способ лечения воспалительных заболеваний и повреждений передней поверхности глаза

Классы МПК:A61F9/00 Способы и устройства для лечения глаз; приспособления для вставки контактных линз; устройства для исправления косоглазия; приспособления для вождения слепых; защитные устройства для глаз, носимые на теле или в руке
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца
Приоритеты:
подача заявки:
1999-07-20
публикация патента:

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для лечения воспалительных заболеваний и повреждений переднего отрезка глаза. Осуществляют воздействие газовым потоком, содержащим оксид азота, при 25-30oС на поверхности глаза. Воздействие осуществляют в течение 1 мин 1 раз в сутки. Воздействие осуществляют до появления признаков начала эпителизации и рубцевания. При этом в плазменном потоке содержится 250-300 мг/м3 оксида азота. Способ позволяет повысить эффективность лечения воспалительных заболеваний и повреждений переднего отрезка глаза. 3 з. п. ф-лы, 1 ил. , 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14

Формула изобретения

1. Способ лечения воспалительных заболеваний и повреждений переднего отрезка глаза, отличающийся тем, что осуществляют воздействие газовым потоком, содержащим оксид азота, при 25-30oС па поверхности глаза.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что воздействие осуществляют в течение 1 мин 1 раз в сутки.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что воздействие осуществляют до появления признаков начала эпителизации и рубцевания.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в плазменном потоке содержится 250-300 мг/м3 оксида азота.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области офтальмологии, а именно к способам лечения воспалительных заболеваний и повреждений передней поверхности глаза.

Воспалительные заболевания и повреждения наиболее распространены среди патологий передней поверхности глаза, которые составляют около 25% от всех заболеваний органа зрения и имеют высокий удельный вес (50%) среди причин снижения зрения и слепоты /Каспаров A. A. -IY Всесоюз. Съезд офтальмологов, М. , 1985, т. YI, стр. 3/.

Для медикаментозного лечения воспалительных заболеваний и повреждений передней поверхности глаза применяют противовоспалительные, противоинфекционные препараты, а также препараты, направленные на усиление собственных защитных реакций. Тем не менее, лечение воспалительных заболеваний и повреждений роговицы не всегда бывает достаточно успешным, что диктует необходимость разработки новых методов лечения.

В последнее десятилетие было установлено, что оксид азота - NO в организме животных и человека выполняет функции универсального регулятора метаболизма. Это открытие повлекло за собой многочисленные и многосторонние исследования, посвященные изучению молекулярных механизмов действия этого простого химического соединения и использованию регуляции содержания его в тканях в целях лечения различных заболеваний (Ванин А. Ф. - Биохимия, 1998, т. 63, вып. 7, с. 867-869). В ряде фундаментальных исследований показано участие оксида азота в воспалении (Маеда X. , Акаике Т. - там же, с. 1007-1019). Имеются данные о том, что замедление заживления ран может быть в ряде случаев связано с недостаточным образованием в тканях оксида азота (Tzeng Е. , Billiar T. R. - Arch. Surg. , vol. 132, p. 977-982). Поэтому становится очевидным необходимость изучения влияния оксида азота на раневой процесс.

В последние годы ингаляцию газообразного оксида азота стали применять для лечения легочной гипертензии и острого респираторного дистресс-синдрома (Thorax. , 1996, vol. 51, 762-764). В 1998 г. в отечественной литературе появилось сообщение А. Б. Шехтера и соавт. об успешном применении газовых потоков, специфической составляющей которых является оксид азота, для лечения инфицированных и неинфицированных ран мягких тканей (Бюлл. экспер. биол. и мед. , 1998, том 126, 8, 210-215). Однако для лечения заболеваний глаза подобное воздействие ранее не применялось. Особенности глаза (высокая чувствительность рецепторного аппарата роговицы, особенности строения, определяющие ее прозрачность, кровоснабжения и др. ), специфика течения репаративных процессов в нем определяют необходимость разработки специальных способов воздействия. Для ускорения репаративных процессов при повреждении и воспалении различных тканей используют способы лечения, направленные на усиление собственных защитных реакций организма. К таким способам, например, относится применение ингибиторов протеолитических ферментов, имитирующее усиление синтеза антипротеиназ при воспалении и повреждении тканей (Сыновец А. С. , Левицкий А. П. Ингибиторы протеолитических ферментов в медицине. Киев, 1985), а также применение имуностимуляторов (Гундорова Р. А. , Макаров В. П. , Бордюгова Г. Г. ). Локальная аутолимфотерапия - новый метод послеоперационного консервативного лечения больных с травмами глаз. Информационное письмо, М. , 1995, 8 с. ).

За ближайший аналог предлагаемого способа принят способ лечения воспалительных процессов и повреждений роговицы ингибиторами протеолитических ферментов, который имитирует собственную защитную реакцию и ускоряет течение репаративных процессов (Чеснокова Н. Б. , Касавина Б. С. , Щипанова А. И. - Вестник офтальмол. , 1983, 1, 48-50).

Технический результат предлагаемого способа лечения заболеваний и повреждений передней поверхности глаза состоит в ускорении репаративных процессов и достигается за счет действия газообразного оксида азота, образование которого при заживлении ран возрастает, и если его образуется недостаточное количество, то процесс заживления ран происходит значительно медленнее. То есть способ направлен на усиление собственной реакции организма, способствующей заживлению ран. Для получения газового потока оксида азота возможно использовать воздушно-плазменный аппарат медицинского назначения "Плазон", в котором атмосферный воздух, проходя через электрическую дугу, образует газовый поток со следующими характеристиками. Специфической составляющей газового потока является NO, и концентрация его в потоке может составлять 250-3000 мг/м3, NO2 - 20-30 мг/м3, СО не выявляется, а содержание N2 и СO2 практически соответствует их содержанию в атмосфере. Были подобраны температурный режим и расстояние от источника газового потока, интенсивность светового потока ограничена до интенсивности освещения от лампы накаливания, возможно также полное устранение светового потока. При температуре потока 25-30oС и расстоянии от выходного отверстия до глаза 20 см длительное и многократное воздействие на интактные глаза кроликов не обнаружило каких-либо видимых нежелательных последствий.

В качестве модели для изучения действия газового потока, специфическим компонентом которого является оксид азота, использовали щелочной ожог роговицы у кроликов. Эта модель широко используется в нашей стране и за рубежом как для исследования репаративных процессов в глазу при воспалении, вызванном повреждением, так и для разработки методов их лечения, поскольку процессы, развивающиеся после щелочного ожога роговицы у кроликов, включают все компоненты, имеющие место при повреждении глаза у человека (Obenberger J. Ophthalm. Res. , 1975, 7, 363-366).

Дозированный ожог центральной области роговицы 3 степени воспроизводили у кроликов на обоих глазах под наркозом и местной анестезией с помощью круга из хлопчатобумажной ткани (диаметр 7 мм), пропитанной 10% NaOH, через 40 сек круг удаляли и глаза промывали 20 мл физиологического раствора. Состояние глаз оценивали биомикроскопически после окрашивания роговицы 0,1% раствором флуоросцеина. Клинические проявления ожоговой болезни глаз оценивали в условных баллах в зависимости от их интенсивности. Ожог роговицы обоих глаз воспроизводили у 12 кроликов (6 кроликов лечили и 6 кроликов составили контрольную группу без лечения). Ожог роговицы + конъюнктива такой же площади воспроизводили у 12 кроликов (6 кроликов лечили и 6 кроликов были контрольными). Кроликам опытной группы лечение газовым потоком начинали на следующий день после ожога.

Способ лечения осуществляли следующим образом. В качестве источника плазменного потока оксида азота использовали воздушно-плазменный аппарат медицинского назначения "Плазон", концентрация оксида азота в потоке составляла 250-300 мг/м3, температура 25-30oС, расстояние от выходного отверстия до поверхности роговицы 20 см. Лечение проводили 1 раз в день, время воздействия 1 мин, продолжительность лечения 14 дней. На 21 сутки после ожога, когда эрозия роговицы и ее изъязвление достигают максимальной интенсивности, в леченых глазах площадь эрозий в среднем почти вдвое меньше, а глубина язв практически втрое меньше, чем в нелеченых, динамика эрозивно-язвенного процесса в роговице свидетельствует об ускорении раневого процесса (чертеж). Отмечается также некоторое снижение интенсивности неоваскуляризации роговицы. Других отличий не установлено.

В зависимости от вида повреждения и характера воспалительного процесса может быть использовано воздействие плазменным потоком оксида азота с другими параметрами, другой продолжительностью воздействия и курса лечения. Однако температура на поверхности глаза должна составлять 25-30oС.

Пример 1. Кролик, протокол 5. Табл. 1.

Кролику был нанесен щелочной ожог роговицы обоих глаз вышеописанным методом, и на первый день после ожога начато лечение плазменным потоком 1 раз в день в течение 1 мин, с содержанием оксида азота 300 мг/м2, продолжительность лечения 14 дней. Состояние конъюнктивы характеризовалось слабой гиперемией и незначительным отеком век на протяжении всего эксперимента. На 3-7 сутки отмечалось небольшое гнойное отделяемое в обоих глазах. Перикорнеальная инъекция в виде тонкой полосы была зарегистрирована в период с 3 по 7 сутки; на 3 день в левом глазу перикорнеальная инъекция была максимальна и имела вид широкой полосы. На 7 сутки выявлен рост сосудов от области лимба к центру роговицы. Первоначально сосуды имели вид "щеточки" (небольшая длина и максимальная густота), затем длина сосудов увеличивалась и одновременно уменьшалась их частота. Инфильтрация роговицы слабой интенсивности (рисунок радужки не просматривается) выявлена в первые две недели эксперимента. Изъязвление роговицы в глазах у этого кролика ограничивалось поверхностными слоями, а эрозия после 3 суток по площади не превышала одной четверти зоны ожога роговицы.

Пример 2. Кролик, протокол 10. Табл. 2.

Кролику был нанесен ожог обоих глаз вышеописанным методом, лечение не проводилось. Выраженная гиперемия конъюнктивы и значительный отек век обоих глаз наблюдались с 7 по 14 сутки. Легкая гиперемия конъюнктивы и слабый отек век сохранялись до конца опыта. С 3 по 14 сутки отмечалась перикорнеальная инъекция глазного яблока в виде широкой полосы, с 7 по 14 день инъекция носила разлитой характер. К концу эксперимента сохранялась узкая полоса перикорнеальной инъекции в обоих глазах. Сосуды начинали расти после 3 суток и постепенно достигали зоны ожога. Инфильтрация роговицы была наиболее интенсивной на второй и третьей неделе. К концу эксперимента рисунок радужки не просматривался. Изъязвление роговицы затронуло глубокие слои стромы, образовались глубокие язвы роговицы, а на 21 сутки в правом глазу произошла перфорация роговицы.

Пример 3. Кролик, протокол 12. Табл. 3.

Кролику нанесен ожог роговица + конъюнктива, лечения не проводилось. Максимальная гиперемия век развилась на 3-7 сутки и полностью не нормализовалась к концу эксперимента. Отмечалось выделение гнойного содержимого из конъюнктивального мешка. Перикорнеальную инъекцию в виде широкого кольца отмечали в течение первой недели. Вновь образованные сосуды достигали зоны ожога и сохранялись до 21 суток. Прозрачность роговицы до окончания периода наблюдения не восстанавливалась, рисунок радужки не просматривался. Язвы роговицы от поверхностных в начале эксперимента в дальнейшем (к 21 суткам) углублялись и затронули глубокие слои стромы, по площади составляя 2x2 мм.

Пример 4. Кролик, протокол 15. Табл. 4.

Кролику нанесен ожог роговица + конъюнктива, лечение проводилось вышеописанным методом. Реакция конъюнктивы на повреждение умеренная. Легкая гиперемия и слабый отек век на 3-7 сутки полностью исчезали к 14 суткам. Наблюдалось незначительное отделяемое из конъюнктивального мешка в конце первой недели после ожога. После 14 суток перикорнеальная инъекция полностью отсутствует. Начало васкуляризации роговицы отмечали на 7 сутки. Единичные новообразованные сосуды выявлялись до 14 суток. Прозрачность роговицы вне зоны ожога восстанавливалась на 14 день эксперимента. Поверхностные эрозии по площади менее 1/4 зоны ожога, выявленные на 3-7 сутки, полностью эпителизировались к 21 дню эксперимента.

Следует отметить, что эффективность метода не уступает общепринятым методам лечения ожоговой болезни глаз, например, ингибиторами протеолитических ферментов, может быть использован как монотерапия, а также в сочетании с другими методами лечения воспаления и повреждений переднего отрезка глаза. Метод отличается простотой, удобством: не требует расходного материала, процедур, связанных со стерилизацией.

Класс A61F9/00 Способы и устройства для лечения глаз; приспособления для вставки контактных линз; устройства для исправления косоглазия; приспособления для вождения слепых; защитные устройства для глаз, носимые на теле или в руке

способ фиксации мягкой интраокулярной линзы при отсутствии капсулярной поддержки -  патент 2529411 (27.09.2014)
устройство для разреза роговицы глаза человека -  патент 2529391 (27.09.2014)
устройство для разрезания роговой оболочки глаза -  патент 2528853 (20.09.2014)
способ хирургического замещения множественных, тотальных и обширных кожных дефектов век, распространяющихся на окружающие зоны лица -  патент 2528650 (20.09.2014)
роговичный сегмент для лечения кератэктазий различного генеза -  патент 2528649 (20.09.2014)
способ факоэмульсификации -  патент 2528633 (20.09.2014)
способ репозиции моноблочной интраокулярной линзы, дислоцированной вместе с капсульным мешком -  патент 2527912 (10.09.2014)
способ осуществления тоннельного разреза для факоэмульсификации -  патент 2527911 (10.09.2014)
способ микроинвазивной непроникающей глубокой склерэктомии при открытоугольной глаукоме -  патент 2527908 (10.09.2014)
способ имплантации интраокулярной линзы больным с эктопией хрусталика -  патент 2527844 (10.09.2014)
Наверх