обучающая игра по русскому языку
Классы МПК: | G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке |
Автор(ы): | Шмелева Л.И. |
Патентообладатель(и): | Шмелева Лидия Ивановна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-03-04 публикация патента:
10.12.1999 |
Обучающая игра относится к познавательно-обучающим играм, может быть использована как средство обучения правилам грамматики и позволяет повысить эффективность познавательной деятельности учащихся, активизацию логического восприятия ребенка при усвоении основных грамматических категорий. Часть информационных карточек из набора содержит закодированное задание в виде буквенных символов, соответствующее одному из правил грамматики, и предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила. Другая часть содержит закодированное задание для проверки усвоения правила. 5 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Обучающая игра по русскому языку, содержащая набор информационных карточек, отличающаяся тем, что часть из них содержит закодированное задание в виде буквенных символов, соответствующее одному из правил грамматики, и предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила, а другая часть содержит закодированное задание для проверки усвоения правила. 2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что для обучения правописанию гласных после твердых и мягких согласных игра содержит 11 карточек, выполненных в виде таблицы из двух столбцов и десяти строк, при этом строки таблицы первой карточки заполнены парными гласными А - Я; О - ; У - Ю; Ы - И; Э - Е; а каждая из остальных карточек в качестве одной из гласных содержит знак на соответствующем ей месте на первой карточке. 3. Игра по п.1, отличающаяся тем, что она содержит 8 информационных карточек, четыре из которых содержат стилизованное изображение паровозиков, с условным названием "ОНИ", в "окошках" которых расположены окончания глаголов в третьем лице множественного числа, с четырех углов изображены буквы "Е" для окончаний "УТ", "ЮТ" и буквы "И" для окончаний "АТ", "ЯТ", следующие четыре карточки последовательно носят название "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ" и имеют стилизованное изображение вагончиков с двумя светлыми "окошками", при этом первый вагончик "ТЫ" имеет подножку "Ь", а последний - "Е", при этом в окошке вагончиков для паровозиков "АТ", "ЯТ" расположена буква "И", а в окошке вагончиков "УТ", "ЮТ" - буква "Е". 4. Игра по пп. 1 и 3, отличающаяся тем, что для обучения правописанию глаголов второго спряжения дополнительно введена информационная карта, содержащая соответствующее окончание "ИТЬ", паровозики "ЮТ", "АТ" и "ЯТ" и 11 слов исключений, 4 из которых расположены с одной стороны карты и 7 - с другой. 5. Игра по п.1, отличающаяся тем, что для обучения правильному написанию безударных окончаний прилагательных игра содержит информационную карту с ячейками, в которых закодированы соответствующие окончания прилагательных, вопросы к ним и указание на падеж и род. 6. Игра по п.1, отличающаяся тем, что для закрепления окончания в родительном падеже у всех существительных всех трех склонений и в родительном, дательном и предложном у существительных третьего склонения она содержит семь информационных карт, каждая из которых имеет 9 ячеек, рабочими из которых являются 7, первая часть карточек содержит закодированное изображение склонения и соответствующее окончание.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к познавательно-обучающим играм и может быть использована как средство обучения правилам грамматики, в частности, написанию окончаний существительных, прилагательных, глаголов, в написании и различении слогов с мягкими и твердыми согласными. Известно обучающее игровое устройство, содержащее блок установленных на одной оси подпружиненных игровых поворотных дисков с символами на боковой поверхности и торцевые крышки. Устройство содержит приспособление контроля правильности подбора дисков по символам. (см. а.с. N 1403086, кл. МКИ G 09 В 1/22, A 63 F 9/08)Данное устройство предназначено для расширения дидактических возможностей, но не позволяет обучать правилам грамматики, таким как написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов, в написании и различении слогов с мягкими и твердыми согласными. Известно пособие для обучения, содержащее по меньшей мере одно основание с нанесенными на него символами, например, печатных или прописных или строчных букв (см. патент РФ N 2032230, кл. МКИ G 09 B 11/00, A 63 H 33/00)
Данное пособие обучает письму или рисованию, но не правилам грамматики. Наиболее близким к предлагаемому является учебное пособие по русскому языку, содержащее планшет с окнами и расположенными с его тыльной стороны подвижными лентами с нанесенным на них текстом, просматриваемым через окна. Каждая лента состоит из двух частей, имеющих взаимодействующие между собой захваты и ограничители, обеспечивающие перемещение каждой из них на разное расстояние. При этом на планшете на уровне окон изображены предлоги (приставки), а на одной части лент - имена существительные или прилагательные, образующие вместе с приставками наречия, а на другой части - пояснительные слова (см. а.с. N 312295, МПК G 09 B 1/24). Недостатком данного пособия является то, что для усвоения слов не используется зрительная и моторная память. При этом грамматическое осознание данных словосочетаний не является изначальным, а приходит в результате многократного применения этих приемов. Задачей настоящего решения является развитие познавательной деятельности учащихся, активизация логического восприятия ребенка в процессе работы ученика в начальной школе на уроках русского языка при усвоении основных грамматических категорий. Поставленная задача решается тем, что в обучающей игре по русскому языку, содержащей набор информационных карточек, часть из них содержит закодированное задание в виде буквенных символов, соответствующее одному из правил грамматики, и предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила, а другая часть содержит закодированное задание для проверки усвоения правила. Для обучения правописанию гласных после твердых и мягких согласных игра содержит 11 карточек, выполненных в виде таблицы из двух столбцов и десяти строк, при этом строки таблицы первой карточки заполнены парными гласными: А - Я; O - ; У - Ю; Ы - И; Э - Е; а каждая из остальных карточек в качестве одной из гласных содержит знак на соответствующем ей месте на первой карточке. Для обучения правилам правописания окончаний игра содержит 8 информационных карточек, четыре из которых содержат стилизованное изображение паровозиков, с условным названием "ОНИ", в "окошках" которых расположены окончания глаголов в третьем лице множественного числа, с четырех углов изображены буквы "Е" для окончаний "УТ", "ЮТ" и буквы "И" для окончаний "АТ", "ЯТ"; следующие четыре карточки последовательно носят название "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ" и имеют стилизованное изображение вагончиков с двумя светлыми "окошками", при этом первый вагончик "ТЫ" имеет подножку "Ь", а последний - "Е", в окошке вагончиков для паровозиков "АТ", "ЯТ" расположена буква "И", а в окошке вагончиков "УТ", "ЮТ" - буква "Е". Для обучения правописанию глаголов второго спряжения дополнительно к вышеописанной игре с паровозиками введена информационная карта, содержащая соответствующее окончание, паровозики "ЮТ", "АТ" и "ЯТ" и 11 слов исключений, 4 из которых расположены с одной стороны карты и 7-е другой. Для обучения правильному написанию безударных окончаний прилагательных предназначена модификация игры под названием "Окошечки", которая содержит информационную карту с ячейками, в которых закодированы соответствующие окончания прилагательных, вопросы к ним и указание на падеж и род. Для закрепления окончания в родительном падеже у всех существительных всех трех склонений и в родительном, дательном и предложном у существительных третьего склонения предназначена игра "Компьютер 2", которая содержит семь информационных карт, каждая из которых имеет 9 ячеек, рабочими из которых являются 7, первая часть карточек содержит закодированное изображение склонения и соответствующее окончание. Решение иллюстрируется чертежами фиг. 1 - 7, где приведены соответствующие варианты игры для изучения различных правил грамматики. Игра ведется с помощью набора информационных карточек с закодированной информацией, часть из которых предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила грамматики, а другая часть предназначена для самостоятельной работы и позволяет контролировать правильность понимания и усвоение материала. На фиг. 1, 2 представлена игра для обучения написанию и различению слогов с мягкими и твердыми согласными под условным названием "Компьютер "Малышок". Она включает информационные карточки, выполненные в виде прямоугольников с десятью ячейками по две ячейки в ряд, в одной из которых (Фиг. 1) в определенном порядке расположены все парные гласные: А-Я, О-; У-Ю; Ы-И; Э-Е. На остальных десяти подобных информационных карточках (Фиг. 2) ("дискетах") расположены по одному знаку (например точка, звездочка) вместо одной из гласных в соответствующей этой гласной ячейке на карточке. Пример одного из вида работ с данной игрой. Ребенку показывается карточка с гласными (Фиг. 1). Данная карточка является демонстрационной. Ее показ детям сопровождается фразой с логическим наполнением (правило грамматики из учебника): "Если после твердых согласных пишется "А", то после мягких "Я". Далее ребенку показываются следующие карточки (такие как на фиг. 2). Каждая гласная изображена на карточке с помощью "точки" или "звездочки", или любого другого знака. Дается задание определить какой гласной соответствует "точка" и предлагается самому повторить логическое правило "Если..., то. . ." Здесь следует отметить межпредметную связь: ребенок пытается представить расположение каждой заданной точки на карточке (трафарете), а представление расположения предметов в пространстве требуется на уроках математики. Аналитическим путем ребенок выбирает точку, указывающую расположение данной гласной на карточке, а найдя эту точку, ребенок должен осознано произнести для данной пары гласных заключение: "Если..., то...". При добавлении окончаний "О" (Е) и правила "Если под ударением - , то без ударения Е" игра может быть использована для обучения написанию безударных окончаний прилагательных. Осознанное усвоение данной темы, закрепленное не только определением из учебника, но и зрительным путем, логические операции по нахождению точки в пространстве, определение по полученной точке требуемой буквы приучают детей в игре прочно закрепить данную тему, очень важную при дальнейшем обучении. В процессе обучения дети переходят от работы с отдельными словами к работе над предложениями. Здесь важно усвоение слов, обозначающих действие - глаголов. Самым сложным и дающим большое количество ошибок является написание безударных окончаний глаголов. Для этой цели предназначена игра под условным названием "Паровозик" (фиг.3). Она представляет собой набор из 8 информационных карточек. На четырех карточках расположено стилизованное изображение паровозика, в окошке которого (на фиг. не показано) размещено одно из окончаний "АТ", "ЯТ", "УТ", "ЮТ", что является основополагающим для определения спряжения глагола. С четырех разных углов написаны буквы: "И" для окончаний "АТ", "ЯТ" и "Е" для окончаний "УТ", "ЮТ". Паровозикам дается условное название "ОНИ". Следующие четыре карточки носят название "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ" и содержат изображение вагончиков с двумя светлыми окошками. Вагончик "ТЫ" имеет подножку "Ь", а вагончик "ВЫ" - "Е" (фиг.4). Игра осуществляется следующим образом. Ребенку предлагают запомнить фразу: "Паровозик "УТ", ("ЮТ") управляет четырьмя буквами "Е", а паровозик "АТ", ("ЯТ") управляет четырьмя буквами "И". Далее ребенку предлагается любой глагол. Из депо выехал паровозик с "АТ", дети вспоминают, что он управляет четырьмя буквами "И". Ребенок "зажигает" окошечки путем указания и касания их указательным пальцем (по два в каждом вагоне для разных спряжений). Если "И", то всегда второе окно, если "Е", то первое окно. Состав готов к работе. Преподаватель диктует личное местоимение "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ", или дети называют их сами. Паровозик "АТ", ("ЯТ") везет вагончики с буквой "И" в каждом из них, "УТ" ("ЮТ") - с буквой "Е". Глаголы произносятся детьми правильно. В результате ребенком в процессе игры усваивается одно из труднейших правил написания глаголов во 2-м лице единственного числа, а также трудное правило написания окончаний глаголов во 2-м лице множественного числа. Для детей, которые пишут, работа закрепляется письменно. Для учащихся 2-3 классов сложной темой является определение спряжения глагола в неопределенной форме. Для этого игра "Формула 11" (фиг. 5) имеет следующий вид (приложение к паровозикам). На информационной карточке изображен полукруг (на фиг. не показан), в верхнем секторе которого всего три буквы "ИТЬ". Сразу четко проговаривается, вспоминается правило: "Ко второму спряжению относятся глаголы с "ИТЬ", кроме "брить", "стелить", размещенных в нижнем секторе напротив "ИТЬ". В нижнем секторе паровозик "ЮТ". По обеим сторонам полукруга два паровозика "АТ", "ЯТ" (работа с ними описана выше). В левой части полукруга размещены глаголы - исключения на "АТЬ"("слышать", "дышать", "держать", "гнать"). В правой части информационной карты 7 глаголов-исключений на "ЕТЬ" ("смотреть", "видеть", "ненавидеть", "обидеть", "вертеть", "терпеть", "зависеть"). Между правой и левой частью размещается цифра "11", например внутри ромба, она обозначает глаголы исключения (4+7). По мере развития связанной речи ребенка возникает необходимость в правильном написании окончаний прилагательных, предваряющих изучение этих тем в школе. Для обучения правильному написанию безударных окончаний прилагательных предназначена модификация игры под названием "Окошечки" (фиг. 6), которая содержит информационную карту, слева на ней изображен прямоугольник с тремя ячейками, в которые вписаны окончания "ОЙ", "ИЙ", "ЫЙ". Под ним перечеркнутое окончание "ЕЙ". Прямоугольник отделен от пяти расположенных вертикально в ряд квадратов, в каждый из которых вписано по два окончания, соответственно "ОЕ-ЕЕ", "ОГО-ЕГО", "ОМУ-ЕМУ", "ЫМ-ИМ", "ОМ-ЕМ" с соответствующими вопросами и указанием на падеж, между верхним и следующим квадратом расположен вопрос: какого? с пометкой М.Р. (мужской род) и С.Р. (средний род). Следующий вертикальный столбец состоит из двух квадратов с соответствующими окончаниями "АЯ-ЯЯ" И "УЮ-ЮЮ" и вопросами, а между ними прямоугольник, разделенный на 4 ячейки, перечеркнутые линией из правового верхнего угла в левый нижний. В левой части верхней ячейки расположено окончание "ОЙ", а в нижней "ЕЙ". Последний квадрат, расположенный справа от второго столбца, содержит окончания "ЫЕ-ИЕ" с вопросом: какие? Второй столбец также, как и первый, содержит указание на падеж. Игра "Компьютер 2" (Фиг. 7) помогает усвоить, запомнить, не ошибаться в написании окончаний существительных всех трех склонений. Теперь карточек (дискет) только 7 и каждая из них получает свой номер. В нижнем левом углу разместились три буквы "Е". Все остальные рабочие клетки заняла буква "И". Игра начинается с включения дисковода (определения склонения, которое закодировано соответственно одной, двумя или тремя точками). Далее, на базе зрительного анализатора, мы смело находим, вводим в игру карточки NN 2, 3, 4 и карточки NN 1, 5, 6, 7. Вводится понятия:
1. В родительном падеже никогда не бывает окончания "Е", только "И". 2. У существительных 3-го склонения никогда не бывает окончания "Е", только "И". Правила:
N 1. "Существительные 1 склонения в родительном падеже имеют окончание "И" "(Ы)"
N 2."Существительные 1 склонения в дательном падеже имеют окончание "Е", где не заполнено "И"
Вспомогательным элементом игры является карточка, которая носит название "красная шапочка". Дети должны запомнить, что существительные в родительном падеже имеют окончание только "И". Второй вспомогательный элемент - "желтая шапочка" (существительные 3 склонения имеют окончание "И" в родительном, дательном и предложном падеже). При осуществлении изобретения может быть получен следующий результат: расширение ассортимента средств обучения, увеличение занимательности и повышение качества обучения. При использовании данной игры усвоение правил оказывается глубоким и осознанным, так как материал закрепляется не только зрительно, но и с использованием моторной памяти.
Класс G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке