшение транспортного габарита без принципиального изменения конструкции прототипа невозможно.

Конкретные варианты предлагаемого автомобильного стояночного тента могут помимо перечисленных существенных признаков содержать и дополнительные признаки, отличающие заявляемый тент от прототипа, но не являющиеся существенными, например: наличие дополнительных упругих связей, соединяющих дуги между собой с целью повышения жесткости конструкции в рабочем (стояночном) положении, наличие дополнительных узлов крепления крайних дуг к бамперам автомобиля, выполнение тентового покрытия не из ткани, а из полимерной пленки или другого материала, выполнение тентового покрытия как единого целого с каркасом или с возможностью отделения покрытия от каркаса в эксплуатации, например, с целью ремонта, выполнение устройств натяжения тросов на основе иного принципа, например, на основе храпового механизма.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого автомобильного тента в стояночном положении (тент установлен на автомобиле). Изображенный вариант автомобильного стояночного тента включает в себя следующие конструктивные элементы: каркас из двенадцати дуг (1), выполненных из арочных упорных элементов; четыре узла крепления каркаса (2), к каждому из которых крепятся концы шести дуг каркаса; прикрепленное к каркасу тканевое покрытие (3).

На фиг. 2 изображен вариант узла крепления каркаса к домкратным точкам автомобиля с устройством натяжения тросов. Корпус узла крепления (2) представляет собой коробчатую конструкцию, устанавливаемую в домкратную точку автомобиля с помощью стержня (4) и упоров (5). Внутри корпуса смонтированы направляющие ролики (8), а на корпусе - рычаг (7) для одновременного натяжения (ослабления) связанных с ним тросов (8), и нанизанных на них арочных упорных элементов (9). Рычаг (7) соединен с корпусом узла крепления каркаса (2) с помощью двух полуосей (10), расстояние между внутренними торцами которых обеспечивает проход тросов при монтаже-демонтаже тента. Рычаг (7) находится в положении, соответствующем натянутому состоянию тросов (8), вследствие чего и арочные упорные элементы (9) также находятся в напряженном состоянии, придавая каркасу необходимую форму и жесткость. Самопроизвольный возврат рычага (7) в обратное положение (на фиг. 2 - вправо) исключается за счет запирающего действия равнодействующей силы натяжения тросов (8), вектор которой в стояночном положении тента проходит между осью (10) и корпусом узла крепления каркаса (2).

Для снятия тента с автомобиля необходимо: преодолевая в начальный момент силу натяжения тросов, перевести рычаги (7) в нерабочее положение (на фиг. 2 - вправо) и ослабить тросы (9), отсоединить узлы крепления каркаса (2) от автомобиля и свернуть тканевое покрытие (3) вместе с каркасом. После этого автомобильный стояночный тент может быть уложен, например, в багажник легкового автомобиля.

Процесс установки автомобильного стояночного тента на автомобиль заключается в разворачивании тканевого покрытия (3) совместно с каркасом на автомобиле, установке узлов крепления каркаса (2) в домкратные точки и приведении в действие узлов натяжения тросов путем поворота рычагов (7) в рабочее положение. Таким образом, процесс перевода тента из транспортного положения в стояночное (или обратно) состоит из 7-9 простых операций. В сложенном состоянии автомобильный стояночный тент занимает объем меньший, чем прототип (в силу более высокой удельной жесткости предварительно напряженной конструкции и меньших размеров базовых конструктивных элементов). При этом, в отличие от обыкновенного (бескаркасного) чехла, предлагаемый автомобильный стояночный тент устанавливается на автомобиль с сохранением некоторого пространства между тентом и кузовом, достаточного для обеспечения необходимой вентиляции, повышения защищенности автомобиля по отношению к мелким повреждениям и исключения примерзания тента к кузову автомобиля.

Класс E04H15/06 навесы или тенты, поддерживаемые по крайней мере частично транспортными средствами

палатка ковалева малогабаритная -  патент 2395657 (27.07.2010)
палатка для автомобилистов -  патент 2305742 (10.09.2007)
способ укрытия машины и устройство для его осуществления -  патент 2247817 (10.03.2005)
защитный чехол для временно неэксплуатируемого транспортного средства -  патент 2215105 (27.10.2003)
Наверх