авиационная пассажирская автономная капсула спасения
Классы МПК: | B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей B64D17/78 комбинированные с другими устройствами, замедляющими падение грузов |
Автор(ы): | Халидов Г.Ю. |
Патентообладатель(и): | Халидов Гамид Юсупович, Халидов Уллубий Гамидович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-22 публикация патента:
27.07.2001 |
Изобретение относится к средствам спасения. Спасательная капсула представляет собой часть пассажирского салона, выполненную в виде помещенного в цельный фюзеляж герметичного автономного отсека. Отсек включает парашют. Отсек снабжен, по крайней мере, двумя противоположно направленными ракетами, расположенными в его донной части. Парашют соединен с тросами, вторые концы которых, охватывая автономный отсек с боковых сторон, соединены с ракетами через распределительный механизм. Последний выполнен из трубы, соединенной с направляющими патрубками, и имеет храповик, выполненный с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону ракет. Предложенная конструкция повысит безопасность пассажиров при аварийных ситуациях, а также снизит скорость спуска капсулы. 4 з.п.ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11
Формула изобретения
1. Спасательная капсула, используемая в летательных аппаратах с цельным фюзеляжем, представляющая собой часть пассажирского салона, выполненную в виде помещенного в фюзеляж герметичного автономного отсека, который включает парашют, отличающаяся тем, что она снабжена, по крайней мере, двумя противоположно направленными ракетами, расположенными в донной части отсека, парашют соединен с тросами, вторые концы которых, охватывая автономный отсек с боковых сторон, соединены с ракетами через распределительный механизм, выполненный из трубы, соединенной с направляющими патрубками, и имеющий храповик, выполненный с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону ракет. 2. Спасательная капсула по п.1, отличающаяся тем, что автономный отсек помещается в фюзеляж летательного аппарата по горизонтальным направляющим. 3. Спасательная капсула по п.1, отличающаяся тем, что автономный отсек выполнен с сопрягаемыми дверными проемами с возможностью их принудительного закрытия и водонепроницаемости. 4. Спасательная капсула по п.1, отличающаяся тем, что ракеты расположены в направляющих стволах, выполненных съемными. 5. Спасательная капсула по п.1, отличающаяся тем, что автономный отсек снабжен ракетными двигателями мягкой посадки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров. Анализ авиационных катастроф показывает, что современный подход к вопросам безопасности пассажиров летательных аппаратов должен предполагать возможность их эвакуации с терпящего аварию летательного аппарата в диапазоне высот от нескольких десятков метров до нескольких километров, плавный спуск и мягкое приземление, обеспечение возможности их поиска и обнаружения, а также их жизнедеятельности до обнаружения спасателями. Известен патент (US N 4699336, кл. В 64 С 1/32, 244-140, 1987) на конструкцию самолета с отделяемым герметичным пассажирским отсеком, где самолет содержит устройство для выбрасывания пассажирского отсека из салона фюзеляжа главной секции, когда самолет находится в аварийной ситуации, и устройство для плавного спуска пассажирского отсека на землю. Недостатками данного технического решения является ослабление жесткости конструкции самолета, относительная длительность операций по эвакуации и необходимость их механического осуществления, что, как правило, в реальных аварийных ситуациях невыполнимо. Известен патент (US N 4821984, кл. В 64 D 25/00, 25/08, 244-141, 1989) на конструкцию спасательной камеры телескопического типа для пассажирского самолета, которая содержит несколько сегментов, образующих ее стенки. При угрозе аварии сегменты телескопически смещаются один относительно другого и в выдвинутом положении образуют закрытую камеру. Недостатком данного технического решения является практическая невозможность его использования. Создав конструкцию спасательной камеры, не предложили реальный способ ее эвакуации из аварийного самолета. Известно техническое решение, в котором изменения тормозного усилия при взаимодействии массы воздушного потока с парашютом проводятся путем изменения его площади путем изменения длины строп (патент Англия N 1060301, кл. В 64 D 17/80, 1967). Основным недостатком можно считать то, что развиваемое парашютом аэродинамическое сопротивление ограничивается площадью парашюта, что делает известный способ малоэффективным. Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становятся реальными спасение пассажиров и грузов и возможность уменьшения скорости спуска спасательной капсулы до минимальной за счет усиления взаимодействия парашюта с набегающим потоком воздушной массы перед касанием капсулы с поверхностью посадки. Поставленная цель достигается тем, что спасательная капсула, используемая в летательных аппаратах с цельным фюзеляжем, представляет собой часть пассажирского салона, выполненную в виде помещенного в фюзеляж автономного отсека, который включает парашют и по крайней мере две противоположно направленные ракеты, расположенные в его донной части. Парашют соединен с тросами, вторые концы которых, охватывая автономный отсек с боковых сторон, соединены с ракетами через распределительный механизм. Распределительный механизм выполнен с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону ракет. При полете ракет вверх происходят выборка тросов, вызывающая увеличение скорости движения и тормозного усилия парашюта, выталкивание вверх и торможение автономного отсека. Автономный отсек помещается в фюзеляж летательного аппарата по горизонтальным направляющим. Один или несколько автономных отсеков выполнены с сопрягаемыми дверными проемами с возможностью их принудительного герметичного закрытия и водонепроницаемости и образуют пассажирский салон. Стволы ракет, расположенных в донной части автономного отсека, выполнены съемными. Автономный отсек содержит ракетные двигатели мягкой посадки. В соответствии с вышеизложенным в качестве средств по эвакуации пассажиров с аварийного самолета предлагаются размещаемые в его фюзеляже, как части пассажирского салона, автономные отсеки, которые после отделения от самолета способны осуществить спуск и мягкую посадку. В связи с их новым функциональным назначением и конструкцией автономный отсек предлагается назвать - авиационная пассажирская автономная капсула спасения (АПАКС). На фиг. 1 изображена схема общего вида самолета без крыльев;на фиг. 2 - схема разреза фюзеляжа по 2-2;
на фиг. 3 - схема разреза фюзеляжа по 3-3;
на фиг. 4 - проекции капсулы;
на фиг. 5 - схема разреза капсулы по 5-5;
на фиг. 6 - проекции распределительного механизма;
на фиг. 7 - схема донной части капсулы;
На фиг. 8 - схема капсулы с раскрытым парашютом;
на фиг. 9 - схема завершения спуска капсулы;
на фиг. 10 - проекции капсулы с двигателями посадки;
на фиг. 11 - схема завершения спуска капсулы с включенными двигателями мягкой посадки. Фюзеляж летательного аппарата 1 выполнен цельным (корпус фюзеляжа 3). В фюзеляже (фиг. 1-3) расположена по крайней мере одна авиационная пассажирская автономная капсула спасения 2 (далее капсула), выполненная в виде герметичного автономного отсека (при закрытых дверных проемах) пассажирского салона с расположенными в ней пассажирскими креслами 4, верхними отделениями для багажа 5 и другой атрибутикой пассажирского салона, иллюминаторами 9, сопряженными с иллюминаторами фюзеляжа. Стенки капсулы 2 выполнены теплоизолированными и силовыми. Капсула может быть снабжена системой освещения и кондиционирования, работающей от автономной системы энергообеспечения после отделения капсулы от фюзеляжа. Одна или несколько капсул составляют пассажирский салон летательного аппарата. Между собой они соединяются сопрягаемыми дверными проемами 12, а с корпусом и силовыми балками 10 пола фюзеляжа через горизонтальные направляющие 6, которые расположены вдоль внутренней поверхности корпуса и пола фюзеляжа и определяют положение капсулы, закрепляют их, обеспечивают жесткость конструкции "капсула - фюзеляж". Капсулы размещают (вставляют) в фюзеляже самолета еще во время его постройки. Направляющие 6 капсулы установлены в ответных направляющих корпуса 3 фюзеляжа в строго горизонтальном направлении, и поэтому они не будут при аварийной эвакуации капсулы препятствовать и задерживать отделение от нее частей разрезанной обшивки фюзеляжа набегающим встречным потоком воздуха. Капсула располагается на силовых балках 10 фюзеляжа, которые крепятся к корпусу 3 фюзеляжа стойками 11. В верхней части капсулы размещается камера 26 с откидным люком 8, в которой размещен парашют 7 (фиг. 2-4). В донной части 15 капсулы (фиг. 5, 7) в направляющих стволах 24 размещены ракеты 21 (головная часть 22 ракеты, хвостовая часть 23), направленные в строго противоположных направлениях. Направляющие стволы 24 направлены под углом


Класс B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей
Класс B64D17/78 комбинированные с другими устройствами, замедляющими падение грузов