зубчатая передача

Классы МПК:F16H55/00 Элементы с зубьями или фрикционными поверхностями для сообщения движения; червяки; шкивы; блоки
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество АК "Туламашзавод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-18
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента. Впадины между зубьями ведомого 2 колеса выполнены тангенциальными, причем нормальный поперечный профиль впадины образован линиями, образующими углы реечного контура, а зубья ведущего 1 колеса выполнены косыми, равновысокими с криволинейным профилем в нормальном поперечном сечении, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных свойств передачи за счет точечного локализованного контакта и рационального подбора параметров сопряжения зубьев цилиндрического колеса. 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая ведомое колесо с плоскими рабочими поверхностями, впадины между зубьями которого выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, и ведущее колесо с выпуклыми рабочими поверхностями, отличающаяся тем, что впадины между зубьями ведомого колеса выполнены тангенциальными, причем нормальный поперечный профиль впадины образован линиями, образующими углы реечного контура, а зубья ведущего колеса выполнены косыми, равновысокими с криволинейным профилем в нормальном поперечном сечении, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а углы сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяются по следующей зависимости:

зубчатая передача, патент № 2234627

где

зубчатая передача, патент № 2234627

коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса;

зубчатая передача, патент № 22346271 - угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым при правостороннем вращении ведомого колеса;

зубчатая передача, патент № 22346272 - угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым при левостороннем вращении ведомого колеса;

зубчатая передача, патент № 2234627 - угол зацепления;

зубчатая передача, патент № 2234627 - тангенциальный угол впадины ведомого колеса;

зубчатая передача, патент № 22346271, зубчатая передача, патент № 22346272 - углы поворота ведомого и ведущего колес;

i=зубчатая передача, патент № 22346272/зубчатая передача, патент № 22346271 - передаточное отношение, верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - левостороннему вращению ведомого колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента.

Анализ уровня техники в данной области показал, что известна зубчатая передача между плоским колесом и цилиндрической шестерней, так называемая плоскоцилиндрическая, наиболее близкая по решаемой технической задаче и являющаяся прототипом предложенного технического решения (патент РФ №2193707, F 16 Н 55/00, 55/08, опубл. 27.11.02 г., бюл. №33).

Плоскоцилиндрическая передача содержит ведомое плоское колесо с плоскими рабочими поверхностями и ведущее цилиндрическое колесо с выпуклыми рабочими поверхностями. Впадины между зубьями плоского колеса выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, причем нормальный поперечный профиль впадины образован линиями, образующими углы реечного контура. Зубья цилиндрического колеса являются прямозубыми и выполнены равновысокими с криволинейным поперечным профилем. В продольном сечении зубья цилиндрической шестерни имеют угол заострения к внешнему радиусу плоского колеса, причем угол заострения цилиндрического колеса является углом сопряжения зубьев плоского и цилиндрического колес.

К недостаткам известной зубчатой передачи следует отнести чувствительность к погрешностям монтажа, так как в передаче работает линейный контакт, и как следствие приведение к кромочному контакту поверхностей плоскоцилиндрической передачи.

Задачей предложенного технического решения является создание пространственной реверсивной зубчатой передачи между плоским колесом и цилиндрической шестерни с улучшением эксплуатационных свойств передачи за счет точечного локализованного контакта и рационального подбора параметров сопряжения зубьев цилиндрического колеса.

Указанная задача решается за счет того, что впадины между зубьями ведомого колеса выполнены тангенциальными, причем нормальный поперечный профиль впадины образован линиями, образующими углы реечного контура, а зубья ведущего колеса выполнены косыми, равновысокими с криволинейным профилем в нормальном поперечном сечении, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а углы сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяются по следующей зависимости:

зубчатая передача, патент № 2234627

где

зубчатая передача, патент № 2234627

зубчатая передача, патент № 2234627

коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем зубчатая передача, патент № 22346271 - угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым при правостороннем вращении ведомого колеса, зубчатая передача, патент № 22346272 - угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым при левостороннем вращении ведомого колеса, зубчатая передача, патент № 2234627 - угол зацепления, зубчатая передача, патент № 2234627 - тангенциальный угол впадины ведомого колеса, зубчатая передача, патент № 22346271, зубчатая передача, патент № 22346272 - углы поворота ведомого и ведущего колес, i=зубчатая передача, патент № 22346272/зубчатая передача, патент № 22346271 - передаточное отношение, верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - левостороннему вращению ведомого колеса.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана передача в рабочем зацеплении и сечение А-А зуба ведущего колеса, на фиг.2 - вид сверху на передачу и сечение В-В впадины ведомого колеса.

Ведущее 1 колесо (фиг.1) выполнено с жестким базированием, определяемым размером "V" (расстояние от центра ведомого 2 плоского колеса до середины ширины венца ведущего колеса). Середина ширины венца ведущего колеса совмещена со средним диаметром 2V зубчатого венца ведомого 2 плоского колеса. Впадины между зубьями ведомого колеса выполнены равноширокими, равноглубокими и тангенциальными, т.е. наклонены под углом зубчатая передача, патент № 2234627. Зуб ведущего колеса также является косым, но боковые поверхности выполнены под разными углами зубчатая передача, патент № 22346271, зубчатая передача, патент № 22346272, которые в свою очередь являются углами сопряжения боковых поверхностей зуба в сечении А-А (фиг.1). На фиг.2 показано нормальное сечение В-В ведомого колеса по впадине, представляющее рейку с углом профиля 2зубчатая передача, патент № 2234627.

Зубчатая передача работает следующим образом. Передача передает вращение и крутящий момент при право- и левостороннем вращении ведущего 1 колеса (передача реверсивная). Крутящий момент прикладывается к валу, на котором находится ведущее колесо, и снимается с вала ведомого плоского колеса.

Плоскоцилиндрическая передача и ее геометрические параметры получаются аналитическим путем при использовании трех прямоугольных координатных систем, из которых две - подвижные, связанные с ведомым и ведущим колесами, и одной - неподвижной, относительно которой задаются положения подвижных систем.

Уравнения боковой поверхности зуба ведомого колеса - плоскость, заданная уравнением AX+BY+CZ+D=0 (в подвижной системе координат ведомого колеса). Уравнение боковых поверхностей зуба ведущего колеса описываются прямыми, полученными от пересечения двух поверхностей первого порядка A1X+B1Y+C1Z+D1=0 и А2Х+В2Y+C2Z+D2=0 (в подвижной системе координат ведущего колеса). Эти линии и плоскость, проходящая через оси вращения ведущего и ведомого колес, определяют углы сопряжения зубчатая передача, патент № 22346271, зубчатая передача, патент № 22346272, которые зависят от коэффициентов A1,2, B1,2, C1,2. Задаваясь значением зубчатая передача, патент № 22346271 и имея в виду, что зубчатая передача, патент № 22346272=iзубчатая передача, патент № 22346271, и зная кривую линию, по которой описан поперечный профиль ведущего колеса, получены углы наклона линий, описывающих боковую поверхность зуба. Теория проектирования плоскоцилиндрических передач изложена в работе авторов: О.Л.Подгаевский, Г.В.Жужалкин. Проектирование плоскоцилиндрических передач (базовое звено - плоское колесо). См. "Вестник машиностроения", 2000 г., №10, с.38-44.

Форма зуба ведущего колеса определяется по точкам, полученным в результате решения уравнений, определяющих боковую поверхность зуба.

Пример расчета углов зубчатая передача, патент № 22346271, зубчатая передача, патент № 22346272 сопряжения в полюсе зацепления ведомого и ведущего колес:

1. Исходные данные: числа зубьев ведущего и ведомого колес соответственно равны - Zш=18, Zк=216, передаточное отношение i=12, модуль зацепления m=3,9884 мм (рассчитывается на среднем диаметре плоского колеса 2V=861,5 мм), угол поворота ведущего и ведомого колес во время взаимного обката до полюса зацепления соответственно зубчатая передача, патент № 22346272=23,267° и зубчатая передача, патент № 22346271=1,939°, угол зацепления зубчатая передача, патент № 2234627=20°, тангенциальный угол впадины ведомого колеса зубчатая передача, патент № 2234627=12,673°.

2. Расчетные коэффициенты для полюса зацепления:

- при правостороннем вращении ведомого колеса:

A1=0,983 A2=-0,445

B1=-0,051 В2=-11,868

C1=-0,175 С2=0,923

- при левостороннем вращении ведомого колеса:

A1=-0,971 А2=-0,758

В1=-0,045 В2=- 11,552

C1=0,237 С2=0,909

3. Углы сопряжения в полюсе зацепления при правостороннем вращении ведомого колеса зубчатая передача, патент № 22346271=10,2697°, при левостороннем вращении -зубчатая передача, патент № 22346272=13,433°.

Экономический эффект достигается за счет оптимизации параметров передачи при ее проектировании (оптимизация контактных напряжений, габаритных размеров и т.д.), точности передачи и монтажа.

Класс F16H55/00 Элементы с зубьями или фрикционными поверхностями для сообщения движения; червяки; шкивы; блоки

червячная цилиндрическая передача с трехпарным зацеплением -  патент 2529076 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2527647 (10.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2527645 (10.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
способ изготовления зубчатого колеса -  патент 2525360 (10.08.2014)
зубчатая передача -  патент 2525326 (10.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525323 (10.08.2014)
способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес -  патент 2516955 (20.05.2014)
узел крепления для кресла транспортного средства -  патент 2516843 (20.05.2014)
Наверх