железнодорожный вагон

Классы МПК:B61D39/00 Приспособления для укрывания вагонов; брезент; подвижные или складные крыши
B61D3/00 Грузовые (товарные) вагоны
Автор(ы):, , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ГУП "ПО Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Железнодорожный вагон содержит ходовые части 1 с рамой 2 и смонтированный на ней кузов 3, на верхней обвязке 4 которого установлена съемная крыша 5, фиксируемая в транспортном положении запорными устройствами 7, выполненными в виде поворотных захватов. Захваты выполнены подпружиненными, охватывающими верхнюю обвязку кузова вагона, и с наклонными элементами различной длины. Длинный наклонный элемент снабжен подъемной скобой, а короткий элемент - планкой, обеспечивающей при установке крыши ее центрирование в поперечном направлении относительно продольной оси вагона. Крыша на торцевых сторонах снабжена направляющими упорами, обеспечивающими ее центрирование и ограничивающими продольное перемещение. Крыша выполнена двускатной и снабжена трапами и загрузочными люками. Изобретение повышает надежность и упрощает конструкцию. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Железнодорожный вагон, содержащий ходовые части с рамой и смонтированный на ней кузов, на верхней обвязке которого установлена съемная крыша, фиксируемая в транспортном положении запорными устройствами, выполненными в виде поворотных захватов, отличающийся тем, что захваты выполнены подпружиненными, охватывающими верхнюю обвязку кузова вагона и с наклонными элементами различной длины, при этом длинный наклонный элемент снабжен подъемной скобой, а короткий наклонный элемент - планкой, обеспечивающей при установке крыши ее центрирование в поперечном направлении относительно продольной оси вагона.

2. Железнодорожный вагон по п. 1, отличающийся тем, что крыша на торцевых сторонах снабжена направляющими упорами, обеспечивающими ее центрирование и ограничивающими продольное перемещение.

3. Железнодорожный вагон по п. 1, отличающийся тем, что крыша выполнена двускатной и снабжена трапами и загрузочными люками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к подвижному составу для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, и грузов, от которых требуется защита окружающей среды.

Известен железнодорожный вагон, содержащий ходовые части, раму, на которой смонтированы боковые и торцевые стены, съемно-секционную крышу и штанговые поворотные Г-образные ограничители ее вертикальных перемещений, секции крыши по боковым продольным сторонам снабжены клинообразными кронштейнами, входящими в пазы, выполненные в верхней обвязке боковой стены, и имеющими вырезы, взаимодействующие с прихватами штанговых поворотных Г-образных ограничителей. Кроме того, наружная поверхность секций крыши вагона снабжена пирамидальными уловителями, взаимодействующими с клинообразными кронштейнами другой секции при их складировании одна на другую [1].

К недостаткам известного устройства можно отнести: сложность конструкции, ослабление пазами верхней обвязки, следовательно возможность ее поломки, особенно при разгрузке на вагоноопрокидывателе (после снятия крыши).

Известно устройство для крепления съемных секций крыши вагона, содержащее жестко соединенные с обвязкой крыши опорные фланцы, с которыми шарнирами связаны взаимодействующий с верхней обвязкой стены крыши вагона запорный крюк и фиксатор крюка. Фиксатор выполнен Н-образной формы, причем через отверстия в свободных концах его параллельных звеньев и фигурные пазы в опорных фланцах проходит ось шарнира [2].

К недостаткам данного устройства можно отнести сложность конструкции устройства, необходимость точного изготовления и установки опорных фланцев для зацепления секций крыши, необходимость использования рабочим переносной лестницы, что многократно увеличивает время обслуживания вагона и, кроме того, может привести к травмированию работника.

Также известно техническое решение [3], из которого известен железнодорожный вагон со съемной крышей, устанавливающейся на верхнюю обвязку кузова вагона с помощью роликовых элементов и имеющей захватные устройства.

Указанное устройство выбрано в качестве прототипа.

