приводной ремень

Классы МПК:F16G5/14 с упрочняющей арматурой 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Сапаров Владимир Николаевич (RU),
Гильфанов Фарид Гильфанович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-11-13
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводным ремням известных типов, и может быть использовано в различных отраслях техники в приводах механизмов многофункционального назначения. Приводной ремень содержит эластичную основу, силовой кордовый шнур, навитый по периметру ремня одной нитью, имеющей два конца, без стыка, в одном направлении с пересечением витков в одном месте и смещением навивки поочередно вправо и влево относительно центральной оси. В месте пересечения витки расположены один над другим на расстоянии заданного шага навивки и каждый последующий виток находится от предыдущего на расстоянии этого шага в поперечном сечении любого участка ремня. Технический результат заключается в повышении прочности и износостойкости ремня. 3 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Приводной ремень, содержащий эластичную основу, силовой кордовый шнур, навитый по периметру ремня, отличающийся тем, что силовой кордовый шнур уложен одной нитью, имеющей два конца, без стыка, в одном направлении с пересечением витков в одном месте и смещением навивки поочередно вправо и влево относительно центральной оси, причем в месте пересечения витки расположены один над другим на расстоянии заданного шага навивки и каждый последующий виток находится от предыдущего на расстоянии этого шага в поперечном сечении любого участка ремня, при этом рабочая поверхность ремня развернута по винтовой линии с углом поворота 180приводной ремень, патент № 2229639.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводным ремням известных типов, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства в приводах механизмов многофункционального назначения.

Известен приводной ремень (а.с. №1366744, F 16 G 5/20, 1988), содержащий эластомерную основу с зубьями, несущий корд и элемент, армирующий зубья, армирующий элемент выполнен в виде спирали с шагом, равным шагу зубьев, уложенную вдоль ремня параллельными рядами так, что каждый виток спирали расположен внутри каждого зуба, а несущий корд расположен поверх и внутри витков элемента, армирующего зубья.

Недостатками указанной конструкции является сложность изготовления и значительное увеличение себестоимости изготовления. Конструкция кордового шнура не универсальна и предназначена для ремней определенной конструкции. Наличие стыка в кордовом слое снижает прочность ремня и, следовательно, его долговечность.

Известен зубчатый ремень (а.с. 1742555, МКИ F 16 G 5/00, 1992), содержащий эластомерную основу с зубьями, несущий корд, выполненный в виде спирально скрученных проволок, причем шаг скручивания проволок несущего корда равен удвоенному значению шага зубьев ремня.

Недостатками вышеуказанного зубчатого ремня является то, что наличие стыка кордовых шнуров не обеспечивает надежность и долговечность ремня. Конструкция кордовых шнуров предназначена для ремней определенного типа, в данном случае зубчатых. Отсутствие универсальности в применении.

Наиболее близким по технической сущности является приводной зубчатый ремень (а.с. 1153146, МКИ F 16 G 5/14, 1975 г.), содержащий эластичный слой и два корда, уложенных по спирали правого и левого направлений с равным шагом, оба корда (силовой элемент) уложены на одном уровне, причем корд, уложенный по спирали правого направления, - по одну сторону продольной оси ремня, а корд уложенный по спирали левого направления, - симметрично по другую сторону указанной оси.

Недостатком этой конструкции ремня является наличие 2-х самостоятельных кордов, что уменьшает прочность, износостойкость и усложняет технологию изготовления ремня.

Задачей настоящего изобретения является повышение прочности и износостойкости ремня.

Поставленная задача достигается тем, что ремень содержит эластичную основу, силовой кордовый шнур, навитый по периметру ремня и уложенный одной нитью без стыка в одном направлении с пересечением витков в одном месте и смещением навивки поочередно вправо и влево относительно центральной оси, причем в месте пересечения витки расположены в плоскости, перпендикулярной к горизонтали, один над другим на расстоянии шага навивки и каждый последующий виток находится от предыдущего на расстоянии заданного шага в поперечном сечении любого участка ремня, при этом рабочая поверхность развернута по винтовой линии с углом поворота 180приводной ремень, патент № 2229639, с периодичностью одного оборота по всей длине ремня.

Выполнение витков силового корда с заданным шагом в единой плоскости и поворотом ее на 180приводной ремень, патент № 2229639 позволяет образовать единую рабочую поверхность, кратную двум заданным длинам ремня с цикличностью полного оборота по заданной длине ремня, что увеличивает рабочую поверхность ремня и, следовательно, повышает его срок службы, а отсутствие стыка при навивке силового кордового шнура значительно повышает прочностные характеристики, что делает возможной эксплуатацию ремня в особо силовых приводных устройствах. Навивка силового кордового шнура в единой плоскости с разворотом ее на 180° создает универсальность и позволяет использовать ее при изготовлении ремней приводных разнообразных конструкций.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен плоский ремень прямоугольного сечения с плоскостью "В" и расположенными в ней характерными сечениями I-I, II-II, III-III, IV-IV, V-V;

на фиг.2 изображены характерные поперечные сечения ремня I-I, II-II, III-III, IV-IV, V-V;

на фиг.3 изображена схема навивки силового кордового шнура с началом в точке "0" и окончанием в точке "01".

Приводной ремень, например, плоский прямоугольного сечения (фиг.1), имеет наружную и внутреннюю поверхности 1, силовой кордовый шнур 2, расположенный в эластичной массе 3.

Кордовый шнур 2 уложен одной нитью, имеющей два конца, без стыка.

Кордовый шнур 2 навит по периметру ремня в одном направлении согласно стрелкам (фиг.3) с шагом t от начала в точке "0" и концом в точке "01" с пересечением в месте "Y" и смещением последующих витков вправо и влево от центральной оси "А-А" на шаг t. В месте пересечения "Y" витки расположены один над другим на расстоянии шага t.

Наружная и внутренняя поверхности 1 (фиг.1) с началом в сечении I-I и окончанием в сечении V-V, находящимся в конечных точках сгиба ремня и плоскости "В", имеют разворот на 180приводной ремень, патент № 2229639, причем критическая точка разворота находится в месте пересечения витков "Y", а сечение ремня III-III (фиг.2), проходящее через него, расположено перпендикулярно к плоскости "В".

Принцип работы ремня приводного с силовым кордовым шнуром, навитым по предлагаемой схеме (фиг.3), заключается в том, что при передаче вращения между шкивами с каждым оборотом происходит разворот ремня по оси А-А в плоскости "В" на 180приводной ремень, патент № 2229639 (фиг.1), вследствие чего образуется единая, кратная двум заданным длинам ремня рабочая поверхность.

Навивка силового кордового шнура в одной развернутой на 180приводной ремень, патент № 2229639 плоскости позволяет изготавливать высокопрочные приводные ремни разнообразных сечений: клиновой (трапецеидальной), прямоугольной, биклиновой, зубчатой и т.п., позволяющие передавать значительные силовые нагрузки.

Наверх