способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1998-10-19
публикация патента:

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат достигается за счет специального маневрирования судна на воздушной подушке путем его движения по свободной воде вдоль кромки ледяного покрова, а затем по ней с частичным выходом судна на свободную воду. Частичный выход судна на воздушной подушке на свободную воду обеспечивает возможность формирования под ледяным покровом воздушной полости, что устраняет силы поддержания воды. На лед действуют нагрузки от гравитационных волн, от веса судна и силы тяжести самого льда. Данные нагрузки увеличивают деформацию льда, облегчая процесс разрушения ледяного покрова. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке по свободной воде вдоль кромки льда с последующим его выходом и движением по ледяному покрову, отличающийся тем, что выход и движение судна по ледяному покрову осуществляют со свешиванием гибкого ограждения судна за кромку льда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ледотехники и может быть использовано, в частности, для выполнения ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП).

Известен способ разрушения ледяного покрова, осуществляемый путем движения СВП по свободной воде в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова, а затем по ней. Такое маневрирование создает дополнительно к волновой нагрузку на лед от веса судна, что увеличивает деформацию льда, облегчая процесс разрушения ледяного покрова (1. В.М.Козин, И.Д. Новолодский "Способ разрушения ледяного покрова" А. С. СССР N 178 1968 A1).

Недостатком данного способа является то, что при выполнении ледокольных работ резонансным способом с помощью СВП не используется способность этих судов распространять воздушную полость подо льдом и тем самым увеличивать нагрузку на лед за счет устранения реакций упругого основания, т.е. архимедовых сил поддержания воды.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова СВП резонансным способом.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении нагрузки на лед за счет способности СВП формировать под ледяным покровом воздушную полость (2. В.А.Зуев "Средства продления навигации на внутренних водных путях. Л.: Судостроение, 1986, с. 146).

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные - перемещение СВП по свободной воде вдоль кромки льда, последующий выход и движение судна по ледяному покрову.

Отличительные - выход и движение судна по ледяному покрову осуществляют со свешиванием гибкого ограждения судна за кромку льда.

Способ осуществляется следующим образом. При разрушении берегового припая (кромки ледяного покрова) СВП вначале перемещается по свободной воде вдоль кромки льда. После полного развития гравитационных волн производят перемещение СВП на кромку льда и его постановку на склон изгибно-гравитационной волны с частичным свешиванием гибкого ограждения с кромки льда, т.е. с частичным выходом судна на свободную воду. Такое положение СВП относительно кромки льда обеспечивает возможность формирования под ледяным покровом воздушной полости, что устраняет реакцию упругого основания, т.к. под СВП вода перестает поддерживать лед. Таким образом, при таком маневрировании СВП на ледяной покров действует: волновая нагрузка от гравитационных волн, нагрузка от веса самого судна и дополнительно к этому - силы тяжести самого льда. Появление этой дополнительной нагрузки позволяет повысить эффективность разрушения льда при неизменных энергозатратах.

Если по мере затухания гравитационных волн процесс разрушения льда прекратится, то СВП вновь полностью сходит с кромки льда и движется по свободной воде вдоль кромки до максимального развития гравитационных волн. После этого вышеописанное маневрирование повторяется.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже показана схема маневрирования СВП. На чертеже показано движение СВП (1) по свободной воде (2) со скоростью V, обеспечивающей максимальное волнообразование, переход СВП на кромку ледяного покрова (3) с частичным его выходом на свободную воду (4), сход СВП с кромки льда после прекращения его разрушения вследствие затухания гравитационных волн (5).

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх