компрессор газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D17/00 Нагнетатели с радиальным потоком, например центробежные вентиляторы; спирально-центробежные нагнетатели
F04D27/00 Управление и регулирование компрессоров или вентиляторов и компрессорных или вентиляторных установок или систем
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности наземного применения, и обеспечивает повышение надежности конструкции компрессора путем исключения поломок внутреннего корпуса статора по фланцам крепления с его наружным корпусом. Это достигается тем, что в компрессоре газотурбинного двигателя с системой управления радиальными зазорами между ротором и статором, включающем наружный корпус и внутренний корпус с фланцами крепления, согласно изобретению стенки внутреннего корпуса статора выполнены с переменной толщиной, при этом H/h = 1,5 - 3, a L/h = 10 - 20, где H - толщина стенки внутреннего корпуса статора в центральной части; h - толщина стенки внутреннего корпуса статора на участках со стороны фланцев крепления; L - длина участка стенки внутреннего корпуса толщиной h. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Компрессор газотурбинного двигателя с системой управления радиальными зазорами между ротором и статором, включающем наружный корпус и внутренний корпус с фланцами крепления, отличающийся тем, что стенки внутреннего корпуса статора выполнены с переменной толщиной, при этом H/h=1,5-3, а L/h= 10-20, где H - толщина стенки внутреннего корпуса статора в центральной части; h - толщина стенки внутреннего корпуса статора на участках со стороны фланцев крепления; L - длина участка стенки внутреннего корпуса толщиной h.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности наземного применения.

Известен компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор и статор, состоящий из неразъемного наружного корпуса, а также рабочих колец и колец направляющих аппаратов, закрепленных в центрирующих оболочках [1].

Недостатком данной конструкции является отсутствие системы управления радиальными зазорами между статором и ротором, что снижает КПД компрессора.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является компрессор газотурбинного двигателя с системой управления радиальными зазорами между ротором и статором, включающем наружный корпус и соединенный с ним неразъемный внутренний корпус, а также перфорированный дефлектор с системой подвода и отвода воздуха для управления зазорами [2].

Известная конструкция обладает повышенным коэффициентом полезного действия, но имеет низкую надежность из-за возможных поломок внутреннего корпуса статора по фланцам его крепления к соединительным элементам с наружным корпусом статора.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности конструкции компрессора путем исключения поломок внутреннего корпуса статора по фланцам крепления с его наружным корпусом.

Сущность изобретения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя с системой управления радиальными зазорами между ротором и статором, включающем наружный корпус и внутренний корпус с фланцами крепления, согласно изобретению стенки внутреннего корпуса статора выполнены с переменной толщиной, при этом H/h = 1,5 - 3, а L/h = 10 - 20, где H - толщина стенки внутреннего корпуса статора в центральной части; h - толщина стенки внутреннего корпуса статора на участках со стороны фланцев крепления; L - длина участка стенки внутреннего корпуса толщиной h.

Выполнение стенки внутреннего корпуса статора переменной толщины позволяет сохранять геометрию корпуса при работе двигателя, особенно на переходных режимах, и сократить до минимума напряжения в месте перехода от фланца к цилиндрическому участку, что повышает надежность конструкции. При этом необходимо, чтобы выполнялось соотношение H/h = 1,5 - 3. При H/h < 1,5 повышаются напряжения в участках внутреннего корпуса, примыкающих к фланцам его крепления.

При H/h > 3 плохо охлаждается внутренний корпус из-за его большой толщины, что снижает эффективность системы охлаждения радиальными зазорами между ротором и статором.

Соотношение L/h должно выдерживаться в интервале 10 - 20. При L/h < 10 повышается напряжение на участках L и возрастает вероятность поломки корпуса.

Если L/h > 20, то наблюдается "овализация" корпуса, снижается КПД и повышается вероятность врезания лопаток ротора в корпус статора.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 показан продольный разрез статора компрессора заявляемой конструкции. На фиг. 2 схематично представлена тепловая деформация внутреннего корпуса статора при включении системы управления радиальными зазорами.

Компрессор содержит статор 1, включающий наружный корпус 2 и неразъемный внутренний корпус 3, на котором изнутри установлены рабочие кольца 4 и кольца направляющих аппаратов 5 с направляющими лопатками 6. Внутренний корпус 3 закреплен на наружном корпусе с помощью соединительных элементов 7 и 8, к которым корпус 3 крепится с помощью фланцев 9 и 10.

С внутренней стороны к наружному корпусу 2 крепится перфорированный дефлектор 11, с помощью которого через множество отверстий 12 обдувается наружная поверхность 13 внутреннего корпуса 3. Охлаждающий воздух для обдува поверхности 13 подается из промежуточной ступени (не показана) или из-за подпорных ступеней компрессора (не показаны) по трубам 14 в дефлекторную полость 15, а после истечения из нее через отверстия 12 сбрасывается из полости 16 через отверстия 17 в наружный контур двигателя (не показан) или в атмосферу.

Тепловая деформация внутреннего корпуса 3 происходит по траектории 18, т. к. центральная часть корпуса 3 с толщиной H деформируется больше, чем участки 19 и 20, имеющие толщину h и длину L и L1 соответственно.

Работает устройство следующим образом.

В процессе работы двигателя при выходе на номинальный режим с целью снижения расхода топлива срабатывает система регулирования радиальных зазоров компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2175410 между статором и ротором. Регулирование заключается в обдуве наружной поверхности 13 корпуса 3 холодным воздухом. При этом радиальные зазоры компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2175410 уменьшаются до минимума, улучшая экономичность двигателя. Фланцы 9 и 10 деформируются в меньшей степени, чем цилиндрическая честь корпуса 3. Участки 19 и 20 имеют толщину h и работают как компенсаторы тепловых деформаций фланцев 9 и 10 и цилиндрической части корпуса 3 без превышения изгибных напряжений выше нормируемых. Часть корпуса 3 толщиной H лучше сохраняет свою геометрию, т. к. является более жесткой, и оно меньше "овализируется", способствуя минимизации радиальных зазоров компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2175410.

Источники информации

1. Вьюнов С.А. и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989, стр. 106, рис. 3.43.

2. Патент РФ N 2121082, МКИ F 04 D 29/56, F 02 C 7/20.

Класс F04D17/00 Нагнетатели с радиальным потоком, например центробежные вентиляторы; спирально-центробежные нагнетатели

центробежный компрессор для разделения влажной газовой смеси и способ его изготовления -  патент 2521942 (10.07.2014)
двухсекционный центробежный компрессор -  патент 2518785 (10.06.2014)
диаметральный вентилятор -  патент 2490518 (20.08.2013)
вакуумный центробежный компрессор -  патент 2480631 (27.04.2013)
агрегат с радиальным потоком -  патент 2477390 (10.03.2013)
шахтная вентиляторная установка -  патент 2473808 (27.01.2013)
радиальный вентилятор -  патент 2470193 (20.12.2012)
модульный электроприводной компрессорный агрегат -  патент 2461738 (20.09.2012)
способ изготовления рабочих колес центробежных копрессоров -  патент 2459980 (27.08.2012)
центробежный компрессорный агрегат -  патент 2458253 (10.08.2012)

Класс F04D27/00 Управление и регулирование компрессоров или вентиляторов и компрессорных или вентиляторных установок или систем

спосб регулирования компрессора -  патент 2528768 (20.09.2014)
способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
система и способ регулирования скорости вращения каждого из n двигателей с регулируемой скоростью вращения -  патент 2526411 (20.08.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
способ управления механизацией компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2514463 (27.04.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
Наверх