способ определения фазы рабочего цикла двс

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
F02M65/00 Испытание топливовпрыскивающей аппаратуры, например проверка регулирования впрыска
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-09
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с распределенным впрыском топлива. Изобретение позволяет определять фазы рабочего цикла ДВС при отсутствии (пропадании) сигнала датчика фаз. В способе определения фазы рабочего цикла многоцилиндрового ДВС с распределенным групповым впрыском топлива, включающим измерение угловой скорости коленчатого вала, определяют среднее значение угловой скорости, отклонение угловой скорости от среднего значения и максимальное значение отклонения угловой скорости от среднего значения. Производят тестовый впрыск в один из цилиндров и определяют такт рабочего хода данного цилиндра по превышению отклонения угловой скорости относительно максимального значения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733

способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733

Формула изобретения

1. Способ определения фазы рабочего цикла многоцилиндрового ДВС с распределенным групповым впрыском топлива, включающий измерение угловой скорости коленчатого вала, отличающийся тем, что определяют среднее значение угловой скорости, отклонение угловой скорости от среднего значения и максимальное значение отклонения угловой скорости от среднего значения, производят тестовый впрыск в один из цилиндров и определяют такт рабочего хода данного цилиндра по превышению отклонения угловой скорости относительно максимального значения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определение такта рабочего хода производят на установившемся режиме работы ДВС.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что одновременно с тестовым впрыском производят дозированный впрыск топлива в остальные цилиндры ДВС.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для управления двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) с распределенным впрыском топлива.

Известны ДВС с распределенным циклическим групповым впрыском топлива во впускной тракт. Система управления впрыском топлива включает в себя датчик положения коленчатого вала, контроллер, выполненный на базе микроЭВМ, и топливные форсунки. Впрыск топлива осуществляется одновременно всеми топливными форсунками (1) или попарно-параллельно (2). Впрыск топлива осуществляется путем включения топливных форсунок в заданной фазе поворота (угловом положении) коленчатого вала на определенное. зависящее от режима работы ДВС время, определяемое путем обработки сигнала датчика положения коленчатого вала.

Поскольку полный рабочий цикл ДВС осуществляется за два оборота коленчатого вала (720 угловых градусов или 4способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 радиан), угловое положение коленчатого вала не дает точной информации о фазе рабочего процесса. Угловое положение коленчатого вала позволяет точно определить фазу движения поршня от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке и от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке, однако, неизвестно, какой рабочий такт совершается при этом: рабочий ход или впуск, либо, соответственно, сжатие или выпуск.

Известна (3) система управления ДВС с распределенным последовательным впрыском топлива, снабженная дополнительно датчиком положения распределительного вала (датчиком фаз). Сигнал датчика фаз, формирующийся в конкретном случае в конце такта сжатия первого цилиндра, в совокупности с данными о положении коленчатого вала позволяет определить фазу рабочего цикла ДВС. Используя сигнал датчика фаз и сигнал датчика положения коленчатого вала, контроллер рассчитывает моменты включения форсунок таким образом, что впрыск для каждого цилиндра осуществляется в определенной фазе рабочего цикла (например, на закрытый впускной клапан перед началом такта впуска), что позволяет повысить эффективные показатели конкретного ДВС. Длительность включения форсунок, определяющая величину топливоподачи, рассчитывается, исходя из режима работы ДВС, в том числе угловой скорости вращения коленчатого вала ДВС, которая определяется путем измерения времени поворота вала на заданный угол, например, равный n-й части полного рабочего цикла Ф=4способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733/n, где n - число цилиндров ДВС.

Недостатками такой системы являются повышенные сложность и стоимость, что обусловлено наличием в системе датчика фаз и дополнительной проводки для подключения датчика к контроллеру.

Недостатком способа определения фазы рабочего цикла ДВС является сложность аппаратной реализации, обусловленная необходимостью применения датчика фаз.

Известен способ определения фазы рабочего цикла ДВС (патент RU2170915, публ. 20.07.2001 г.), при котором производят тестовый впрыск пониженного или повышенного количества топлива в один из цилиндров двигателя, в последовательные тактах рабочего процесса ДВС измеряют и сравнивают друг с другом значения времени поворота коленчатого вала на заданный угол и определяют фазу рабочего процесса по изменению времени поворота на заданный угол по сравнению со временем, соответствующим предшествующему измерению. Недостатком этого способа является его ограниченное применение.

За прототип заявляемого способа взят способ определения фазы рабочего цикла ДВС с распределенным впрыском топлива, используемый в системе управления, снабженной датчиком фаз.

Задачей заявляемого изобретения является определение фазы рабочего цикла ДВС при отсутствии (пропадании) сигнала датчика фаз. Указанная задача решается тем, что в способе определения фазы рабочего цикла многоцилиндрового ДВС с распределенным групповым впрыском топлива, включающим измерение угловой скорости коленчатого вала, определяют среднее значение угловой скорости, отклонение угловой скорости от среднего значения и максимальное значение отклонения угловой скорости от среднего значения, производят тестовый впрыск в один из цилиндров и определяют такт рабочего хода данного цилиндра по превышению отклонения угловой скорости относительно максимального значения.

Определение такта рабочего хода может быть произведено на установившемся режиме работы ДВС. Одновременно с тестовым впрыском может быть произведен дозированный впрыск топлива в остальные цилиндры.

На режиме группового впрыска топлива во впускной тракт n-цилиндрового четырехтактного двигателя измеряют последовательность значений угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 поворота коленчатого вала ДВС на угол Ф<=4способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733/n (определяется экспериментально), определяют среднее значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av угловой скорости, определяют максимальное значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 max отклонения угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 от среднего значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av и производят тестовый впрыск пониженного/повышенного количества топлива в один из цилиндров ДВС. После тестового впрыска продолжают измерять значения угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 поворота коленчатого вала ДВС на угол Ф и определяют значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733=способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733-способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av отклонения угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 от среднего значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av. Сравнивают полученные значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 и способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах и в случае превышения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av>способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах определяют, что угловой сектор Ф поворота коленчатого вала, в котором отклонение угловой скорости превышает максимальное значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах принадлежит такту рабочего хода цилиндра, для которого был произведен тестовый впрыск.

Максимальное значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 max отклонения от среднего значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av определяют либо непосредственно перед тестовым впрыском, либо заранее, на этапе испытаний (калибровки) ДВС.

В первом случае, например, проводят последовательное измерение и суммирование К (определяется экспериментально) значений скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 поворота коленчатого вала ДВС на угол Ф и делят на число К, таким образом получают среднее значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av. Определяют значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733=способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733-способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av отклонений от среднего значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av. Определяют значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах путем сортировки значений способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733.

Во втором случае значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах для каждого скоростного режима ДВС, т.е. для каждого значения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av, определяют на этапе испытаний ДВС и записывают в постоянное запоминающее устройство микроЭВМ контроллера. Перед тестовым впрыском измеряют последовательность значений способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733, определяют среднее значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av и извлекают из памяти соответствующее значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 max.

Описанную процедуру определения фазы рабочего процесса производят на устанавливающемся скоростном режиме работы ДВС.

В качестве критерия установившегося рабочего процесса может служить условие ограничения нестабильности скорости вращения вала на некотором заданном уровне способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733<способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 ad, где способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 ad - допустимое для установившегося режима отклонение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 (определяется экспериментально).

В варианте реализации предложенного способа определения фазы рабочего процесса ДВС в цикле работы ДВС, в котором производят тестовый впрыск, например, пониженного количества топлива для одного из n цилиндров, осуществляют дозированный впрыск повышенного количества топлива для остальных цилиндров. Этим можно достичь три цели:

- во-первых, избежать, хотя и небольшого, падения средней угловой скорости вращения вала двигателя в данном цикле;

- во-вторых, обеспечить сохранение среднего в рабочем цикле стехиометрического состава, оптимального для работы системы нейтрализации отработавших газов:

- в-третьих, при повторении данного тестового цикла добиться ускорения прогрева системы нейтрализации в результате присутствия в отработавших газах смеси непрореагировавших кислорода и углеводородов, реакция которых с выделением тепла происходит на катализаторе системы нейтрализации.

Напротив, в цикле работы ДВС. в котором производят тестовый впрыск повышенного количества топлива для одного из n цилиндров, осуществляют дозированный впрыск пониженного количества топлива для остальных цилиндров.

Определение фазы рабочего цикла для одного из цилиндров четырехтактного ДВС позволяет однозначно определять фазы рабочего цикла для всех остальных цилиндров ДВС, что обусловлено конструкцией ДВС. Работа четырехтактного ДВС представляет собой жесткую периодическую последовательность тактов рабочего процесса (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск), поэтому однократное определение текущей фазы работы ДВС и измерение положения коленчатого вала позволяют знать текущую фазу работы каждого цилиндра во всех последующих циклах работы до остановки ДВС.

Заявляемый способ позволяет осуществлять последовательный впрыск топлива в ДВС с сохранением эффективных показателей его работы при отказе датчика фаз (если система снабжена таким датчиком), что повышает надежность системы. Способ позволяет осуществлять последовательный впрыск топлива в ДВС при отсутствии датчика фаз в системе управления, что упрощает ее и, следовательно, повышает надежность за счет упрощения, а также снижает себестоимость системы.

Заявляемое изобретение поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 изображена структурная схема системы управления ДВС для реализации заявляемого способа.

Фиг.2 показывает характер изменения угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733=dспособ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733/dt коленчатого вала ДВС, где способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 - угол поворота вала; t - текущее время.

В примере показана система управления четырехцилиндровым ДВС (n=4), но способ осуществим для двигателя с любым числом цилиндров.

На фиг.2 присутствуют следующие обозначения:

способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av - средняя угловая скорость поворота коленчатого вала на угол Ф<=720/4;

способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 а - амплитудное значение пульсаций угловой скорости, вызванных пульсациями давления в цилиндрах двигателя;

+способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 - изменение амплитудного значения угловой скорости, вызванного тестовым впрыском с увеличенным количеством топлива;

-способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 - изменение амплитудного значения угловой скорости, вызванного тестовым впрыском с уменьшенным количеством топлива.

Фиг.2 не учитывает нестабильностей рабочего процесса, чтобы не усложнять описание. Обработка информации о работе реального ДВС требует экспериментального определения пороговых калибровочных констант, зависящих от особенностей конструкции и режима работы ДВС.

Заявляемый способ может быть реализован в системе управления ДВС (см. фиг.1), включающей в себя контроллер 1, выполненный на базе микроЭВМ, датчик 2 углового положения коленчатого вала, подключенный ко входу контроллера 1, и топливные форсунки 3, подключенные к выходам контроллера 1.

Система также может содержать другие датчики режима работы ДВС, такие как датчик 4 расхода воздуха, датчик 5 положения дроссельной заслонки, датчик 6 температуры охлаждающей жидкости и т.п., подключенные к соответствующим входам контроллера 1.

Датчик 2 может быть выполнен, например, в виде магнитоиндукционного чувствительного элемента, размещенного над зубчатым диском из ферромагнитного материала, жестко закрепленным на коленчатом валу ДВС и имеющим 60-2 зуба, положение пропущенных зубьев относительно ВМТ определено.

Для реализации способа выполняют следующие действия.

В режиме прокрутки двигателя при помощи стартера (пусковой режим) датчиком 2 углового положения коленчатого вала генерируют электрические импульсы, которые позволяют точно определять угловое положение вала относительно верхней мертвой точки (ВМТ).

Контроллером 1 системы управления по сигналу датчика 2 определяют текущее положение коленчатого вала ДВС относительно ВМТ.

Используя сигналы датчика 2 (4, 5, 6), контроллером 1 производят попарно-параллельное (групповое) управление впрыском топлива посредством открытия форсунок 3 соответствующих пар (1-4 и 3-2) цилиндров в определенном угловом положении коленчатого вала.

Контроллером 1 производят последовательность измерений угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 поворота коленчатого вала двигателя на угол Ф.

При достижении коленчатым валом ДВС определенной величины угловой скорости вращения делают вывод об окончании пускового режима.

Определяют значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 max. Для этого производят нахождение максимального из значений отклонения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 от среднего способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av методом сортировки. Найденное максимальное значение отклонения могут корректировать, например, путем умножения на определенный эмпирически коэффициент.

Записывают значение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах в память микроЭВМ контроллера 1.

В варианте осуществления изобретения могут рассчитывать величину способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av отклонение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 от способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 av, и проверять по выполнению условия способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733<способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 ad, является ли режим работы ДВС установившимся.

Проводят тестовый впрыск пониженного или повышенного количества топлива в один из цилиндров, например, в первый цилиндр ДВС.

В варианте осуществления заявляемого способа могут также проводить измененную подачу топлива в остальные цилиндры в цикле работы ДВС с тестовым впрыском. Причем, если тестовый впрыск топлива для первого цилиндра осуществляют увеличенным, то для остальных цилиндров проводят впрыск уменьшенного количества топлива, и наоборот, тестовый впрыск уменьшенного количества топлива для первого цилиндра сопровождают увеличенной подачей топлива для остальных цилиндров.

После тестового впрыска контроллером 1 продолжают измерение угловой скорости способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733, определение отклонения способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 и сравнение последнего с способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 max, записанным в память микроЭВМ контроллера 1.

После тестового впрыска производят сравнение способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 с способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах в угловых секторах Ф до тех пор. пока не выполнится условие способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733>способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах.

Определяют, как рабочий ход первого цилиндра, такт работы ДВС, которому принадлежит угловой сектор Ф поворота коленчатого вала, отклонение угловой скорости, на котором способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733>способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733способ определения фазы рабочего цикла двс, патент № 2242733 mах.

Определяют фазу рабочего процесса ДВС.

Для повышения достоверности определения фазы рабочего цикла ДВС описанная выше процедура может быть повторена несколько раз.

После этого контроллером осуществляют последовательный впрыск топлива, при котором форсунки включаются в соответствии с порядком работы цилиндров ДВС. Впрыск топлива для каждого цилиндра производят в определенной фазе рабочего процесса, например, для ДВС автомобиля ВАЗ-2112 впрыск топлива осуществляют на закрытый впускной клапан перед началом такта впуска. Фазу и продолжительность впрыска рассчитывают контроллером по результатам измерения параметров режима работы ДВС.

Предложенная последовательность действий позволяет определить фазу рабочего процесса ДВС без обработки сигнала датчика фаз. Это упрощает структуру и стоимость системы управления ДВС и повышает ее надежность.

Литература

1. Автомобили ВАЗ-21083, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-21102, ВАЗ-2111. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л) с распределенным впрыском топлива. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. - М.: "Ливр", 1998 г., стр. 11.

2. Система управления двигателями ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (1,5 л) с распределенным впрыском топлива. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. - М.: "Третий Рим", 1999 г., стр. 15 и 16.

3. Там же, стр.158 и 159.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)

Класс F02M65/00 Испытание топливовпрыскивающей аппаратуры, например проверка регулирования впрыска

устройство для диагностики карбюратора и бензонасоса автомобильного двигателя -  патент 2519293 (10.06.2014)
устройство для диагностики неисправностей расходомера воздуха -  патент 2517197 (27.05.2014)
стенд для восстановления и обкатки форсунок автотракторных дизельных двигателей -  патент 2497016 (27.10.2013)
способ определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления -  патент 2495277 (10.10.2013)
устройство для определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления -  патент 2489596 (10.08.2013)
способ и устройство для контроля блока управления двигателем -  патент 2486366 (27.06.2013)
способ диагностирования системы топливоподачи двигателя с впрыском легкого топлива -  патент 2479743 (20.04.2013)
способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля -  патент 2477384 (10.03.2013)
способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха автомобилей и устройство для его осуществления -  патент 2474792 (10.02.2013)
способ испытания и регулировки форсунок и стенд для испытания и регулировки форсунок -  патент 2467197 (20.11.2012)
Наверх