порошковая проволока для десульфурации чугуна

Классы МПК:C21C1/02 удаление фосфора или серы 
C21C1/00 Рафинирование чугуна; литейный чугун
C21C7/00 Обработка расплавленных ферросплавов, например стали, не отнесенная к группам  1/00
Патентообладатель(и):Зборщик Александр Михайлович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-21
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в черной металлургии и литейном производстве для глубокой десульфурации и модифицирования чугуна в ковшах. Порошковая проволока состоит из металлической оболочки и наполнителя из порошкообразного сплава системы железо - кремний - магний с содержанием магния 16-35%. При этом в структуре твердого сплава не менее 50% магния сконцентрировано в виде включений силицида магния, размер которых не превышает 0,05 мм. Сплав системы железо - кремний - магний дополнительно содержит кальций, алюминий, барий, титан и редкоземельные металлы в количестве 2-10%. Использование порошковой проволоки позволяет достигнуть высокой степени использования магния для десульфурации чугуна при повышенном содержании магния в сплаве, существенно снизить затраты на реагент и общую стоимость глубокой внепечной десульфурации чугуна. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Порошковая проволока для десульфурации чугуна, которая состоит из металлической оболочки и наполнителя из порошкообразного сплава системы железо-кремний-магний, отличающаяся тем, что содержание магния в сплаве составляет 16-35%, к тому же в структуре твердого сплава не менее 50% магния сконцентрировано во включениях силицида магния, размер которых не превышает 0,05 мм.

2. Порошковая проволока по п.1, отличающаяся тем, что сплав системы железо-кремний-магний дополнительно содержит кальций, алюминий, барий, титан и РЗМ в количестве 2-10%.

Описание изобретения к патенту

Порошковая проволока может быть использована в черной металлургии и литейном производстве для глубокой десульфурации чугуна в ковшах. Возможно также использование ее для модифицирования металла с целью производства отливок из чугуна с графитом шаровидной и вермикулярной формы.

Известна порошковая проволока для внепечной обработки чугуна, которая состоит из металлической оболочки толщиной менее 1 мм, заполненной металлическим магнием (см. патент США 4205981, м. кл. С 21 С 7/02, опубликовано 3.06.1980).

В условиях металлургических заводов эта проволока не может быть эффективно использована для обработки чугуна в ковшах по следующим причинам. При температурах внепечной обработки чугуна введенный в металл магний испаряется и удаляется из расплава в виде пузырьков пара, у поверхности которых протекают химические реакции между магнием и примесями чугуна. Поэтому для эффективного использования магния необходимо, чтобы разрушение металлической оболочки проволоки и выход пара магния в металл имели место в донной части ковша. С этой целью подачу проволоки в расплав требуется вести с высокой скоростью. При использовании проволоки большого диаметра это приводит к образованию в чугуне большого количества пара, формированию неблагоприятных газометаллических потоков, выбросам обрабатываемого металла из ковша и неэффективному использованию магния. Уменьшение диаметра вводимой в расплав проволоки приводит к тому, что вследствие нагревания в металле она быстро теряет жесткость и не может проникать в чугун на необходимую глубину.

Известна также порошковая проволока для ввода магния в расплавы на основе железа, которая состоит из металлической оболочки и наполнителя, содержащего механическую смесь 20-40% порошка магния и 80-60% обожженного доломита (см. авт. свидетельство СССР 1655996, м. кл С 21 С 7/06, опубликовано 15.06.1991). Ее использование дает возможность уменьшить количество пара магния, которое поступает в расплав при неизменных диаметре проволоки и скорости введения ее в металл.

Но в условиях глубокой десульфурации чугуна эта проволока также не обеспечивает эффективного использования введенного в металл магния.

При указанном составе наполнителя проволоки магний поступает в обрабатываемый металл в виде непрерывной струи пара, дробление которого на отдельные пузыри происходит в объеме металла. В этих условиях размер возникающих в металле пузырей пара магния определяется только величиной межфазного натяжения на границе раздела пара магния с чугуном. Большой размер возникающих пузырей приводит к тому, что при низком содержании серы в металле за время движения пузырей к поверхности расплава большая часть магния не может быть использована для протекания химических реакций. Не прореагировавший в металле пар магния сгорает в атмосфере над расплавом, что сопровождается образованием большого количества пылегазовых выбросов.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому решению является порошковая проволока для десульфурации чугуна, которая состоит из металлической оболочки, заполненной порошкообразным сплавом следующего химического состава, мас. %: 8-15 Mg; 42-48 Si; 0,2-3,5 Са; 0,1-1,5 Al; до 3 РЗМ; Fe - остальное (см. заявку ФРГ 4035631, м. кл. С 21 С 1/10, опубликовано 14.05.1992). Более высокая эффективность использования магния при введении его в металл в составе сплава системы железо - кремний - магний достигается благодаря особенностям распределения магния в структуре твердого сплава.

Исследование этих сплавов свидетельствует о том, что главными их структурными составляющими являются кремний, лебоит (FeSi2) и силицид магния (Mg2Si). В структуре твердого сплава кремний и лебоит присутствуют в виде крупных зерен, между которыми находятся мелкие эвтектические области, содержащие включения силицида магния. Именно в них сосредоточено основное количество магния, находящегося в сплаве.

Температура плавления силицида магния составляет 1102oС, что значительно ниже температур плавления окружающих его кремния и лебоита, которые составляют соответственно 1220 и 1414oС. Поэтому растворение силицида магния в чугуне происходит быстрее, чем растворение более тугоплавких фаз, составляющих матрицу сплава. При этом возникающие в чугуне пузырьки пара магния формируются вследствие растворения каждого из включений силицида магния отдельно. Вследствие малого количества магния в них пузырьки имеют малые размеры и большую удельную площадь поверхности раздела с обрабатываемым металлом. Благодаря этому ввод магния в чугун в составе сплава обеспечивает высокую степень использования магния для десульфурации и модифицирования металла.

Несмотря на высокую степень использования магния, десульфурация чугуна порошковой проволокой указанного состава связана с неоправданно высокой стоимостью обработки. Это обусловлено тем, что вместе с магнием в металл необходимо вводить большое количество кремния и железа, которые входят в состав сплава, а также металлической оболочки.

Для снижения затрат на десульфурацию металла целесообразно использование сплавов с более высоким содержанием магния. Но увеличение содержания магния в сплаве приводит к тому, что в ограниченном объеме металла, где происходит разрушение металлической оболочки проволоки, одновременно будет возникать значительно большее количество пузырьков пара магния. Это ведет к высокой вероятности столкновения пузырьков во время движения в металле и быстрого их укрупнения, вследствие чего увеличение содержания магния в сплаве сверх 15%, как правило, сопровождается быстрым снижением степени использования магния для десульфурации чугуна.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования порошковой проволоки для десульфурации и модифицирования чугуна, в которой за счет использования сплавов оптимальной структуры высокая степень использования магния для десульфурации чугуна может быть достигнута при значительно большем содержании магния в сплаве. Вследствие этого появляется возможность существенно снизить затраты на обработку.

Поставленная задача решается тем, что порошковая проволока состоит из металлической оболочки и наполнителя из порошкообразного сплава системы железо - кремний - магний, согласно изобретению содержание магния в сплаве составляет 16-35%, к тому же в структуре твердого сплава не менее 50% магния сконцентрировано во включениях силицида магния, размер которых не превышает 0,05 мм.

Целесообразно также, чтобы сплав системы железо - кремний - магний дополнительно содержал кальций, алюминий, барий, титан и РЗМ в количестве 2-10%.

Избежать уменьшения эффективности использования магния при использовании сплавов с повышенным содержанием реагента можно в случае, когда размер возникающих в металле пузырьков значительно уменьшается и высокая степень использования магния имеет место еще при образовании пузырьков во время растворения включений силицида магния. Экспериментально установлено, что достаточно высокая степень использования десульфуратора при использовании богатых магнием сплавов может быть достигнута в случае, когда в структуре твердого сплава не менее 50% магния сконцентрировано во включениях силицида магния, размер которых не превышает 0,05 мм.

Использование сплавов с содержанием магния менее 16% связано с заметным увеличением затрат на десульфурацию металла за счет стоимости кремния и железа в сплаве, а также металлической оболочки проволоки. Использование сплавов с содержанием магния более 35% также сопровождается увеличением затрат на обработку чугуна. Это вызвано тем, что централизованное промышленное производство этих сплавов ферросплавными заводами не ведется, а выплавка мелких их партий в условиях металлургических и машиностроительных предприятий связана со значительными техническими трудностями и высокой стоимостью сплавов.

Пример. Для оценки технического результата от использования для внепечной десульфурации чугуна порошковой проволоки предложенного состава был выполнен ряд экспериментов в 100-тонных ковшах. Во всех случаях температура чугуна во время обработки находилась в пределах 1310-1350oС.

Во время экспериментов сплав вводили в металл в виде порошковой проволоки диаметром 10 мм, оболочка которой была изготовлена из стали 08Ю толщиной 0,4 мм. Скорость ввода проволоки в металл изменялась в пределах 1,8-2,2 м/с.

Результаты проведенных экспериментов, данные о химическом составе использованных в качестве десульфураторов сплавов и о затратах на реагент приведены в таблице. Выборочные исследования структуры сплавов предложенного состава показали, что 70-90% общего количества магния присутствовало в структуре сплавов в виде включений силицида магния, размер которых не превышал 0,05 мм.

Анализ приведенных в таблице результатов экспериментальных исследований доказывает, что использование предложенного изобретения дает возможность достигнуть высокой степени использования магния для десульфурации чугуна при повышенном содержании его в сплаве, существенно снизить затраты на реагент и общую стоимость глубокой внепечной десульфурации чугуна.

Класс C21C1/02 удаление фосфора или серы 

алюминиевый сплав -  патент 2458151 (10.08.2012)
способ десульфурации чугуна, выплавленного в индукционной печи с кислой футеровкой -  патент 2368668 (27.09.2009)
проволока для обработки жидкого чугуна в ковше -  патент 2349646 (20.03.2009)
компакт-материал для ковшевой обработки чугуна -  патент 2338791 (20.11.2008)
наполнитель порошковой проволоки для десульфурации и модифицирования чугуна -  патент 2337972 (10.11.2008)
компакт-материал для ковшевой обработки чугуна -  патент 2336309 (20.10.2008)
комплексный синтетический легкоплавкий флюс для черной металлургии -  патент 2321641 (10.04.2008)
порошковая проволока для присадки магния в расплавы на основе железа -  патент 2317337 (20.02.2008)
способ внепечной обработки чугуна -  патент 2315814 (27.01.2008)
газлифт для обработки жидкого металла -  патент 2310689 (20.11.2007)

Класс C21C1/00 Рафинирование чугуна; литейный чугун

Класс C21C7/00 Обработка расплавленных ферросплавов, например стали, не отнесенная к группам  1/00

обеспечение улучшенного усвоения сплава в ванне расплавленной стали с использованием проволоки с сердечником, содержащим раскислители -  патент 2529132 (27.09.2014)
модификатор для стали -  патент 2528488 (20.09.2014)
способ выплавки и внепечной обработки высококачественной стали для железнодорожных рельсов -  патент 2527508 (10.09.2014)
способ выплавки и внепечной обработки высококачественной рельсовой стали -  патент 2525969 (20.08.2014)
сталеплавильный высокомагнезиальный флюс и способ его получения (варианты) -  патент 2524878 (10.08.2014)
способ производства особонизкоуглеродистой холоднокатаной изотропной электротехнической стали -  патент 2521921 (10.07.2014)
способ производства особонизкоуглеродистой стали -  патент 2517626 (27.05.2014)
способ выплавки стали в сталеплавильном агрегате (варианты) -  патент 2516248 (20.05.2014)
способ раскисления низкоуглеродистой стали -  патент 2514125 (27.04.2014)
металлизованный флюсующий шихтовый материал для производства стали -  патент 2509161 (10.03.2014)
Наверх