автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах
Классы МПК: | E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений E01C3/00 Основания под покрытия дорог |
Автор(ы): | Агейкин В.Н., Воронцов В.В., Мальцев Л.Е., Паутов Л.В., Чикишев В.М. |
Патентообладатель(и): | Тюменская государственная архитектурно-строительная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-05 публикация патента:
10.01.2004 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции дорог на вечномерзлых грунтах. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит дорожную конструкцию и уложенные в теле насыпи поперечные полосы из синтетического материала. Новым является то, что она снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично относительно оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов. Технический результат изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности автомобильной дороги за счет увеличения несущей способности сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды. 1ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах, содержащая дорожную конструкцию и уложенные в теле насыпи поперечные полосы из синтетического материала, отличающаяся тем, что она снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично относительно оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.Известно техническое решение - земляное полотно сооружения на вечномерзлом грунте, включающее уплотненную грунтовую насыпь с откосами и размещенные в теле насыпи и на ее основании продольные и поперечные полосы из нетканого материала [1].Наиболее близким аналогом к изобретению является техническое решение для автомобильной дороги на вечномерзлом грунте с применением нетканого синтетического материала, уложенного на основании насыпи в виде боковых прослоек, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса и заведен в тело насыпи [2].Недостатком аналога и прототипа являются низкая несущая способность сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды и связанные с этим его просадки.Цель изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности автомобильной дороги за счет увеличения несущей способности сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды.Для решения указанной задачи автомобильная дорога, содержащая дорожную конструкцию и уложенные в тело насыпи поперечные полосы из синтетического материала, снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов.Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена автомобильная дорога в поперечном разрезе.Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит дорожную конструкцию 1, уложенные на основании поперек оси дороги горизонтальные полосы 2 из нетканого синтетического материала. В основании дорожной конструкции размещены продольные полосы 3 из водонепроницаемого синтетического материала симметрично относительно оси дороги.Глубина заложения продольных полос 3 принимается ниже границы сезонно-талого грунта 4 с защемлением их нижнего края высотой h в толще многолетнемерзлых грунтов 5. При этом имеется в виду, что геологическое строение основания дорожной конструкции 1 разведано, а мощность Н сезонно-талого грунта зависит от продолжительности действия положительных температур воздуха на территории в теплый период года, то есть имеет усредненное за многолетний период наблюдений значение для каждой территории, которое и определяет границу Н сезонно-талого грунта 4 в осенне-летний период.Строительство предлагаемой конструкции автомобильной дороги осуществляется следующим образом. В зимний период, когда сезонно-талый грунт 4 промерзает на всю глубину, в основании будущей дорожной конструкции 1 очищают от снега полосу отвода и размечают оси продольных полос 3. В соответствии с разметкой фрезой устраивают продольные прорези на глубину заложения продольных полос 3 с учетом их защемления в толще многолетнемерзлых грунтов 5. Затем на основании будущей дорожной конструкции 1 укладывают горизонтальные полосы 2 из синтетического нетканого материала и производят отсыпку насыпи до проектных отметок.Работает автомобильная дорога следующим образом. Вертикальные продольные прорези, в которых расположены продольные полосы 3 из водонепроницаемого синтетического материала симметрично продольной оси дороги, при формировании слоя сезонно-талого грунта сомкнутся с заполнением нижней части в толще многолетнемерзлых грунтов. Талый грунт в нижней части прорези, расположенной в толще многолетнемерзлых грунтов, при их отрицательной температуре превратится в льдогрунт и обеспечит защемление нижнего края продольных полос 3 из водонепроницаемого синтетического материала.Таким образом, поперечные и защемленные в толще многолетнемерзлых грунтов продольные полосы исключат сдвиг водонасыщенного сезонно-талого грунта основания дорожной конструкции по поверхности скольжения и фильтрацию поровой воды в нем, повысив тем самым несущую способность сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды.Источники информации1. Патент РФ Е 01 С 3/0, № 2052567, МПК 6, дата публикации 20.01.1996.2. А.С. Полуновский. Применение нетканых синтетических материалов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах. М., Оргтрансстрой, 1979, с. 17-18, рис.2, 3.Класс E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений
автомобильная дорога - патент 2508428 (27.02.2014) | |
дренажная система земляного полотна дороги - патент 2495194 (10.10.2013) | |
способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке - патент 2465387 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог - патент 2465386 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог на мерзлых грунтах - патент 2464372 (20.10.2012) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2453649 (20.06.2012) | |
насыпь на мерзлом грунте - патент 2379405 (20.01.2010) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2378446 (10.01.2010) | |
дорожная конструкция - патент 2368720 (27.09.2009) | |
дорожная конструкция - патент 2368719 (27.09.2009) |
Класс E01C3/00 Основания под покрытия дорог