способ подъема затонувших судов
Классы МПК: | B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой |
Автор(ы): | Николаев В.К. (RU), Кривошей В.А. (RU), Машуков В.К. (RU), Колосов М.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Северо-Западное пароходство" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-24 публикация патента:
27.01.2005 |
Способ подъема затонувших на фарватере судов и перекрывающих движение судов на фарватере включает в себя подводную разделку надстроек на отдельные элементы с последующим их подъемом на поверхность, отгрузкой на плавучие средства и транспортировкой к месту утилизации. Срезку надстроек ведут поярусно горизонтальными швами. Затем после выгрузки груза поднимают корпус судна. Срезку можно вести гибким режущим органом (цепь, канат), производя возвратно-поступательные движения режущего органа по линии среза надстроек. В качестве механизмов привода для обеспечения возвратно-поступательного движения гибкого режущего органа могут быть использованы два буксировщика, буксирные канаты которых соединяют с концами режущего органа, а затем производят возвратно-поступательные движения, поочередно включая и останавливая движители буксировщиков. При работе в речных условиях буксировщики устанавливают носом против течения. Такое выполнение подъема затонувшего судна обеспечивает ускорение расчистки фарватера и исключение водолазных работ. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ подъема затонувших и перекрывающих движение на фарватере судов, включающий подводную разделку надстроек на отдельные элементы с последующим их подъемом на поверхность, отгрузкой на плавучие средства и транспортировкой к месту утилизации, отличающийся тем, что, с целью ускорения расчистки фарватера и исключения водолазных работ, разрезку судна ведут поярусно, срезая горизонтальными швами в первую очередь надстройки судна, а затем после выгрузки груза поднимают корпус судна.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что срезку ведут гибким режущим органом (например, цепь, канат) производя возвратно-поступательные движения режущего органа по линии среза надстроек.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве механизмов привода для обеспечения возвратно-поступательного движения гибкого режущего органа используют два буксировщика, буксирные канаты которых соединяют с концами режущего органа, а затем производят возвратно-поступательные движения поочередно включая и останавливая движители буксировщиков.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что при работе в речных условиях буксировщики устанавливают носом против течения.
Описание изобретения к патенту
Способ относится к области подводно-технических работ и предназначен для ускоренного освобождения судоходного фарватера от затонувших судов.
Известны способы подъема затонувших судов с использованием грузоподъемных средств или понтонов, продуваемых сжатым воздухом (например, авторское свидетельство СССР №1258763, кл. B 63 C 7/00 от 23.09.86, Бюллетень №25). Такие способы требуют больших затрат времени, мощных грузоподъемных механизмов или дополнительных приспособлений, устанавливаемых водолазами (например, авторское свидетельство СССР №1299805, кл. B 63 C 7/00 от 30.03.87, Бюллетень №12).
Известны способы подъема судов с разделкой его корпуса по частям, когда каждая часть после подводной резки водолазами поднимается на поверхность и отвозится к месту утилизации. Таким способом поднят затонувший пароход SEAWise university в гавани Синган порта Гонконг (Аnderson M.J. Removal of the wieck of the Seawise Universiti from Hong Kong havbour. Mav Technol. Soc. J. 1979. 13. №4. 14-21 (англ.).
Аналогичным способом с использованием водолазных работ производился подъем атомной подводной лодки “Курск”.
Цель изобретения - ускорение расчистки фарватера для судоходства от затонувших судов и исключение водолазных работ.
Эта цель достигается тем, что подводную разрезку затонувшего судна проводят поярусно, срезая горизонтальными швами в первую очередь надстройки судна, затем производят выгрузку груза и подъем судна. Срезку надстроек ведут гибким режущим органом, перемещение которого по линии шва-разреза производят двумя буксировщиками. В случае работы на течении установку буксировщиков производят против течения.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 представлен план-схема разрезки надстроек судна судами-буксировщиками, на фиг.2 та же схема в продольном разрезе.
На чертеже представлено судно 1, затонувшее на судовом ходу 2, ширина которого ограничена кромками 3 и не позволяет судам выполнить обход затонувшего судна 1.
Для обеспечения необходимой глубины на судовом ходу 2 производится срезка надстроек 4 судна 1. Срезку производят гибким режущим органом 5 (цепь, канат), который огибает надстройку 4 судна 1. Концы режущего органа 5 скобами 6 закреплены за буксирные канаты 7 двух буксировщиков 8. При наличии течения по судовому ходу 2 буксировщики 8 ставятся параллельно друг к другу и носом к течению.
Для срезки надстройки 4 производится протяжка режущего органа 5, для чего один из буксировщиков включает движитель и перемещается вверх против течения, при этом усилие передается на режущий орган 5 через буксирные канаты 7. После протяжки режущего органа 5 на полную длину первый буксировщик 8 останавливает движители, а в работу включается второй буксировщик 8, который производит протяжку режущего органа 5 в обратном направлении.
Таким образом, осуществляя перемещение режущего органа 5 по основанию надстройки путем челночной работы буксировщика 8 производится разрезка ее по линии крепления к корпусу судна 1.
После окончания работы надстройка 4 грузится плавучим краном на судно и перемещается к месту утилизации.
Применение данного способа ускоряет разделку надстроек затонувших на фарватере судов в 3-4 раза быстрее, чем существующие способы с использованием подводной резки водолазами. Кроме того, резка по данному способу возможна при любой мутности воды и при больших скоростях течения, когда работа водолазов невозможна.
Класс B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой