способ транспортирования сжатого газа и устройство для его осуществления

Классы МПК:F17D1/02 для газов или паров 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Корпорация "Университетские сети знаний"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для транспортирования сжатого газа по трубопроводам, в частности, на участках большой протяженности, связанной с невозможностью или трудностью возведения промежуточных компрессорных станций. В способе транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу дополнительный напор газа в основном газопроводе создают посредством отбора газа на промежуточных и/или конечной компрессорных станциях из основного газопровода, дополнительного его компримирования и последующей подачи эжектирующего потока газа в промежуточные пункты основного газопровода; в устройстве для транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу линейный участок основного газопровода, примыкающий к конечной или промежуточной компрессорным станциям, снабжен по крайней мере одним дополнительным газопроводом, расположенным с возможностью подачи в промежуточные пункты линейного участка основного газопровода в обратном направлении потоков газа более высокого давления, создаваемых на той компрессорной станции, к которой он примыкает. Техническим результатом изобретения является снижение удельного расхода металла, затрат на изготовление и сооружение газопровода, сокращение на компрессорных станциях парка агрегатов для компримирования газа высокого давления; повышение надежности и безопасности эксплуатации магистрального газопровода. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу, включающий компримирование газа на головной компрессорной станции, подачу его в основной или основной и дополнительный газопроводы, дополнительное компримирование газа на промежуточных компрессорных станциях, отличающийся тем, что дополнительный напор газа в основном газопроводе создают посредством отбора газа на промежуточных и/или конечной компрессорных станциях из основного газопровода, дополнительного его компримирования и последующей подачи эжектирующего потока газа в промежуточных пунктах основного газопровода.

2. Устройство для транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу, включающее головную компрессорную станцию, основной или основной и дополнительный газопроводы, оборудование для приема и дополнительного компримирования газа на промежуточных компрессорных станциях, отличающееся тем, что линейный участок основного газопровода, примыкающий к конечной или промежуточной компрессорным станциям, снабжен по крайней мере одним дополнительным газопроводом, расположенным с возможностью подачи в промежуточные пункты линейного участка основного газопровода в обратном направлении потоков газа более высокого давления, создаваемых на той компрессорной станции, к которой он примыкает.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при сооружении и эксплуатации участков магистральных газопроводов повышенной протяженности, связанной с невозможностью или трудностью возведения промежуточных компрессорных станций (КС).

Известны способы и устройства для транспортирования сжатого газа по одно- или многониточным газопроводам при начальном давлении газа на линейных участках 5,5-7,5 МПа и степени сжатия на КС, равной 1,45-1,50.

Недостатками этих способов и устройства являются: повышенные энергозатраты на компримирование газа вследствие относительно невысокого коэффициента использования полезного напора (0,68-0,70); значительные удельные затраты, связанные с сооружением и эксплуатацией КС, размещаемых через 110-150 км [Е. И. Яковлев. Газовые сети и газохранилища. М.: Недра, 1991 г., с. 46,47].

Известен также способ и устройства для транспортирования сжатого газа с подачей его по основному газопроводу и дополнительным газопроводам равного (лупинг) или большего (вставка) диаметров, чем достигается некоторое повышение пропускной способности газопровода-прототипа [см. Яблонский С.Я. Проектирование нефтегазопроводов. Гостоптехиздат. М., 1959, с.270,285].

Основной недостаток этого способа и устройства связан с повышенным удельным расходом металла при незначительном увеличении длины линейного участка газопровода.

В настоящем изобретении решаются задачи:

- снижения начального давления газа в основном газопроводе линейного участка большой протяженности при сохранении заданных пропускной способности его и конечного давления газа;

- повышения пропускной способности линейного участка газопровода большой протяженности при заданных начальном и конечном давлениях газа в основном газопроводе;

- увеличения протяженности линейного участка газопровода при сохранении заданной пропускной способности его и приемлемом уровне начального давления газа.

Техническим результатом изобретения являются:

- снижение удельного расхода металла на сооружение магистрального газопровода, поскольку равное предельное давление газа в трубах большего и меньшего диаметров обеспечивается в последних при меньшей толщине стенок; и, как следствие, уменьшение затрат на изготовление труб (часто в специальном исполнении) и сооружение газопровода;

- сокращение парка агрегатов для компримирования газа с высоким уровнем давления, поскольку многократно сокращается доля такого газа и, как следствие, снижаются энергозатраты на его получение;

- повышение надежности и безопасности эксплуатации магистрального газопровода, так как газ более высокого давления подают по трубам меньшего диаметра, у которых снижается вероятность появления дефектов структуры материала.

Решение поставленной задачи достигается тем, что дополнительный напор газа в основном газопроводе создают посредством отбора газа на промежуточных и/или конечной компрессорных станциях из основного газопровода, дополнительного его компримирования и последующей подачи эжектирующего потока газа в промежуточные пункты основного газопровода; линейный участок основного газопровода, примыкающий к конечной или промежуточной компрессорным станциям, снабжен по крайней мере одним дополнительным газопроводом, расположенным с возможностью подачи в промежуточные пункты линейного участка основного газопровода в обратном направлении потоков газа более высокого давления, создаваемых на той компрессорной станции, к которой он примыкает.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием его сущности, порядком расчета параметров транспортирования газа, примером сопоставительной оценки известного и предлагаемого вариантов транспортирования газа и сопровождающими чертежами, где показаны сравниваемые варианты транспортирования газа:

- на фиг.1 - схема транспортирования газа с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков (предлагаемый вариант);

- на фиг.2 - схема транспортирования газа с высоким начальным давлением (известный вариант).

Сущность изобретения заключается в том, что понижающееся по длине линейного участка газопровода давление в газовом потоке повышают путем эжектирования его газовым потоком с более высоким давлением газа, причем эжектирующий газовый поток может быть создан на головной КС и доставлен в промежуточный пункт линейного участка по дополнительному газопроводу или же на следующей, промежуточной КС. В последнем случае эжектирующий газовый поток создают на промежуточной КС посредством отбора газа из газового потока основного газопровода, компримируют его до необходимого уровня и подают к промежуточному пункту подачи в основной газопровод по дополнительному газопроводу.

Используемый для эжектирования некоторый объем газа циркулирует на последнем этапе линейного участка в качестве составной части основного потока газа, преобразуемой в поток газа высокого давления, направляемый в промежуточный пункт подачи для эжектирования потока газа в основном газопроводе.

Предлагаемый способ и устройство для транспортирования сжатого газа осуществляют следующим образом. При известной длине протяженного участка и заданной пропускной способности газопровода q принимают его диаметр D, отвечающий условиям его эксплуатации. Оценивают параметры исходного варианта транспортирования газа с постепенным снижением давления по длине линейного участка газопровода. Далее задаются примерным уровнем снижения начального давления газа или же посредством оценки нескольких вариантов подачи в газопровод эжектирующих потоков определяют максимально возможный уровень снижения начального давления газа в основном газопроводе. При этом в зависимости от протяженности линейного участка могут быть оценены различные конструктивные схемы расположения дополнительных газопроводов. В случае одного промежуточного пункта подачи в основной газопровод эжектирующего потока дополнительный газопровод может быть протянут от головной КС или от следующей промежуточной КС. При значительной протяженности линейного участка эжектирование основного газового потока производят не в одном промежуточном пункте, а в двух и более с подачей эжектирующих потоков от головной и промежуточной КС.

Для газовых потоков с дозвуковой скоростью и камер смешения цилиндрической формы, к каковым относятся условия работы магистральных газопроводов, такие параметры, как давление газа и диаметр труб с достаточной для практических целей точностью (погрешность 2-4%) связаны зависимостью [см. Г.Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика, М.: Наука, 1969, с. 493]:

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

где Р03 - полное давление потока газа в камере смешения, Па;

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788 - - коэффициент эжекции;

F1, F2 - соответственно площади поперечного сечения каналов эжектирующего и эжектируемого потоков газа, м2;

P1, Р2 - соответственно полное давление эжектирующего и эжектируемого потоков газа, Па.

Порядок реализации способа показан на примере функционирования линейного участка магистрального газопровода с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков - вариант 1(см. фиг.1) в сравнении с однониточным газопроводом - вариант 2 (см. фиг.2). Протяженность l основных газопроводов и их внутренний диаметр DВН в обоих вариантах одинаковы. Транспортирование газа по однониточному газопроводу 1 производится при начальном давлении РН, создаваемом на головной КС 1, и конечном давлении РК на входе промежуточной КС 3, обеспечивая пропускную способность q.

