автоматическое устройство для защиты фар транспортного средства

Классы МПК:B60Q1/04 фар 
F21V15/00 Предохранение осветительных устройств от повреждения
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Калужский завод автомобильного электрооборудования
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-06
публикация патента:

Изобретение относится к транспортной технике. Перед фарами расположены горизонтальные жалюзи, состоящие из защитных пластин с углом открытия 90автоматическое устройство для защиты фар транспортного   средства, патент № 2226469. Пластины жалюзи механически связанны с рычагом, имеющим электропривод с блоком управления. В состав блока управления в качестве панели управления положением жалюзи входят выключатель света фар и переключатель “ближнего-дальнего” света. Блок управления имеет электрическую схему автоматической установки пластин жалюзи под углом к оптической оси фары в режиме “дальнего” света для экранирования света фар при освещении встречным транспортом. В эту схему входят фотодатчик, настроенный на “ближний” встречный свет на безопасном для водителя встречного транспорта расстоянии, усилитель сигнала фотодатчика, исполнительные реле включения и отключения режима экранирования света фар по сигналам фотодатчика. Кроме того, блок управления содержит в качестве конечного выключателя положений “открыто”, “закрыто” и “среднее” жалюзи дисковый контактор, установленный на валу одного из двух моторедукторов электропривода с реверсивными электродвигателями. Изобретение повышает безопасность дорожного движения за счет автоматического перехода с “дальнего” света на “ближний” и обратно. Использование моторедукторов исключает ошибку из-за разброса параметров электродвигателей. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Автоматическое устройство для защиты фар транспортного средства, содержащее расположенные перед фарами горизонтальные жалюзи, состоящие из защитных горизонтальных пластин с углом открытия 90автоматическое устройство для защиты фар транспортного   средства, патент № 2226469, механически связанных с рычагом, имеющим электропривод снабженный блоком управления, в состав которого в качестве панели управления положением горизонтальных жалюзи входят выключатель света фар и переключатель “ближнего-дальнего” света, отличающееся тем, что блок управления имеет электрическую схему автоматической установки пластин жалюзи под углом к оптической оси фары в режиме “дальнего” света для экранирования света фар при освещении встречным транспортом, содержащую фотодатчик, настроенный на “ближний” встречный свет на безопасном для водителя встречного транспорта расстоянии, усилитель сигнала фотодатчика, электромагнитные исполнительные реле включения и отключения режима экранирования света фар по сигналам фотодатчика, кроме того, блок управления содержит в качестве конечного выключателя положений “открыто”, “закрыто” и “среднее” горизонтальных жалюзи дисковый контактор, установленный на валу одного из двух моторедукторов электропривода, содержащего реверсивные электродвигатели.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к средствам защиты фар и регулировании силы света транспортного средства.

Известно защитное устройство осветительного прибора по патенту Российской Федерации №2140368. Недостатком данного защитного устройства является отвлечение водителя для переключения с "дальнего" света на "ближний" и обратно, что снижает безопасность дорожного движения. При использовании в качестве привода жалюзи электродвигателей накапливается ошибка в работе, может произойти полное открытие одной фары и закрытие другой [1].

Известно устройство для защиты фар транспортного средства по авторскому свидетельству СССР №1364513. Это устройство выбрано в качестве прототипа. Недостатком данного устройства является отвлечение водителя для переключения с "дальнего" света на "ближний" и обратно, что снижает безопасность дорожного движения. Использование в качестве привода электродвигателей из-за разброса параметров накапливает ошибку в работе защитных устройств [2].

Предлагаемым изобретением решается задача повышения безопасности дорожного движения за счет автоматического перехода с "дальнего" света на "ближний" и обратно, а использование моторедукторов исключает ошибку из-за разброса параметров электродвигателей.

Для достижения указанного технического результата в автоматическом устройстве для защиты фар транспортного средства, содержащем расположенные перед фарами горизонтальные жалюзи, состоящие из защитных горизонтальных пластин с углом открытия 90автоматическое устройство для защиты фар транспортного   средства, патент № 2226469, механически связанных рычагом, имеющим электропривод, снабженный блоком управления, в состав которого в качестве панели управления положением горизонтальных жалюзи входят выключатель света фар и переключатель "дальнего-ближнего" света, причем блок управления имеет электрическую схему автоматической установки пластин жалюзи под углом к оптической оси фары в режиме "дальнего" света для экранирования света фар при освещении встречным транспортом, содержащую фотодатчик, настроенный на "ближний" свет и на безопасном для водителя встречного транспорта расстоянии, усилитель сигнала фотодатчика, электромагнитные исполнительные реле включения и отключения экранирования света фар по сигналам фотодатчика, кроме того, блок управления содержит в качестве конечного выключателя положений "открыто", "закрыто" и "среднее" горизонтальных жалюзи дисковый контактор, установленный на валу одного из двух моторедукторов электропривода, содержащего реверсивные электродвигатели.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

На чертеже изображена схема устройства для защиты фар транспортного средства.

Устройство содержит горизонтальные подвижные жалюзи 1, расположенные перед фарами 2 с лампами дальнего и ближнего света. Приводы жалюзи 1 механически связаны с валами моторедукторов 3, 4, по крайней мере, на один из которых, например, на вал моторедуктора 3, жестко посажен контактор 5, состоящий из двух токопроводящих пластин 6, 7, установленных на подвижное изолирующее основание 8, и неподвижных прижимных контактов 9, 10, 11, 12, 13. Плюсовая клемма батареи 14 транспортного средства соединена через нормально замкнутые контакты 15.1 и реле 15, контакты 9,13 и пластину 6 контактора 5 с выводами 16 реверсивных электродвигателей моторедукторов 3, 4 в любом положении контактора 5, кроме указанного на чертеже. Плюс батареи 14 через выключатель 17 "свет фар" и контакты 18.1, 18.2, 18.3 переключателя 18 "дальний" и "ближний свет" транспортного средства, через запорные диоды 19, нормально замкнутые контакты 20.1 реле 20, контакты 10, 11, 12 и пластину 7 контактора 5 подключен к выводам 21 моторедукторов 3, 4 и параллельно через запорные диоды 22, к обмотке реле 15. Устройство содержит фотодатчик 23, размешенный за ветровым стеклом и настроенный на светочувствительность "ближнего" света фар от встречного автотранспорта на безопасном расстоянии. Фотодатчик 23 соединен через усилитель сигнала фотодатчика 24 с обмоткой исполнительного реле 20. Питание схемы усилителя сигнала фотодатчика 24 - от контакта 18.2 "дальний свет" через один из диодов 19. Конструктивно, реле 15, 20, диоды 19, 22 размещены в пенале 25 на корпусе моторедуктора 3. Фиксированные положения 26, 27, 28 контактора 5 последовательно соответствует позициям "закрыто", "среднее", "открыто" жалюзи 1.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии выключатель 17 "свет фар" выключен, контактор 5 занимает положение, указанное на чертеже. Контакт 9 разомкнут, на контактах 10, 11 напряжение отсутствует, жалюзи - в позиции "закрыто". При включении выключателя 17 напряжение с контакта 18.1 "ближний свет" переключателя 18 через диоды 19, 22 включает реле 15, контакты 15.2 которого размыкает цепь включения выводов 16 моторедукторов 3, 4, через контакт 9 пока выключатель 17 включен. Одновременно напряжение с контакта 18.1 "ближний свет" подается на контакт 10, замкнутый пластиной 7 с контактом 12, и включает электродвигатели моторедукторов 3, 4 через выводы 21 в сторону открытия жалюзи 1. Контактор 5 вращается в строну 27 до размыкания контакта 10 и останова. Моторедукторы 3, 4 фиксируют жалюзи 1 в позиции 27 "среднее". Фары 2 открыты для освещения "ближним" светом. При включении переключателя 18 в положение 18.2 "дальний свет" напряжение подается на контакт 11, замкнутый пластиной 7 с контактом 12 и снова включает электродвигатели моторедукторов 3, 4 через выводы 21 в сторону открытия жалюзи 1. Контактор 5 вращается в сторону 28 до размыкания контакта 11 и останова. При этом контакт 10 оказывается замкнутым пластиной 6 с контактом 18. Моторедукторы фиксируют жалюзи 1 в позиции "открыто". Фары " открыты для освещения "дальним" светом.

При обратном включении переключателя 18 в положение 18.1 "ближний свет" напряжение подается на контакт 10 через контакт 13 и выводы 16 включает моторедукторы 3, 4 в сторону позиции жалюзи 1 "среднее", а контактор 5 - в сторону 27 до размыкания контакта 10 и останова. При этом оказываются замкнутыми контакты 11 и 12 для включения моторедукторов 3, 4 в позицию жалюзи 1 "открыто". При выключении выключателя 17 в любом положении контактора 5 жалюзи 1 автоматически закрывают фары 2 из-за подачи плюса батареи 14 через нормально замкнутые контакты 15.2 обесточенного реле 15 на выводы 16 моторедукторов 3,4. Контактор 5 занимает начальное положение. При кратковременном замыкании контактов 18.3 переключателя 18, "мигание" жалюзи 1 успевают занять позицию "открыто", удерживаются в ней в режиме "мигание" и автоматически закрываются при его прекращении. В случае освещения транспортного средства светом встречного транспорта при замкнутом контакте 18.2 переключателя 18 "дальний свет" и нахождении жалюзи 1 в позиции "открыто" срабатывает фотодатчик 23, сигнал которого преобразуется усилителем сигнала фотодатчика 24 в напряжение, включающее реле 20 на время действия сигнала фотодатчика 23. Контакт 20.2 реле 20 переключает напряжение с разомкнутого контакта 11 на контакт 10 и переводит контактор 5 в среднее положение 27. Жалюзи 1 занимает позицию "среднее" и экранирует верхнюю часть луча "дальнего" света фар 2, препятствуя "ослеплению" водителя встречного транспорта. После прекращения воздействия встречного света на фотодатчик 23 жалюзи 1 автоматически переходят в позицию "открыто" за счет возврата контакта 20.1 реле 20 в первоначальное положение.

Таким образом, представленное устройство позволяет повысить безопасность дорожного движения за счет временного автоматического перевода жалюзи из положения "открыто" в среднее положение, экранирующее верхнюю часть луча "дальнего" света фар и устраняющее возможность "ослепления" водителя встречного транспорта, без необходимости ручного переключения на "ближний" свет и обратно, а также за счет использования подключаемых через контактор моторедукторов, исключающих накопление ошибки положения жалюзи из-за разброса параметров электродвигателей. Кроме того, отсутствие необходимости переключения выключателей "дальний" - "ближний" свет ведет к появлению у устройства для защиты фар транспортного средства нового свойства - увеличение срока службы ламп в фарах.

Источники информации

1. Патент РФ №2140368, МКИ В 60 Q 1/00, 1/14, опубл. 27.10.99.

2. Авторское свидетельство СССР №1364513, МКИ В 60 Q 1/00, опубл. 07.01.88.

Класс B60Q1/04 фар 

конструкция управления воздушным потоком в пограничном слое транспортного средства -  патент 2485032 (20.06.2013)
конструкция управления воздушным потоком в пограничном слое транспортного средства -  патент 2484997 (20.06.2013)
фара (варианты) и способ освещения дороги -  патент 2446963 (10.04.2012)
фара для транспортных средств -  патент 2429147 (20.09.2011)
бампер в автомобиле или для автомобиля -  патент 2419560 (27.05.2011)
способ динамической корректировки положения светового пучка фар мототранспортного средства в процессе выполнения поворотов и устройство для его осуществления -  патент 2304250 (10.08.2007)
способ регулирования положения светового пучка фары транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2289754 (20.12.2006)
фара для транспортного средства -  патент 2156705 (27.09.2000)
способ освещения для транспортных средств, не ослепляющий водителей встречного транспорта -  патент 2149308 (20.05.2000)
фара для транспортных средств -  патент 2115060 (10.07.1998)

Класс F21V15/00 Предохранение осветительных устройств от повреждения

Наверх