ракетный двигатель твердого топлива с электромагнитным регулированием интенсивности горения топлива
Классы МПК: | F02K9/26 управление процессом горения |
Автор(ы): | Козлов А.Н., Хусаинов С.А., Рыбаков А.П., Росляков В.В., Закевич И.А., Родченков С.Н. |
Патентообладатель(и): | Козлов Алексей Николаевич, Хусаинов Сергей Арасланович, Рыбаков Анатолий Петрович, Росляков Виктор Владимирович, Закевич Игорь Александрович, Родченков Сергей Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-01-26 публикация патента:
27.09.2001 |
Ракетный двигатель твердого топлива с электромагнитным регулированием интенсивности горения топлива содержит корпус, заряд твердого топлива и систему управления. Круглый волноводный согласователь, которым снабжен двигатель, выполнен в виде одной детали с круглым волноводом. Волновод подключен к генератору электромагнитного излучения сверхвысокой частоты, предназначенному для дополнительного нагрева заряда твердого топлива после его воспламенения с целью изменения интенсивности горения заряда твердого топлива. Изобретение позволяет упростить управление интенсивностью горения топлива и тем самым конструкцию двигателя. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Ракетный двигатель твердого топлива с электромагнитным регулированием интенсивности горения топлива, содержащий корпус, заряд твердого топлива и систему управления, отличающийся тем, что он снабжен круглым волноводным согласователем, выполненным в виде одной детали с круглым волноводом, который подключен к генератору электромагнитного излучения сверхвысокой частоты, предназначенному для дополнительного нагрева заряда твердого топлива после его воспламенения с целью изменения интенсивности горения заряда твердого топлива.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетным двигательным установкам с управляемым процессом горения топлива и может быть использовано для летательных аппаратов с ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ). Известен РДТТ, содержащий корпус и заряд топлива, в котором предусмотрено приспособление для преобразования оптического сигнала регулирования в соответствующее количество тепловой энергии для предварительного разогрева топлива с целью регулирования интенсивности его горения (Патент США N 4587805, Т. 1066, N 2, МПК F 02 K 9/26, 1986 г.). Наиболее близким по технической сущности (прототипом) к заявляемому изобретению следует считать РДТТ с оптическим способом регулирования скорости горения топлива (Патент США N 4630437, Т. 1073, N 4, F 02 K 9/26, 1986 г. ), содержащий корпус, заряд твердого топлива, источник лучистой энергии, каналы в заряде твердого топлива для подвода лучистой энергии к зоне горения и систему управления интенсивностью подогрева топлива в зоне горения. Недостатками прототипа и вышеуказанного РДТТ являются сложность технологии изготовления и возможность применения только для зарядов торцевого горения. Целью изобретения является упрощение конструкции РДТТ и управления интенсивностью горения топлива. Ракетный двигатель твердого топлива с регулируемой интенсивностью горения топлива, содержащий корпус, заряд твердого топлива и систему управления, отличающийся тем, что он снабжен круглым волноводным согласователем, выполненным в виде одной детали с круглым волноводом, который подключен к генератору электромагнитного излучения сверхвысокой частоты (СВЧ), предназначенному для дополнительного нагрева заряда твердого топлива после его воспламенения с целью изменения интенсивности горения заряда твердого топлива. Общий вид предлагаемого РДТТ представлен на чертеже. Ракетный двигатель твердого топлива с электромагнитным регулированием интенсивности горения топлива содержит корпус 1, заряд твердого топлива 2, круглый волноводный согласователь 3, выполненный в виде одной детали с круглым волноводом 4 и соединенный с корпусом 1. Волновод 4 подключен к генератору электромагнитного излучения сверхвысокой частоты 5, управление которым осуществляется системой управления 6. Волноводный согласователь 3 и волновод 4 заполнены прочным тугоплавким диэлектриком 7. Предлагаемый РДТТ с электромагнитным регулированием интенсивности горения топлива работает следующим образом. После воспламенения заряда твердого топлива 2 запускается СВЧ генератор 5, который начинает излучать электромагнитную энергию в полость корпуса РДТТ. СВЧ энергия поглощается зарядом твердого топлива 2, что приводит к его дополнительному объемному нагреву, в том числе и зоны горения. Система управления 6 управляет генератором 5, изменяя параметры СВЧ излучения, например амплитуду, тем самым изменяя величину поглощенной СВЧ энергии, а следовательно и интенсивность горения заряда. Величина поглощенной СВЧ энергии может быть рассчитана по известным выражениям (Пюшнер Г. Нагрев энергией сверхвысоких частот. Пер. с англ. - М.: Энергия, 1985. - 210 с.) и зависит от параметров СВЧ излучения и диэлектрической проницаемости заряда твердого топлива. Минимальная интенсивность горения топлива обеспечивается при минимальном уровне мощности СВЧ генератора (или при отключенном генераторе), а максимальная интенсивность горения определяется теплофизическими характеристиками топлива, мощностью СВЧ генератора и прочностью корпуса. Управление может осуществляться как по заранее заданной программе, так и по дополнительным сигналам управления. Техническая реализация предложенного РДТТ обеспечивается широким применением СВЧ энергетики в технике и быту.Класс F02K9/26 управление процессом горения