система смазки уплотнения вала реактора

Классы МПК:F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Сибирский химический комбинат
Приоритеты:
подача заявки:
1998-07-07
публикация патента:

Изобретение относится к системам смазки узлов машин и аппаратов, работающих в особых условиях, а именно к системам смазки торцевых уплотнений вала реактора фторирования окислов урана. Система смазки включает соединенные маслопроводами питатель, камеру приема смазки в уплотнение, камеру для сбора смазки из уплотнения и маслосборник. В зоне присоединения уплотнения к реактору предусмотрена дополнительная камера для сбора смазки, соединенная с дополнительным маслосборником и сообщенная с ним воздуховодом. При этом питатель и маслооборники выполнены в виде мерных сосудов. Изобретение позволяет повысить надежность системы смазки, увеличить ресурс работы уплотнения, вовремя предупредить нарушение в трущихся частях уплотнения. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Система смазки уплотнения вала реактора, включающая соединенные маслопроводами питатель, камеру приема смазки в уплотнение, камеру для сбора смазки из уплотнения и маслосборник, отличающаяся тем, что в зоне присоединения уплотнения к реактору предусмотрена дополнительная камера для сбора смазки, соединенная с дополнительным маслосборником и сообщенная с ним воздуховодом, при этом питатель и маслосборники выполнены в виде мерных сосудов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам смазки узлов машин и аппаратов, работающих в особых условиях, а именно к системам смазки торцовых уплотнений вала реактора фторирования окислов урана.

Известно уплотнение для удержания масла в станке с высокой скоростью вращения [1], содержащее корпус и систему каналов для подачи смазки в уплотнение вала, камеру для сбора протечек смазки, отверстие для вывода смазки из камеры. В устройстве [1] не предусмотрены средства для контроля протечек смазки по валу.

Известно устройство для подачи смазки в подшипник [2, прототип], содержащее питатель, соединенный маслопроводом с камерой приема смазки в уплотнение, камеру сбора смазки из уплотнения, соединенную с маслосборником, из которого смазка перекачивается в питатель. Наличие (отсутствие) смазки в системе контролируется по давлению в камере для приема смазки и в камере для сбора смазки, для чего устройство снабжено реле давления, управляющим клапанами подачи смазки в камеру приема смазки и выдачи смазки из камеры для сбора смазки.

Недостаток устройства [2] заключается в том, что отсутствие контроля потока смазки не позволяет судить о количестве и составе смазки, прошедшей через уплотнение с той и другой его стороны. Такой контроль особенно важен, если уплотнение устанавливается на вал аппарата, работающего при переменном давлении и наличии в смазке взвесей. Таким аппаратом является, например, аппарат для фторирования окислов урана. Наличие взвеси и агрессивная среда увеличивают протечки смазки из уплотнений, что приводит к забивке участка уплотнение-маслосборник, а продукты реакции загрязняются смазкой, поступающей в зону реакции.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении контроля количества и состава смазки, прошедшей через уплотнение вала реактора.

Задача решается тем, что система смазки уплотнения вала реактора включает соединенные маслопроводами питатель, камеру приема смазки в уплотнение, камеру для сбора смазки из уплотнения и маслосборник, в зоне присоединения уплотнения к реактору предусмотрена дополнительная камера для сбора смазки, соединенная с дополнительным маслосборником и сообщенная с ним воздуховодом, при этом питатель и маслосборники выполнены в виде мерных сосудов.

На фиг. 1 представлен общий вид системы смазки торцевого уплотнения вала реактора; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел Б на фиг. 1, разрез торцевого уплотнения вала реактора.

Система смазки торцевого уплотнения 1 вала 2 реактора 3 включает питатель 4 с мембраной 5 и мерным сосудом 6. Уплотнение 1 содержит две пары трения 7, 8, камеру 9 приема смазки в уплотнение, сообщенную с мерным сосудом 6 питателя 4 через канал 10 и маслопровод 11. Кроме того, уплотнение имеет камеру 12 для сбора смазки, сообщенную с маслосборником 13 через канал 14 и маслопровод 15. Маслосборник 13 имеет отверстие для сдувки (не показано). В зоне присоединения уплотнения 1 к реактору 3 размещена дополнительная камера для сбора протечек смазки из уплотнения 1 и фильтр 17. Дополнительная камера 16 в нижней части сообщена с дополнительным маслосборником 18 с помощью канала 19 и маслопровода 20, а в верхней части камера 16 сообщена каналом 21 и воздуховодом 22 с дополнительным маслосборником 18. Маслосборники выполнены в виде мерных сосудов. Для первоначального заполнения системы смазкой в питателе 4 предусмотрены патрубки 23, 24 и шланг 28, а в уплотнении - каналы 25, 10. С помощью каналов 10, 25, 26 и маслопроводов 11, 27 камера 9 сообщена с питателем 4.

Система работает следующим образом. Первоначально мерный сосуд 6 питателя и камеру 9 для приема смазки заполняют смазкой через шланг 28, маслопровод 27 и канал 26 при открытом патрубке 23 сдувки. При этом мембрана 5 питателя устанавливается в крайнее верхнее положение. После заполнения системы смазкой шлангом 28 закрывают патрубок 23 сдувки. Из камеры 9 смазка поступает в пары трения 7, 8, обеспечивая надежную работу уплотнения. Отработавшая смазка по зазорам перетекает в камеры 12, 16 для сбора протечек и по маслопроводам 15, 20 поступает в маслосборники 13, 18. Для предотвращения образования воздушной пробки по пути смазки из камеры 16 в маслосборник 18 и из камеры 12 в маслосборник 13 камера 16 и маслосборник 18 соединены воздуховодом 22, а сдувка маслосборника 13 открыта. При работе реактора пыль и аэрозоли перемещаются по зазорам в сторону уплотнения и частично улавливаются фильтром 17. Незначительная часть аэрозолей проникает и в камеру 16 для сбора протечек смазки, смешивается с ней и затем выводится в маслосборник 18. По объему и составу смазки, накопленной в маслосборниках 13, 18, судят о расходе смазки в системе, о местах забивки системы примесями, об увеличении зазоров в узлах уплотнения.

Изобретение позволяет вовремя предупредить нарушение в трущихся частях уплотнения вала реактора, увеличить ресурс работы уплотнения, повысить надежность работы системы смазки и уплотнения.

Источники информации, принятые во внимание

1. Заявка N 2498292, МКИ F 16 N 1/00, 31/00, Франция, опубликована в 1982 г.

2. Заявка N 50-20643, МКИ F 16 N 7/33, Япония, опубликована в 1975 г. (прототип).

Класс F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах

способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства -  патент 2509670 (20.03.2014)
устройство для слива масла из агрегатов транспортных средств -  патент 2300694 (10.06.2007)
устройство для слива жидкости -  патент 2172883 (27.08.2001)
устройство и способ для отвода жидкого смазочного материала из опорного устройства -  патент 2166641 (10.05.2001)
устройство для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника -  патент 2106567 (10.03.1998)
маслоуловитель турбоагрегата -  патент 2101834 (10.01.1998)
масляный поддон двигателя внутреннего сгорания -  патент 2067200 (27.09.1996)
сливная пробка -  патент 2027868 (27.01.1995)
Наверх