механизм поворота люка командира

Классы МПК:F41H5/22 крышки люков, например на танках
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Специальное конструкторское бюро машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-24
публикация патента:

Механизм поворота люка командира содержит погонное устройство, редуктор с выходной шестерней, установленный посредством шарнира и стяжки с пружиной на подвижном погоне. Устройство выключения механизма поворота выполнено в виде копира с радиусным профилем и сегментной выемкой, эксцентрично укрепленного на оси поворотной рукоятки и взаимодействующего с роликом, установленным на корпусе редуктора. Ось ролика и ось поворотной рукоятки выполнены параллельно оси выходной шестерни. А стяжка смонтирована в сферической опоре. Такое выполнение механизма поворота обеспечивает быстрый переброс люка командира по горизонту к месту цели посредством ручного привода. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Механизм поворота люка командира, содержащий погонное устройство с подвижным погоном, отличающийся тем, что он снабжен редуктором с выходной шестерней и приводом, устройством выключения с роликом и поворотной рукояткой, при этом редуктор установлен на подвижном погоне посредством шарнира и смонтированной в сферической опоре стяжки с пружиной, ролик установлен на корпусе редуктора, оси ролика и поворотной рукоятки расположены параллельно оси выходной шестерни, а устройство выключения выполнено в виде копира с радиусным профилем и с сегментной выемкой и эксцентрично закреплено на оси поворотной рукоятки с возможностью взаимодействия с роликом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а именно к конструкции механизмов горизонтального наведения люков командира, оснащенных пулеметными установками или оптическим визиром и может быть использовано на танках, БТР, БМП, бронированных ремонтно-эвакуационных машинах, машинах технической помощи и других.

Известно устройство поворота люка командира с ручным приводом, оснащенного пулеметной установкой, бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1 (см. Изделие 608. Техническое описание 608 ТО-2, 1985, с. 55-56, 60-62), содержащее погонное устройство, рукоятку поворота погона и тормоз. Наведение и торможение установки по горизонту осуществляется вручную (без передаточного отношения) одновременно рукояткой поворота и тормозом со скоростями, определяемыми возможностями человека.

Такое устройство обеспечивает быстрое наведение люка на цель. Недостатком известного устройства является невозможность точного и плавного наведения пулемета в цель (от максимальной скорости поворота до минимальной), вследствие прямого воздействия человека на установку.

Известен механизм поворота люка командира боевой машины пехоты БМП-1 (см. "Боевая машина пехоты БМП-1", ТО и ИЭ, - М.: ВИ МО СССР, 1979, с. 38-40), выбранный за прототип заявляемого устройства, содержащий погонное устройство с подвижным погоном, обеспечивающим поворот люка вручную напрямую (без передаточного числа) со скоростями, определяемыми возможностями человека.

Такой механизм поворота обеспечивает быстрое наведение люка на цель.

Недостатком такого механизма поворота является невозможность точного наведения люка, например при установке на него пулемета, вследствие отсутствия понижающего редуктора.

Техническая задача изобретения состоит в повышении точности наведения путем повышения плавности поворота люка с возможностью быстрого поворота люка в направлении цели.

Поставленная техническая задача решается тем, что механизм поворота люка командира, содержащий погонное устройство с подвижным погоном, согласно изобретения, снабжен редуктором с выходной шестерней и приводом, устройством выключения с роликом и поворотной рукояткой, при этом редуктор установлен на подвижном погоне посредством шарнира и смонтированной в сферической опоре стяжки с пружиной, ролик установлен на корпусе редуктора, оси ролика и поворотной рукоятки расположены параллельно оси выходной шестерни, а устройство выключения выполнено в виде копира с радиусным профилем и с сегментной выемкой и эксцентрично закреплено на оси поворотной рукоятки с возможностью взаимодействия с роликом.

Установка редуктора с выходной шестерней и приводом в механизм поворота люка позволяет повысить точность его наведения на цель за счет повышения плавности поворота.

Наличие в механизме поворота устройства выключения редуктора, выполненного в виде копира с радиусным профилем, эксцентрично укрепленного на оси поворотной рукоятки и взаимодействующего с роликом, установленным на корпусе редуктора обеспечивает вывод выходной шестерни из зацепления с зубчатым венцом и быстрое грубое наведение на цель. Наличие сегментной выемки на радиусном профиле копира позволяет фиксировать механизм поворота в выключенном положении. Установка стяжки в сферической опоре обеспечивает вывод зубьев выходной шестерни из зацепления при повороте редуктора вокруг шарнира при его выключении.

Выполнение оси ролика и оси поворотной рукоятки параллельными оси выходной шестерни обеспечивает конструктивную простоту устройства выключения.

Таким образом, сочетание новых признаков позволяет повысить точность наведения люка за счет повышения плавности поворота на конечном участке с возможностью быстрого предварительного наведения люка на цель.

Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями в исследуемой области не позволило выявить в них признаки, сходные с заявляемым решением и ведущим к достижению поставленной технической задачи, то есть повышению точности наведения путем повышения плавности поворота люка с возможностью быстрого поворота люка в направлении цели.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлен: механизм поворота вращающегося люка командира общий вид в изометрии (фиг. 1), вид сверху (фиг. 2 и 3) и рукоятка выключения, вид сверху (фиг. 4 и 5).

Механизм поворота (фиг. 1) содержит погонное устройство 1, редуктор 2 (например червячный) с выходной шестерней 3, установленной на подвижном погоне 4 посредством шарнира 5 и стяжки 6 с тарельчатыми пружинами 7.

В нем редуктор 2 снабжен устройством выключения, выполненным в виде копира 8 с радиусным профилем "В" и сегментной выемкой "Г", эксцентрично укрепленного на оси "Д" поворотной рукоятки 9 и взаимодействующего с роликом 10, установленным на корпусе редуктора 2, при этом ось ролика "Е" и ось "Д" поворотной рукоятки 9 выполнены параллельно оси вращения выходной шестерни 3, а стяжка 6 смонтирована в сферической опоре 11. Тарельчатые пружины 7 стяжки 6 прижимают выходную шестерню 3 к зубчатому венцу 12 погонного устройства 1.

При вращении маховика 13 редуктора 2 по часовой (или против) стрелке (фиг. 2), движение передается на выходную шестерню 3, которая, обкатываясь по неподвижному зубчатому венцу 12 погонного устройства 1, поворачивает люк и обеспечивает точное наведение в цель пулеметной установки (на чертежах не показана). При этом пружины 7 стяжки 6 обеспечивают безлюфтовое зубчатое зацепление выходной шестерни 3 и зубчатого венца 12.

Для быстрого (предварительного) наведения люка приводят в действие устройство выключения для чего: поворачивают рукоятку 9 (фиг. 3 и 5) примерно на 180o по часовой стрелке, копир 8, взаимодействуя с роликом 10, поворачивает редуктор 2 вместе с выходной шестерней 3 вокруг шарнира 5, выходная шестерня 3 редуктора выводится из зацепления с зубчатым венцом 12 погонного устройства 1 и фиксируется в выключенном положении (фиг. 3) посредством сегментной выемки "Г" копира 8. Люк командира готов к наведению по часовой (против) стрелке вручную (без передаточного числа) со скоростями, определяемыми возможностями человека. (Выключенное положение редуктора показано на эскизах штрихпунктирной линией).

Для приведения устройства в исходное положение необходимо переместить рукоятку 9 против часовой стрелки (фиг. 2 и 4), редуктор 2 посредством пружин 7 переместится по направлению к погону, шестерня 3 войдет в зацепление с погоном 12.

Таким образом, использование заявляемого изобретения позволит повысить точность наведения люка путем повышения плавности поворота с возможностью быстрого поворота люка в направлении цели и тем самым повысить эффективность оборудования, установленного на люке (при установке на люк пулемета - повысить точность стрельбы, скорость наведения на цель).

Класс F41H5/22 крышки люков, например на танках

Наверх