Дальневосточный государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки: 2001-05-21
публикация патента: 20.02.2002
Изобретение относится к способам вязания узлов и может быть использовано в орудиях промышленного рыболовства, парусном деле, гидробиотехнических сооружениях (гибкие сооружения морских плантаций), в альпинистском снаряжении - везде, где используются синтетические канаты. Технический результат - повышение прочности и надежности узлового соединения при уменьшении давления между канатами за счет увеличения радиуса обвивания канатов в узле. Узел содержит простой узел, включающий петлю, сформированную за счет того, что ходовой конец обведен вокруг коренного с образованием полуузла. Из участка петли со стороны коренного конца сформирована дополнительная петля путем разворота этого участка на 180o, причем дополнительная петля размещена на полуузле, а из оставшейся части петли сформирована рабочая петля, для чего она последовательно пропущена через полуузел и дополнительную петлю. 4 ил.
Узел с незатягивающейся рабочей петлей, содержащий простой узел, включающий петлю, сформированную за счет того, что ходовой конец обведен вокруг коренного с образованием полуузла, отличающийся тем, что из участка петли со стороны коренного конца сформирована дополнительная петля путем разворота этого участка на 180o, причем дополнительная петля размещена на полуузле, а из оставшейся части петли сформирована рабочая петля, для чего она последовательно пропущена через полуузел и дополнительную петлю.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам вязания узлов и может быть использовано в орудиях промышленного рыболовства, парусном деле, гидробиотехнических сооружениях (гибкие сооружения морских плантаций), в альпинистском снаряжении - везде, где используются синтетические канаты. Известен узел с незатягивающейся рабочей петлей (бурлацкая петля), содержащей полупетлю, часть которой сдвинута ниже конца каната, а оставшаяся часть пропущена через полупетлю, образованную упомянутым концом каната и сдвинутой частью полупетли (см. Скрягин Л. Н. Морские узлы. -М. Транспорт, 1984, с. 65, фиг. 73). Рабочими являются оба конца троса, однако к недостаткам этого узла относится то, что при резкой тяге он может переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса. Кроме того, он не симметричен и ввиду этого имеет петли с малыми радиусами обвивания, равные радиусу каната. Известен также узел с незатягивающейся рабочей петлей ("Светлана"), содержащий простой узел, включающий петлю, сформированную за счет того, что ходовой конец обведен вокруг коренного с образованием полуузла (см. а. с. СССР 1694736, БИ 44,1991 г. ). Основным недостатком известного узла является большое давление на поверхности соприкасающихся канатов, при этом он имеет только один рабочий конец. Задачей, на решение которой направлено предлагаемое технической решение, является повышение прочности и надежности узлового соединения. Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в уменьшении давления между канатами за счет увеличения радиуса обвивания канатов в узле. Поставленная задача решается тем, что узел с незатягивающейся рабочей петлей, содержащий простой узел, включающий петлю, сформированную за счет того, что ходовой конец обведен вокруг коренного с образованием полуузла, отличается тем, что из участка петли, со стороны коренного конца сформирована дополнительная петля путем разворота этого участка на 180o, причем дополнительная петля размещена на полуузле, а из оставшейся части петли сформирована рабочая петля, для чего она последовательно пропущена через полуузел и дополнительную петлю. Сопоставительный анализ существенных признаков предлагаемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию "новизна". При этом отличительные признаки формулы изобретения позволяют получить симметричный узел с двумя рабочими концами, который не скользит по канату и не переворачивается, с увеличенной прочностью узлового соединения. На фиг. 1-4 изображен предлагаемый узел по конструктивным элементам в порядке их формирования. Предлагаемый узел "БЕСТ" симметричен, и оба конца троса могут быть рабочими. Поэтому общепринятые при вязании узлов названия концов троса - коренной (конец троса под нагрузкой) и ходовой (свободный от нагрузки) в формировании одного узла условны и взаимозаменяемы. Пусть конец троса, обозначенный на фиг. 1-4 под цифрой 1, будет ходовой, а конец троса 2 - коренной. Узел формируется следующим образом. В начале формируют простой узел, для чего ходовой конец 1 троса обносят вокруг коренного конца 2, при этом образуется петля 3 с формированием полуузла 4 (см. фиг. 1). Затем из части участка петли 3 со стороны коренного конца 2, вытянув его с последующим поворотом на 180o (как показано стрелкой 5 на фиг. 1), формируют дополнительную петлю 6. Эту петлю 6 укладывают на полуузел 4 (см. фиг. 2). Далее через дополнительную петлю 6 и полуузел 4 пропускают в оставшуюся часть петли 3 (см. фиг. 2 и фиг. 3) и затягивают. В результате после его утяжки получается узел, изображенный на фиг. 4. Узел "БЕСТ" с незатягивающейся рабочей петлей с двумя рабочими концами прочен и надежен за счет увеличения вдвое радиуса обвивания каната и может быть широко использован в народном хозяйстве.