К недостаткам данной конструкции можно отнести выполнение фиксирующих и направляющих устройств на верхней обвязке вагона, что не позволяет унифицировать крышу для использования на всех полувагонах, подходящих по размеру. Вместе с этим захваты, установленные на крыше, предназначены только для автоматизации ее съема или установки, причем полное снятие крыши с вагона для разгрузки на вагоноопрокидывателе будет затруднено из-за необходимости вывода из зацепления сначала одной стороны крыши, а потом другой. Кроме того, вагон с данной крышей предназначен, в основном, для перевозки тарных грузов.

При создании настоящего изобретения решается задача разработки такого вагона, в котором обеспечивается упрощение конструкции центрирования крыши при ее установке на вагон, фиксация крыши на вагоне без участия человека, полностью исключается возможность попадания влаги внутрь кузова, обеспечивается возможность разгрузки на вагоноопрокидывателях (после снятия крыши).

Для решения этих задач создана конструкция вагона, на продольной стене съемной крыши которого расположены запорные устройства, состоящие из корпуса с упором, поворотного захвата, имеющего форму профиля, охватывающего верхнюю обвязку вагона. Захват выполнен в виде корытообразного профиля с наклонными элементами различной длины. Длинный наклонный элемент снабжен подъемной скобой, а короткий наклонный элемент планкой, обеспечивающей центрирование крыши при установке ее на кузов вагона в поперечном направлении относительно продольной оси вагона. Пружина, расположенная между опорной поверхностью корпуса и длинным наклонным элементом поворотного захвата, служит для гашения инерционных сил захватов в процессе движения вагона, а также для надежной фиксации захватов в закрытом положении, в случае нарушения работы подвижных соединений захватов.

Для ограничения поворотного движения захвата при подъеме крыши за скобы подъемных устройств предусмотрен упор.

На крыше вагона по торцевым сторонам установлены ограничители, служащие для улучшения центрирования крыши в продольной плоскости при установке на вагон и ограничивающие продольное смещение крыши относительно вагона.

Съемная крыша выполнена двухскатной, что исключает попадание влаги внутрь вагона, в отличие от аналога верхняя обвязка вагона ничем не ослаблена, что позволит производить разгрузку вагона (после снятия крыши) на вагоноопрокидывателях, исключая вероятность ее поломки.

Сущность изобретения заключается в том, что в железнодорожном вагоне, содержащем ходовые части с рамой и смонтированный на ней кузов, на верхней обвязке которого установлена съемная крыша, фиксирующаяся в транспортном положении запорными устройствами, выполненными в виде поворотных подпружиненных захватов, охватывающих верхнюю обвязку вагона и имеющих наклонные элементы различной длины, при этом длинный наклонный элемент снабжен подъемной скобой, а короткий наклонный элемент снабжен планкой, обеспечивающей центрирование крыши в поперечном направлении относительно продольной оси вагона, при ее установке.

На торцевых сторонах крыша снабжена упорами, обеспечивающими ее центрирование и ограничивающими продольное перемещение.

Сущность изобретения поясняется со ссылкой на чертеж, где фиг. 1 - вагон со съемной крышей; фиг. 2 - вагон со съемной крышей, вид с торца; фиг. 3 - запорное устройство, вид А фиг.2; фиг. 4 - съемная крыша вагона, вид сверху.

Железнодорожный вагон, показанный на фиг.1, содержит ходовые части 1 с рамой 2, смонтированный на ней кузов 3, на верхней обвязке 4 которого установлена съемная крыша 5. Съемная крыша выполнена цельной или из нескольких секций, 2-скатной и на торцевых сторонах снабжена ограничителями 6, обеспечивающими в продольной плоскости вагона центрирование крыши при установке на вагон, надежную фиксацию в процессе эксплуатации. На боковых сторонах крыша 5 снабжена запорными устройствами 7, которые обеспечивают центрирование крыши 5 в поперечном направлении при установке и охватывают верхнюю обвязку 4 кузова вагона 3 в транспортном положении, тем самым ограничивая горизонтальное смещение крыши поперек вагона и вертикальное перемещение в процессе эксплуатации. В запорных устройствах 7 находятся скобы 8, служащие для захвата крыши 5 краном при ее снятии или установке, пружины 9 для поворотного движения захватов 10, охватывающих верхнюю обвязку 4 кузова 3 вагона, имеющих наклонные элементы "а" и "в" различной длины. Захват 10 закреплен на оси 11, служащей для поворотного движения. Ось 11 установлена в корпусе 12, имеющем упор 13, который ограничивает поворотное движение захвата 10. Короткий наклонный элемент "в" захвата 10 снабжен направляющей планкой 14, которая служит для центрирования крыши 5 в поперечном направлении при установке ее на вагон. Также на крыше 5 установлены трапы 15 для прохода рабочих. Кроме того, в зависимости от требований заказчика на крыше 5 могут выполняться загрузочные люки 16.

Снятие (установку) крыши с вагона производят краном за скобы 8 запорных устройств 7, при этом захваты 10 поворачиваются на осях 11 и выходят из зацепления с верхней обвязкой 4 кузова вагона 3. Поворотные движения захватов 10 ограничиваются упорами 13, жестко закрепленными в корпусах 12 запорных устройств 7. После завершения снятия (установки) крыши пружины 9 возвращают захваты 10 в исходное положение.

Технический результат изобретения выражается в создании простой конструкции крыши, которую возможно установить на любой тип полувагонов, размеры верхних обвязок которых аналогичны размерам крыши.

При подъеме крыши или снятии ее с вагона происходит автоматическое срабатывание запорных устройств, выполненных в виде поворотных захватов, без участия оператора, которому необходимо только установить или снять строповочные приспособления, например тросы, крюки и т.п.

При воздействии внешних сил, например в экстремальных условиях при порывах ветра, захваты прижимаются с силой, прямо пропорциональной увеличению воздействия внешних сил. При этом оторвать крышу от вагона внешними силами можно только после разрушения захватов, элементов крыши или вагона. Внешние силы, вызывающие отрыв крыши от кузова вагона, способствуют прижатию захватов.

Использование такой конструкции вагона позволяет снизить повреждаемость деталей, в частности при разгрузке на вагоноопрокидывателе или грейферным краном, кроме того, повышается сохранность грузов при транспортировке за счет исключения выдувания груза при открытых вагонах.

В настоящее время на вагон разработаны чертежи и построен опытный образец.

Источники информации

1. Патент РФ 2136524, МПК B 61 D 39/00.

2. А.с. СССР 1669788, МПК B 61 D 39/00.

3. Патент US 3493131, МПК B 61 D 39/00 - прототип.

Класс B61D39/00 Приспособления для укрывания вагонов; брезент; подвижные или складные крыши

вагон-хоппер -  патент 2518522 (10.06.2014)
вагон для перевозки стали в рулонах -  патент 2505436 (27.01.2014)
открывающаяся крыша кузова транспортного средства, способ и устройство для ее перемещения -  патент 2308389 (20.10.2007)
четырехосный цельнометаллический открытый хоппер и способ его изготовления из крытого хоппера -  патент 2273576 (10.04.2006)
вагон-хоппер и раздвижная крыша -  патент 2268180 (20.01.2006)
железнодорожный грузовой вагон -  патент 2243917 (10.01.2005)
вагон для перевозки крупногабаритных грузов -  патент 2238861 (27.10.2004)
крытый вагон для перевозки автомобилей -  патент 2234432 (20.08.2004)
раздвижная крыша грузового вагона -  патент 2222446 (27.01.2004)
укрытие кузова транспортного средства для перевозки сыпучих грузов -  патент 2207259 (27.06.2003)

Класс B61D3/00 Грузовые (товарные) вагоны

Наверх