устройство для предотвращения сдавливания судна льдом

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Бойцов Евгений Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-23
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для предотвращения сдавливания судна льдом. Устройство содержит расположенные ниже ватерлинии трубчатые многоканальные средства с выпускными отверстиями и подключенные к источникам подачи образующих взрывчатую смесь газов и к источнику газообразного компонента, инициирующего взрыв указанной смеси. Трубчатые многоканальные средства выполнены в виде самоскручивающихся эластичных рукавов, установленных по периметру корпуса судна. Каждый из рукавов снабжен пневматической камерой для его раскручивания, сообщенной с источником сжатого воздуха. Достигается предотвращение раздавливания корпуса судна льдом в случае попадания его в опасную льдовую обстановку. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Устройство для предотвращения сдавливания судна льдом, содержащее расположенные ниже ватерлинии трубчатые многоканальные средства с выпускными отверстиями, подключенные к источникам подачи образующих взрывчатую смесь газов и к источнику газообразного компонента, инициирующего взрыв указанной смеси, отличающееся тем, что трубчатые многоканальные средства выполнены в виде самоскручивающихся эластичных рукавов, установленных по периметру корпуса судна, при этом каждый из рукавов снабжен пневматической камерой для его раскручивания, сообщенной с источником сжатого воздуха.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что самоскручивающиеся рукава установлены ниже ватерлинии в камерах, закрытых подпружиненными крышками.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что самоскручивающиеся рукава установлены с возможностью регулирования длины выдвижения их из камер.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам, повышающим безопасность плавания водных транспортных средств.

Известны случаи попадания судов ледового плавания в "ледяной плен" и даже случаи гибели судов в результате сдавливания их ледовыми полями.

Обычно используемый в таких случаях способ спасения судов - вывод их из опасной зоны с помощью ледоколов. Однако для выполнения этой операции, помимо значительных материальных затрат, зачастую требуется много времени, что является решающим в такой критической ситуации.

Известно устройство для повышения ледопроходимости судна [1], содержащее расположенные ниже ватерлинии трубчатые многоканальные средства с выпускными отверстиями, подключенные к источникам подачи газообразных компонентов. По одним каналам подаются компоненты, образующие взрывчатую газовую смесь, еще по одному каналу - компонент, инициирующий подледный взрыв газовой смеси.

Указанное устройство, принятое нами за аналог, предназначено для разрушения ледового покрова лишь впереди судна, поэтому многоканальные средства размещены только в носовой оконечности судна и выполнены жесткими.

Задача предлагаемого изобретения - разрушить ледовое поле вокруг судна и тем самым предотвратить раздавливание корпуса судна льдом в случае попадания последнего в опасную ледовую обстановку.

Это достигается тем, что в корпусе судна, по его периметру ниже ватерлинии, размещают трубчатые многоканальные средства с выпускными отверстиями, подключенные к источникам подачи образующих взрыв газовой смеси и к источнику газообразного компонента, инициирующего взрыв указанной смеси. При этом трубчатые средства выполнены в виде самоскручивающихся эластичных рукавов, каждый из которых снабжен пневматической камерой для его раскручивания, сообщенной с источником сжатого воздуха.

Предлагаемое устройство схематично изображено на фиг.1-7.

На фиг.1 показан продольный разрез основного рабочего органа устройства - эластичного самоскручивающегося рукава, находящегося в свернутом виде в камере, на фиг.2 - положение рукава в рабочем положении, в развернутом виде, на фиг.3 дано продольное сечение наконечника рукава, на фиг.4 и 5 изображены поперечные разрезы соответственно рукава и наконечника, на фиг.6 и 7 показано действие устройства.

Рукав представляет собой многоканальное средство, изготовленное из эластичного материала. Он включает в себя каналы 1, 2 и 3, предназначенные для подачи газов в рабочую зону, и пневматическую камеру 4 с плоской или гофрированной стенкой 5. Рукав оканчивается наконечником 6, в котором имеется выходное отверстие 7 (общее для каналов 1 и 2) и выходное отверстие 8 - для канала 3.

На другом конце рукава каналы 1, 2 и 3 подсоединены к жестким трубопроводам 9, установленным с возможностью их перемещения в вертикальном направлении с помощью привода 10. Трубопроводы 9 шлангами 11 подключены к источникам газов (не показаны).

Рукав в исходном положении (свернутый в виде спирали) размещен в камере 12, которая прикреплена к бортовой стенке 13 корпуса судна ниже ватерлинии и закрыта подпружиненной крышкой 14. В нормальном положении крышка закрыта.

Устройство функционирует следующим образом.

Описанное устройство приводят в действие в критической ситуации, при попадании судна в опасную ледовую обстановку, когда возникает опасность сдавливания судна льдами.

Вначале в пневматическую камеру 4 рукава (рукавов) подают сжатый воздух. Под действием воздуха свернутый в спираль рукав раскручивается и, преодолевая сопротивление пружины, открывает крышку 14, приводя ее в горизонтальное положение (фиг.2). При этом наконечник 6 рукава оказывается в подледном пространстве, на некотором расстоянии от борта судна. Расстояние наконечника рукава от борта регулируется с помощью привода 10. (Вес рукава рассчитан так, что при заполнении воздухом и газами он имеет нулевую плавучесть, поэтому в рабочем положении рукав постоянно находится в горизонтальном положении. ) Затем по каналам 1 и 2 подают порции газов, которые при смешении образуют взрывчатую смесь. Смесь, всплывая, образует подо льдом газовый пузырь, в который по каналу 3 подают порцию газообразного компонента, инициирующего (в результате химической реакции) взрыв смеси. Под действием взрыва происходит разрушение льда вокруг судна, чем предотвращается сдавливание корпуса судна.

Мощность взрыва регулируют исходя из конкретной ледовой обстановки, варьируя дозы подаваемых газов. В зависимости от состава взрывчатой газовой смеси применяют соответствующий инициирующий компонент. Например, для воспламенения смеси ацетилена с кислородом (воздухом) используют газообразную окись фтора [1].

По окончании использования устройство возвращают в исходное положение. Для этого из пневматической камеры 4 выпускают воздух, в результате чего рукав под действием упругих сил стенки 5 сворачивается в спираль и возвращается в камеру 12, а подпружиненная крышка 14 камеры закрывается.

Источник информации

1. Патент РФ 1548978, кл. В 63 В 35/08.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх