трап-сходня

Классы МПК:B63B27/14 наклонных погрузочных платформ, сходней или бортовых трапов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-28
публикация патента:

Трап-сходня предназначен для схода пассажиров с судна на причал, расположенный ниже палубы. Трап-сходня содержит две тетивы, соединенные ступенями эвольвентного профиля в поперечном сечении, два поручня, несколько шарнирно прикрепленных к тетивам и поручням стоек ограждения, ролики, взаимодействующие с прикрепленными к палубе направляющими, вал ведущий, связанный с приводом, вал ведомый, цепные звездочки, жестко связанные с валами, и цепи, соединяющие валы. Каждая из направляющих имеет на конце изгиб по дуге окружности в сторону опускания трапа, а каждая из двух стоек ограждения снабжена жестко прикрепленной к ней укосиной, взаимодействующей через ролик с соответствующей направляющей. Соединительные звенья упомянутых цепей шарнирно связаны, например, с укосинами. Такое выполнение трап-сходни обеспечивает его выдвижение и наклон одним приводом. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Трап-сходня, содержащий две тетивы, соединенные ступенями эвольвентного профиля в поперечном сечении, два поручня, несколько шарнирно прикрепленных к тетивам и поручням стоек ограждения, прикрепленные к палубе направляющие, ролики, взаимодействующие с направляющими, вал ведущий, связанный с приводом, вал ведомый, цепные звездочки, жестко связанные с валами, и цепи, соединяющие валы, отличающийся тем, что направляющие на конце имеют изгиб по дуге окружности в сторону опускания трапа, две крайние стойки ограждения каждая снабжены жестко прикрепленными к ним укосинами, взаимодействующими через ролики с направляющими, соединительные звенья цепей шарнирно связаны, например, с укосинами.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится преимущественно к судостроению и может быть использовано на судах для схода пассажиров или команды с носовой или кормовой части судна на необорудованные причалы или берег, расположенные ниже палубы.

Широко известны забортные трапы и сходни, например, описанные в книге Р. Б. Гантваргер "Дельные вещи в судостроении" изд. 1986 г., например, рис. 95, и трапы по авторским свидетельствам SK 1093612A, 700374, 914402.

Недостатками описанных трапов и сходень являются очень сложные кинематика и конструкция, последнее снижает надежность и повышает металлоемкость и стоимость. Кроме того, трапы с поворотной площадкой требуют большого свободного пространства для обеспечения поворота трапа и непригодны для размещения их в узких коридорах.

Наиболее близким прототипом можно считать устройство для перехода с палубы на пирс по авторскому свидетельству SU 1093612A, имеющему ту же цель, что и настоящее изобретение.

Недостатком его является все та же сложность конструкции, а именно наличие поворотной площадки и отдельного устройства наклона и подъема трапа; неописанных в этом авторском свидетельстве, но описанных в книге Р.Б. Гантваргер "Дельные вещи в судостроении", ссылка на которую выше.

Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков прототипов.

Цель достигается тем, что в предлагаемом трапе выдвижение трапа и его наклон осуществляется одним приводом, а из-за отсутствия поворотной платформы ширина площадки, где размещается трап, сокращается практически вдвое, а именно, трап закрепляется на двух направляющих и двигается по ним же и наклоняется автоматически в продолжении этого движения за счет наличия на конце направляющих изгиба по дуге окружности.

Направляющие в сечении могут иметь, например, швеллерный профиль и закрепляются к палубе приваркой или иным способом.

Для передвижения по направляющим к тетивам трапа закреплены кронштейны со свободно вращающимися роликами.

Кроме того, стойки ограждения трапа закреплены шарнирно к тетивам и поручням, что позволяет им наклоняться, причем первые две стойки, которые на конце трапа, имеют жестко прикрепленные укосины с точно такими же роликами, как у кронштейнов, входящими в направляющие, чем достигается автоматическое и вертикальное положение стоек ограждения после наклона трапа и удержание их в этом положении во время схода или захода пассажиров.

Данная схема перемещения и наклона трапа позволила предельно упростить и привод, так как вместо поворотных устройств площадок тросовых устройств с лебедками, роликами и блоками забортных трапов, описанных в книге стандартов по судостроению и указанном прототипе, привод этого трапа содержит только ведущий и ведомый валы, снабженные звездочками, и две ветви замкнутых цепей и привод ведущего вала. Привод может быть ручным или электрическим или гидравлическим.

Таким образом, сущностью предлагаемого изобретения являются максимальное упрощение конструкции трапа - сходни, привода его, постановки в рабочее положение и уборки в положение по походному (исходное положение); и как следствие этого повышение надежности и снижение стоимости, а также возможность размещения его в узких коридорах прямо напротив выхода из помещений судна.

Предлагаемое изобретение изображено на фиг.1-3.

Фиг.1. Вид на трап сбоку в исходном его положении.

Фиг.2. Вид на трап сбоку в наклонном рабочем положении.

Фиг.3. Вид на трап сверху (план) в исходном его положении.

Трап - сходня имеет две тетивы 1 и несколько ступеней 2 эвольвентного профиля, вваренных между тетивами 1; два поручня ограждения 3, несколько параллельных стоек 4, шарнирно соединенных с тетивами 1 и поручнями 3; из них крайние (первые) стойки содержат укосины 5, жестоко к ним закрепленные; кронштейны 6, снабженные свободно вращающимися на осях каждый двумя роликами 7; ролики 8, закрепленные на концах укосин 5; две параллельные направляющие 9, имеющие на конце изгиб 10 по дуге окружности и расположенные под тетивами 2 и жестко закрепленные к палубе судна; ведущий вал 11, снабженный двумя звездочками 12; ведомый вал 13, снабженный точно такими же звездочками 12, как и ведущий вал 11; ведущий вал 11 и ведомый вал 13 закреплены к палубе либо направляющим через подшипники (на фигурах не показаны); две замкнутые цепи 14, надетые на звездочки 12, соединительные звенья которых шарнирно закреплены к укосинам 5, и привод 15, соединенный муфтами с ведущим валом 11.

Работа трапа происходит следующим образом: при необходимости выдвижения трапа в рабочее положение включается привод 15, вращение его вала передается ведущему валу 11, закрепленные на нем звездочки 12 передают движения цепи 14, верхние ветви которых, соединенные с укосинами 5, толкают трап, выдвигая его в сторону причала или берега, при этом ролики 7 и 8 движутся в направляющих и, как только ролики 7 заходят в изгиб 10, трап наклоняется, в это время первые стойки 4 изменяют свой наклон за счет того, что ролики 8 укосин 5 находятся в направляющих 9, а поручни 3 вместе с тетивами 1 наклоняются под действием силы веса, увлекая за собой стойки 4 так, что в конце наклона все стойки 4 становятся вертикальными; после чего трап принимает рабочее положение, привод 15 отключается. Можно сходить на берег или причал. Угол наклона трапа может колебаться относительно расчетного в зависимости от высоты берега или причала, при этом положение стоек незначительно отклоняется от вертикального.

При постановке трапа в исходное положение привод 15 включается в другую сторону вращения. Цепи 14 увлекают за укосины 5 тетивы 1 и все связанные с ними элементы в обратную сторону. При выходе роликов 7 из изгиба 10 тетивы 1 становятся горизонтальными, а стойки 4 наклонными.

По достижении исходного положения привод 15 выключается и трап стопорится в этом положении автоматически или вручную.

Класс B63B27/14 наклонных погрузочных платформ, сходней или бортовых трапов

газовоз -  патент 2463199 (10.10.2012)
трап -  патент 2411157 (10.02.2011)
штормтрап -  патент 2384454 (20.03.2010)
леер-трап для маломерного судна -  патент 2373102 (20.11.2009)
судовое аппарельное устройство -  патент 2272735 (27.03.2006)
аппарель-трап -  патент 2250853 (27.04.2005)
устройство для погрузки-выгрузки и транспортировки на судне- лихтеровозе крупногабаритных тяжеловесных грузов -  патент 2207288 (27.06.2003)
судно, преимущественно паром, с носовым закрытием -  патент 2100245 (27.12.1997)
устройство для швартовки плавучего причала к берегу -  патент 2048370 (20.11.1995)
трап -  патент 2022869 (15.11.1994)
Наверх