вставка-водовод водометного движителя

Классы МПК:B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 
B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-07-01
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Вставка-водовод содержит входное и выходное отверстия. Кормовая внутренняя обшивка вставки-водовода выполнена по форме частей поверхности ориентированного под углом к потоку гидродинамического профиля - выпуклой верхней поверхности и носовой части нижней поверхности, а носовая внутренняя обшивка выполнена по форме другой части нижней поверхности указанного профиля. Данное устройство позволяет повысить силу тяги и кпд водометного движителя. 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Вставка-водовод водометного движителя, выполненная с входным и выходным отверстиями, причем ее кормовая внутренняя обшивка выполнена по форме частей поверхности ориентированного под углом к потоку гидродинамического профиля - выпуклой верхней поверхности и носовой части нижней поверхности, а носовая внутренняя обшивка выполнена по форме другой части нижней поверхности указанного профиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Позволяет получить дополнительную тягу к упору водометного движителя, повысить кпд движителя до величины, близкой кпд гребных винтов.

Известны водометные движители (С.В.Куликов, М.Ф.Храмкин. Водометные движители (теория и расчет). Издание третье. - Л.: Судостроение, 1980, п.1.2), содержащие насос, входной патрубок и выходное отверстие с соплом. Недостатки водометных движителей: большие гидравлические потери внутри водоводов и малый кпд (0,5-0,6), а также нерациональное использование кинетической энергии воды в водоводах движителей.

Известна вставка-водовод водометного движителя, содержащая входное и выходное отверстия, при этом внутренняя поверхность кормовой обшивки выполнена в виде выпуклой части гидродинамического профиля (патент РФ 2065375, 13.09.1993). Указанный патент принят за прототип.

Недостатки прототипа - сравнительно большое дополнительное гидродинамическое сопротивление во вставке, вызванное изменением профиля кормовой обшивки, и небольшая дополнительная сила тяги. Указанные недостатки вызваны тем, что, во-первых, при новом профиле внутренней кормовой обшивки остаются неизменными прежние проходные сечения вставки-водовода, т.е. поверхность внутренней обшивки вставки не совпадает с поверхностью тока жидкости, а это дает дополнительное сопротивление и, во-вторых, не указана возможность использования гидродинамического профиля с углом атаки для увеличения подъемной силы профиля.

Техническим результатом изобретения является повышение силы тяги и кпд движителя за счет более рационального конструирования внутренней части вставки-водовода водометного движителя и использования кинетической энергии потока в ней.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем входное и выходное отверстия, внутреннюю поверхность кормовой обшивки в виде выпуклой части гидродинамического профиля, выпуклость гидродинамического профиля выполнена по форме поверхности тока жидкости, проходящей через носовые критические (нулевые) точки и верхнюю поверхность профиля, а противолежащая носовая часть обшивки повторяет форму поверхности тока, проходящей через те же носовые критические точки профиля и нижнюю поверхность гидродинамического профиля.

Заявленное устройство отличается от прототипа тем, что:

- на кормовой внутренней обшивке вставки-водовода выпуклая поверхность гидродинамического профиля выполнена по форме поверхности тока жидкости, проходящей через носовые критические точки на нижней поверхности крыла, и далее по направлению против часовой стрелки через верхнюю поверхность профиля;

- носовая внутренняя обшивка вставки-водовода выполнена по форме поверхности тока, проходящей через носовые критические точки на нижней поверхности крыла и далее по направлению по часовой стрелке через нижнюю поверхность профиля.

Других близких аналогов не обнаружено.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 схематически изображена вставка-водовод, на фиг.2 показано место вставки-водовода в водометном движителе. Водометный движитель (фиг.2) состоит из водозаборного патрубка 1 и выходного сопла 2, насоса 3 и вставки-водовода 4. Вставка-водовод (фиг.1) содержит: 5 и 6 - входное и выходное отверстия, 7 - часть кормовой внутренней обшивки в виде выпуклой поверхности гидродинамического профиля, например крыла, установленного под углом альфа к потоку, 8 - часть носовой внутренней обшивки в виде нижней поверхности этого же профиля, 9 - линии тока жидкости для случая идеальной жидкости. При проектировании должны быть найдены линии тока реальной жидкости.

Устройство работает следующим образом.

При поступлении воды во вставку-водовод 4 через входное отверстие 5 на поверхностях 7 и 8, как на крыле с некоторым углом атаки альфа, появляется подъемная сила, перпендикулярная хорде крыла. Ее проекция на направление движения судна дает дополнительную силу тяги. Вода из вставки через выходное отверстие 6 поступает к насосу 3 водометного движителя и выбрасывается в направлении против движения судна через выходное сопло 2, создавая реактивную часть силы тяги судна.

Предлагаемая вставка-водовод вносит некоторое дополнительное сопротивление, которое несколько снизит величину реактивной составляющей силы тяги. Однако гидродинамическое качество вставки, равное отношению коэффициентов дополнительной силы тяги и дополнительного сопротивления, существенно выше гидродинамического качества водометного движителя в целом. Поэтому суммарная сила тяги из уменьшенной реактивной силы и дополнительной силы тяги будет существенно превышать первоначальную (без дополнительной силы) силу тяги судна.

Выполненные оценки показывают, что предложенное устройство дает возможность сравнительно простыми техническими средствами существенно повысить силу тяги судна с водометными движителями (или снизить расход топлива) и кпд движительного комплекса, приблизив к кпд гребных винтов.

Класс B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 

струйный движитель с управляемым вектором тяги -  патент 2431583 (20.10.2011)
вспомогательное гидрореактивное устройство для подводных аппаратов -  патент 2364747 (20.08.2009)
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна -  патент 2360832 (10.07.2009)
способ и система для создания потенциала по поверхности тела -  патент 2350507 (27.03.2009)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2324621 (20.05.2008)
водометный движитель судна с центробежным насосом -  патент 2303556 (27.07.2007)
выдвижная роторная движительно-рулевая колонка -  патент 2282559 (27.08.2006)
водометный движительно-рулевой комплекс -  патент 2282558 (27.08.2006)
устройство, повышающее пропульсивные показатели водометных движителей -  патент 2247058 (27.02.2005)
вставка-водовод водометного движителя скоростного судна -  патент 2240951 (27.11.2004)

Класс B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды

Наверх