способ автоматического ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током

Классы МПК:H01M10/44 способы зарядки или разрядки
H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-28
публикация патента:

Изобретение используется в электротехнике для ускоренного заряда герметичных аккумуляторных батарей. Согласно изобретению заряд герметичной никель-кадмиевой батареи осуществляется без предварительного дозаряда в режиме со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов при соотношении 3,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,2 с амплитудами зарядного тока 1,2способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (230способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766510) мс и разрядного импульса (15способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076655) мс с паузами между ними 0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076652 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения. Техническим результатом изобретения является ускоренный автоматический заряд без снижения эксплуатационных характеристик.

Формула изобретения

Способ ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов, отличающийся тем, что заряд герметичных аккумуляторных батарей проводят в автоматическом режиме без приведения их в исходное состояние при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов 3,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,2, с амплитудами зарядного тока 1,2способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (230способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766510) мс и разрядного импульса (15способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076655) мс с паузами между ними 0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076652 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и касается вопроса ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей (АБ).

Известен способ [1] форсированного заряда никель-кадмиевых АБ с малым газовыделением. Заряд проводят разнополярными импульсами тока с параметрами: длительность зарядного импульса (200способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 2207665110) мс, разрядного (10способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,5) мс, паузами между ними (10способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076651) мс, соотношение амплитуд зарядного и разрядного токов 7,1способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1, амплитуда зарядного импульса 5,6способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076658,5 от номинальной емкости, время заряда 10,5способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766515,5 мин. Однако данный способ допускает газовыделение и разогрев АБ, что недопустимо для герметичных батарей.

Наиболее близким к предлагаемому является способ [2] быстрого заряда никель-кадмиевых АБ разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами импульсов зарядного и разрядного токов при соотношении 6,9способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1, с амплитудами зарядного импульса 2,5способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076653,0 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (200способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766510) мс и разрядного импульса (10способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,5) мс, с паузами между ними (10способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076651) мс за время, равное 35способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766527,5 мин.

Однако данный способ требует предварительного доразряда батареи до уровня 1В на аккумулятор, а конец заряда определяется количеством электричества, пропущенного через аккумулятор, 96% от номинальной емкости. Такой способ определения окончания заряда не учитывает изменение емкости аккумуляторов в процессе эксплуатации (аккумулятор считается исправным при снижении емкости до 0,6 от номинальной). Перезаряд герметичного аккумулятора при ускоренных режимах заряда недопустим, т.к. приводит к перегреву и активному выделению газа из-за того, что избыточное количество электричества расходуется на электролиз воды. В итоге это приводит к сокращению ресурса аккумуляторов и батарей на их основе.

Задачей изобретения является разработка способа автоматизированного ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых АБ без ухудшения их технико-эксплуатационных характеристик, без разогрева и без предварительного приведения в исходное состояние, с окончанием процесса заряда при достижении напряжения на батарее порогового значения.

Поставленная задача достигается тем, что в известный способ ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов введены изменения, позволившие вести ускоренный заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей в автоматическом режиме без ухудшения технико-эксплуатационных характеристик, без разогрева и без предварительного доразряда батареи. Заряд проводят при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов 3,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,2 с амплитудами зарядного тока 1,2способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (230способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 220766510) мс и разрядного импульса (15способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076655) мс с паузами между ними 0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076652 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения, данного в ТУ или инструкции по эксплуатации на батарею.

Уменьшение соотношения амплитуды разрядного и зарядного токов сверх указанных выше пределов влечет за собой сильный разогрев и повышенное газовыделение аккумулятора, а увеличение - неоправданное усложнение и увеличение мощности заряд-разрядных каналов, снижение энергетических показателей зарядных устройств, реализующих данный способ заряда. Величины амплитуд выбраны для получения оптимального соотношения "время заряда/мощность устройства" и "время заряда/технико-эксплуатационные характеристики АБ". Время паузы выбрано из соображений окончания переходных процессов в коммутируемой цепи.

Заряд данным режимом снимает "эффект памяти" герметичных никель-кадмиевых АБ, что позволяет заряжать их без предварительного доразряда до уровня 1В на аккумулятор в автоматическом режиме. Критерием окончания заряда является достижение напряжения на батарее определенного порогового напряжения.

Ниже приведены примеры осуществления способа в указанных выше пределах.

Пример 1. АБ НКТГЦ-3,5-1 заряжалась следующим режимом заряда: амплитуда зарядных импульсов 3,1способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1 А, соотношение амплитуд разрядного и зарядного импульсов 3,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1, длительность зарядных импульсов 220 мс, длительность разрядных импульсов 20 мс, пауза между зарядными и разрядными импульсами отсутствует, время заряда 1час 50 мин, газовыделение и нагрев отсутствуют. Пороговое напряжение 16,2способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1В.

Пример 2. АБ НКГЦ-1,8-1 заряжалась следующим режимом заряда: амплитуда зарядных импульсов 1,9способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1 А, соотношение амплитуд разрядного и зарядного импульса 3,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1, длительность зарядных импульсов 220 мс, длительность разрядных импульсов 20 мс, пауза между зарядными и разрядными импульсами отсутствует, время заряда 1 час 30 мин, газовыделение и нагрев отсутствуют. Пороговое напряжение 16,2способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1В.

За указанными пределами параметров тока, например, при заряде батареи НКГЦ-1,8-1 тем же режимом, но с соотношением амплитуд разрядных и зарядных импульсов 2,0способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076650,1А, наступает сильный нагрев и газовыделение, а отдаваемая емкость уменьшается, увеличение же амплитуды разрядных импульсов приводит к существенному усложнению зарядного устройства.

Указанный способ заряда проверялся на аккумуляторных батареях 10НКГЦ-1,8-1 и 10НКГЦ-3,5-1 при испытаниях на долговечность в режиме циклирования. За основу взята методика ТУ 44РК-4676561-009-94 для аккумуляторных батарей 10НКГЦ. Испытание на долговечность проводят при нормальных климатических условиях, за исключением контрольных циклов, которые проводят при температуре окружающего воздуха 20способ автоматического ускоренного заряда герметичных   никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током, патент № 22076655oС, при следующих режимах: 1 цикл - заряд током I3= 0,1Сн в течение 16 часов, разряд током Iр=0,25Сн в течение 2 часов 20 минут, со 2 по 48 цикл - заряд током I3=0,25Сн в течение 3 часов 10 минут, разряд током Iр=0,25Сн в течение 2 часов 20 минут, 49 цикл - заряд током I3= 0525Сн в течение 3 часов 10 минут, разряд током Iр=0,25Сн до напряжения 10,0В, пятидесятый цикл - контрольный, заряд током I3=0,1Сн в течение 16 часов, разряд током Iр=0,25Сн до напряжения 10,0В. Циклы с первого по пятидесятый должны повторяться до тех пор, пока емкость на любом кратном пятидесятому цикле не станет меньше 0,6Сн, в этом случае проводится два цикла по режиму пятидесятого. Испытания считаются законченными, если на всех трех таких последовательных циклах емкость стала менее 0,6Сн и продолжаются при обеспечении батареей емкости не менее 0,6Сн.

В общее число циклов, сообщенных батарее при испытаниях на долговечность в режиме циклирования, включают циклы, проведенные по этим режимам, и циклы, проведенные на ней на всех других видах испытаний.

399 и 400 циклы проводятся по режиму 49 и 50 циклов соответственно.

Батарея считается выдержавшей испытание, если:

- габаритные, установочные и присоединительные размеры соответствуют указанным на габаритном чертеже;

- она не имеет механических повреждений;

- минимальная наработка при номинальных режимах заряда и разряда составила 400 циклов, а емкость в течение минимальной наработки была не менее 0,6Сн.

В отличие от стандартной методики, заряд проводился способом автоматического ускоренного заряда асимметричным током, а каждый пятый разряд проводится до напряжения 10,0 В. Циклы с первого по пятый повторялись до тех пор, пока емкость на любом кратном пятому цикле не стала меньше 0,6Сн.

В этом случае проводилось два цикла по режиму пятого.

Наработка заряд-разрядных циклов при заряде батарей только этим способом для батареи 10НКГЦ-1,8-1 составила 450 циклов. Для батареи 10НКГЦ-3,5-1 наработка составила 600 циклов, а отдаваемая емкость на шестисотом цикле составила около 3 Ахч, что выше нижнего порогового значения 0,6Сн, равного 2,1 Ахч, т.е. батарея не выработала свой ресурс.

Использование предлагаемого способа ускоренного заряда герметичных аккумуляторных батарей позволяет значительно упростить зарядное устройство для его реализации по сравнению с известным способом за счет отсутствия необходимости проведения предварительного доразряда и подсчета количества электричества для определения окончания заряда, а также уменьшения мощности зарядного устройства.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР 1035687, Н 01 М 10/44, 1983.

2. Авторское свидетельство СССР 1048536, Н 01 М 10/44, 1983.

Класс H01M10/44 способы зарядки или разрядки

способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания космического аппарата и автономная система электропитания для его реализации -  патент 2529011 (27.09.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током -  патент 2521607 (10.07.2014)
способ формирования свинцово-кислотных аккумуляторных батарей импульсным асимметричным током -  патент 2518487 (10.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
способ заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата -  патент 2510105 (20.03.2014)
стабилизатор напряжения для системы питания -  патент 2509400 (10.03.2014)
способ ускоренного заряда свинцовых стационарных аккумуляторов -  патент 2498463 (10.11.2013)
способ подготовки литий-ионной аккумуляторной батареи к штатной эксплуатации в составе искусственного спутника земли -  патент 2496190 (20.10.2013)
способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи -  патент 2496189 (20.10.2013)

Класс H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей

усовершенствованная система аккумуляторных батарей -  патент 2526854 (27.08.2014)
устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
автономное зарядное устройство -  патент 2525849 (20.08.2014)
экранированная система беспроводной многопозиционной зарядки мобильных устройств -  патент 2524920 (10.08.2014)
способ управления автономной системой электроснабжения геостационарного космического аппарата -  патент 2524696 (10.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
система подзарядки аккумулятора электрического беспилотного летательного аппарата -  патент 2523420 (20.07.2014)
способ использования шахтного транспортного средства, шахтное устройство, буровая установка для горных пород и шахтное транспортное средство -  патент 2522985 (20.07.2014)
Наверх