В соответствии с предлагаемой конструктивной схемой газопровода линейный участок с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков 4 и 5 делят на три части равной или неравной длины l1, l2 и l3. По условиям сложности трассы газопровода один дополнительный газопровод 6 проложен от КС 1 до пункта 4, а другой дополнительный газопровод 7 - от КС 3 до пункта 5.

Пропускная способность магистрального газопровода по варианту 1 определяется пропускными способностями основного 0 и дополнительного qд газопроводов, т. е. q=q0+qд. Поскольку q0<q,то начальное давление в этом газопроводе PНО<P, что делает эксплуатацию его более надежной, позволяет снизить толщину стенки трубы и, следовательно, металлоемкость сооружения и затраты на его возведение. Начальное давление газа в дополнительном газопроводе 6 РНД принимается из условия выполнения его потоком функции эжектирования основного газового потока в пункте 4. При PНДН указанные преимущества варианта 1 не исключаются, поскольку трубы меньшего диаметра характеризуются меньшей опасностью проявления дефектов, а также меньшей металлоемкостью. На участке l2 основного газопровода при начальном давлении газа в камере смешения Р03= PП1 и некотором конечном давлении РК2 обеспечивается транспортирование всего объема газа - q. Очевидно, что давление основного потока газа в пункте 5 РК2 будет недостаточным для транспортирования газа по участку l3 с давлением на входе КС 3, равным РК. Необходимый уровень давления газа обеспечивается подачей в пункте 5 по дополнительному газопроводу 7 потока газа высокого давления P"НД, создаваемого на КС 3. Необходимое для эжектирования основного потока газа конечное давление Р"КД задается таким образом, чтобы пропускная способность участка l3 включала объем газового потока qp, подаваемого по дополнительному газопроводу 7, т.е.

qП=q+qр

Пример расчета параметров транспортирования газа по предлагаемым способу и устройству выполнен в сравнении с известным вариантом транспортирования газа по протяженному газопроводу, проектируемому к прокладке по дну моря (с максимальной глубиной погружения 2150 м) с одноступенчатым перепадом давления между компрессорными станциями [см. Горяинов Ю.А., Резуненко В.И., Федоров А.С. Харионовский В.В. "Голубой поток": научно-технические проблемы и их решение. "Газовая промышленность", 4, 2000, с. 32-33].

Известный вариант газопровода (см.фиг.2) характеризуется следующими условиями: длина l= 390 км; диаметр трубы 0,61 м при толщине стенки 31,8 мм (принят внутренний диаметр DВН=0,54 м); начальное давление РН=25,0 МПа, конечное давление РП=5,4 МПа; температура газа в начале трассы 35oС, в конце около 0oС (принято ТСР=300 К). Запроектированная пропускная способность одной нитки газопровода 8 млрд.м в год или q=22,1 млн.м3 в сутки обеспечивается при следующих параметрах газа: относительная плотность способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788 = 0,6; средний коэффициент сжимаемости Zcp=0,75.

Предлагаемый вариант газопровода (см. фиг.1) условно делим на три участка равной протяженности l1+l2+l3=390 км. Остальные параметры газопровода и газа остаются теми же. Внутренний диаметр дополнительного газопровода dВН= 0,398 м.

Рассмотрим случай, когда на участке l1 основного газопровода начальное давление газа снижено на 8,0 МПа, т.е. на 32%, составляет РНО=17МПа. Давление газа в конце участка l1 (пункт4) РКО=12МПа.

Пропускная способность участка l1 основного газопровода при квадратичном режиме движения газа [см. А.И. Гужов. Сбор, транспорт и хранение природных углеводородных газов. М., Недра, 1978, с. 326] составит

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

После подстановки и расчета имеем

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

Соответственно, пропускная способность дополнительного газопровода на участке l1 должна составить

qД1=q-q01=22,1-18,9=3,2 млн.м3/сут.

Как и для начального давления в основном газопроводе, зададимся полным давлением газа в камере смешения пункта 4, равным РП1=17 МПа. Тогда конечное давление в дополнительном газопроводе, обеспечивающее заданный уровень РП1, найдем из зависимости (1). Откуда коэффициент эжекции

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

а искомое конечное давление газа в дополнительном газопроводе участка l1

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

Начальное давление в дополнительном газопроводе участка l1 РНД определим из условия обеспечения им заданной доли пропускной способности qД1

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

Откуда РНД=26,6-106 Па=26,6 МПа.

Участок l2 газопровода должен обеспечить транспортирование всего объема газа q, т.е q02=q, при начальном давлении РП1 и некотором конечном давлении в пункте 5 РК2, которое определяется зависимостью

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

Откуда РК2=9,5способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788106 Па=9,5 МПа.

Для обеспечения заданного давления газа в конце газопровода PК=5,4 МПа в камере смешения пункта 5 должно быть создано полное давление РП2. При этом следует иметь в виду, что на участке l3 пропускная способность газопровода q03= q02+qД2. Расчет параметров транспортирования газа на этом этапе носит итерационный характер, поскольку неизвестна пропускная способность второго дополнительного газопровода р. При равных условиях его с первым дополнительным газопроводом в качестве первого приближения следует принимать его пропускную способность - q01. Нами этап итерации в данном расчете упускается, а далее будет показано, что qp=3,5 млн.м3/сут. Тогда зависимость для нахождения РП2 принимает вид

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

Откуда PП2= 30,8-106 Па = 30,8 МПа.

Величину потери давления газа во втором дополнительном газопроводе при одинаковых параметрах с первым дополнительным газопроводом принимаем равной 0,4 МПа. Тогда начальное давление газового потока во втором дополнительном газопроводе составит 31,2 MПа, а пропускная способность его будет равна

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

В процесс циркуляции эжектирующего потока газа на участке l3 вовлечен удвоенный объем газа, заключенного в дополнительный газопровод. Весовое количество этого газа при относительной плотности способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788 = 0,6 и абсолютной плотности способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788 = 270 кг/м3 при среднем давлении 31 МПа и Тср=18oС составляет

способ транспортирования сжатого газа и устройство для его   осуществления, патент № 2183788

а объем этого газа при нормальных условиях равен 11,2 млн.м3.

Таким образом, объем газа, используемого в замкнутом цикле для эжектирования основного газового потока, равен половине суточной производительности газопровода, что по отношению к объему газа, проходящего по нему в течение года, составляет незначительную величину - 0,14%.

Приведенный пример наглядно иллюстрирует возможности предлагаемых способа и устройства в решении проблем транспортирования газа по магистральному газопроводу с большой длиной линейных участков. Применение их по сравнению с известными устройствами и способами транспортирования обеспечивает:

- уменьшение толщины стенок труб и, как следствие, снижение удельного расхода металла, затрат на изготовление труб и сооружение газопровода;

- сокращение на компрессорных станциях парка агрегатов для компримирования газа с высоким уровнем давления, поскольку при предлагаемом способе транспортирования многократно сокращается доля такого газа;

- повышается надежность и безопасность эксплуатации магистрального газопровода, так как доля газа высокого давления подается по трубам меньшего диаметра, у которых снижается вероятность проявления дефектов структуры материала.

Класс F17D1/02 для газов или паров 

газово-поршневой электрогенератор с низкой газовой концентрацией -  патент 2525567 (20.08.2014)
способ магистрального транспорта газа -  патент 2502914 (27.12.2013)
способ трубопроводной транспортировки гелийсодержащего природного газа удаленным потребителям -  патент 2502913 (27.12.2013)
способ перекачки газа (варианты) и компрессорная станция для его осуществления (варианты) -  патент 2484360 (10.06.2013)
способ транспортировки газа по магистральному газопроводу и устройство для его осуществления -  патент 2476761 (27.02.2013)
устройство для очистки газа и удаления конденсата из газопровода -  патент 2460008 (27.08.2012)
способ газоснабжения населенных пунктов -  патент 2458283 (10.08.2012)
система подачи ингибитора гидратообразования в трубопровод -  патент 2456500 (20.07.2012)
способ трубопроводной транспортировки гелия от месторождений потребителям -  патент 2454599 (27.06.2012)
способ работы устройства для переработки попутных нефтяных газов -  патент 2442819 (20.02.2012)
Наверх