способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей

Классы МПК:G01M17/007 колесных или гусеничных транспортных средств
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Курганский государственный университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-14
публикация патента:

Изобретение относится к области технической диагностики тормозных систем автомобилей. Способ позволяет измерять неравномерность действия тормозов автомобиля. Неравномерность действия тормозов определяется по величинам, пропорциональным суммам интегралов от угловых замедлений колес и интегралов, вычисленных за тот же промежуток времени от частного отделения коэффициентов скольжения S правого и левого колес на 1-S с последующим вычислением частного от деления разности полученных значений для правого и левого колес к наибольшему из них. Техническим результатом является повышение точности диагностирования, сокращение трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт тормозов автотранспортных средств и повышение безопасности дорожного движения.

Формула изобретения

Способ определения неравномерности действия тормозов автомобиля, заключающийся в измерении угловых замедлений правого и левого колес одной оси автомобиля и их интегрировании за определенный период времени, отличающийся тем, что к полученным результатам добавляются значения интегралов, вычисленных за тот же промежуток времени от частного от деления коэффициентов скольжения правого и левого колес на разницу единицы и коэффициентов скольжения правого и левого колес с последующим вычислением частного от деления разности полученных значений для правого и левого колес к наибольшему из них.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к области встроенной диагностики тормозных систем автомобиля.

Известен способ определения неравномерности действия тормозов по проверке устойчивости автотранспортного средства (АТС) при торможении в дорожных условиях путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Ось, правую и левую границы коридора движения предварительно обозначают параллельной разметкой на дорожном покрытии. АТС перед торможением должно двигаться прямолинейно с установленной начальной скоростью по оси коридора. Выход АТС какой-либо его частью за пределы нормативного коридора движения устанавливают визуально по положению проекции АТС на опорную поверхность или по прибору для проверки тормозных систем в дорожных условиях при превышении измеренной величиной смещения АТС в поперечном направлении половины разности ширины нормативного коридора движения и максимальной ширины АТС.

Недостатком этого способа является то, что неравномерность действия тормозов оценивается по косвенному показателю, что не обеспечивает необходимой точности измерения неравномерности действия тормозов.

Известен способ определения неравномерности действия тормозов, который основан на определении неравномерности путем одновременного вычисления интегралов от угловых замедлений колес одного моста в течение установленного времени способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 на участке нарастания угловых замедлений

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

(см. Габитов Н.Ш. Исследование влияния встроенного диагностирования тормозов и системы зажигания на эксплуатационные свойства автомобиля: Дис....канд. техн. наук. - М., 1980. - 178с).

Недостатком этого способа является то, что неравномерность действия тормозов определяется по измерениям интегралов только от угловых замедлений колес, хотя известно, что угловые замедления колес зависят не только от величины тормозного момента, но и от состояния дорожного покрытия, вертикальной нагрузки на колеса и других факторов, которые определяют величину момента, создаваемого продольной реакцией дороги, что вытекает из известного уравнения.

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где МT - тормозной момент;

Мспособ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - момент, создаваемый продольной реакцией дороги;

М j - инерционный момент колеса.

Сущность предлагаемого способа вытекает из анализа указанного уравнения (1).

Инерционный момент колеса определяется по следующему выражению:

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где JК - момент инерции колеса;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - угловое ускорение колеса.

Известно, что

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где РZ - нормальная реакция дороги;

P x - тангенциальная реакция дороги;

rспособ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - динамический радиус колеса;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - коэффициент продольного сцепления.

Для определения момента, создаваемого продольной реакцией дороги, необходимо знание характеристик взаимодействия колеса с дорогой.

Сцепление колеса с дорогой характеризуется величиной коэффициента сцепления способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 x, представляющего собой отношение тангенциальной реакции дороги к нормальной реакции на колесе:

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

Но в настоящее время не существует способов определения коэффициента сцепления способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 x в реальных условиях эксплуатации автомобилей без применения специальных методик и оборудования (см. Работа автомобильной шины. Под ред. В.И.Кнороза. М.: Транспорт, 1976, - с.120).

В последнее время выполнено большое количество исследований, в которых взаимодействие колеса с опорной поверхностью описывается способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 -S зависимостями.

При этом коэффициент скольжения S определяется

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - теоретическая скорость колеса;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - радиус качения колеса в свободном режиме;

VД =rкспособ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 к - действительная скорость колеса;

rк - радиус качения колеса, соответствующий передаваемому моменту через колесо;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 к - угловая скорость колеса.

В начальный момент, когда тормозной момент не превышает 60% значения, при котором наступает юз, происходит упругое проскальзывание шины, что вызывает соответствующее изменение радиуса качения колеса, который может быть определен с достаточной точностью по известной формуле (см. Петрушов и др. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов. - М.: Машиностроение, 1975. – 225с.):

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где Рх - тангенциальная реакция дороги, Н;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - коэффициент тангенциальной эластичности шины, м/Н.

Используя формулы (5) и (6), получим следующее выражение закона проскальзывания при линейном изменении радиуса качения колеса

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

Отсюда выразим величину Рх

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

С учетом (8) выражение (3) можно представить в виде

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

В связи с тем что практические данные для коэффициента способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 более ограничены, чем для коэффициента тангенциальной эластичности способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 , измеряемого в м/Нм, воспользуемся зависимостью (см. Петрушов и др. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов. - М.: Машиностроение, 1975. – 225с.)

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - радиус качения колеса в ведомом режиме;

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - коэффициент тангенциальной эластичности шин, м/Нм.

Тогда учитывая, что величины радиусов качения колеса в свободном и ведомом режимах с практической точностью можно считать равными (см. В.А.Петрушов, И.А.Стригин. Исследование тангенциальной эластичности автомобильных шин. Сб. науч. Трудов НАМИ. Вып. 97, М., 1968, с.3-11), выражение (9) с учетом (10) будет выглядеть следующим образом:

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

На дорогах с твердым покрытием можно считать, что динамический радиус колеса приблизительно равен статическому радиусу способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 тогда зависимость (11) будет иметь следующий вид:

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 - статический радиус колеса.

С учетом (2) и (12) выражение (1) будет иметь вид

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

Компоненты уравнения, способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 являются функциями времени. Поэтому окончательно сумму моментов (1) можно представить в виде

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

Для повышения достоверности диагностирования за счет снижения влияния высокочастотных помех, обусловленных, например, неровностями дороги и т.д., проводятся измерения интегралов значений функций способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 х(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 ), способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 (способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 ) в течение установленного времени и по сумме этих интегралов оценивается величина тормозного момента в момент времени t+способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 t

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где M(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 ) - величина, пропорциональная тормозному моменту в момент времени t+способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 t.

Таким образом, рассчитав величины M(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 )пр и М(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 )лев для двух колес одной оси, измеряя величины, входящие в формулу 16, например, с помощью устройств (А.с. 787220 (СССР). Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства. /Н.Ш.Габитов. - Опубл. в Б.И., 1980, №46; Патент №3664711 (США)), пропорциональные величинам тормозных моментов, можно определить относительную неравномерность действия тормозных механизмов одной оси по формуле

способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810

где M(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 )пр, М(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 )лев - значения величин, пропорциональные тормозным моментам на правом и левом колесах проверяемой оси АТС соответственно;

M(способ определения неравномерности действия тормозов автомобилей, патент № 2239810 )max - наибольшая из указанных величин.

Использование данного способа позволит значительно повысить точность определения неравномерности действия тормозов, обеспечит сокращение трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт тормозов автотранспортных средств и повышение безопасности дорожного движения.

Класс G01M17/007 колесных или гусеничных транспортных средств

способ измерения шума производимого шинами автотранспортного средства находящегося в движении -  патент 2520701 (27.06.2014)
способ определения крутильной податливости гидромеханической трансмиссии -  патент 2520648 (27.06.2014)
способ определения акустических характеристик пассажирского салона транспортного средства -  патент 2513436 (20.04.2014)
стенд для силовых испытаний колесного транспортного средства -  патент 2498261 (10.11.2013)
способ проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну и устройство для его осуществления -  патент 2493547 (20.09.2013)
способ тяговых испытаний транспортных машин при трогании с места под нагрузкой -  патент 2490610 (20.08.2013)
испытательный стенд -  патент 2482461 (20.05.2013)
способ функционирования информационно-вычислительной системы транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2462696 (27.09.2012)
способ выявления мошенничества при инсценировке дтп и устройство для его реализации -  патент 2460056 (27.08.2012)
передвижной прицеп-стенд для диагностики, регулировки, ремонта, установки тормозной системы колес автомобилей -  патент 2456184 (20.07.2012)
Наверх