способ управления полетом самолета

Классы МПК:B64C13/18 с автопилотом
G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Московский научно-производственный комплекс "Авионика" (ОАО МНПК "Авионика") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-06
публикация патента:

Изобретение относится к способам автоматического управления пространственным маневрированием самолета при ограниченной тяге силовой установки. Согласно данному способу управления скоростью полета V(t) и углом наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540(t) осуществляют в соответствии с алгоритмом, синтезирующим величины отклонения рукоятки сектора газа способ управления полетом самолета, патент № 2249540 сг и нормальной перегрузки nу(t) с учетом ограничений по тяге и параметрам движения при использовании всех органов управления самолета, необходимых для реализации допустимых траекторий полета и работающих синхронно. Если при выполнении маневра для поддержания заданной скорости полета тяги не хватает или она избыточна, корректируют величину угла наклона траектории, исходя из условий функционирования контура управления скоростью, при этом контур управления скоростью обладает высшим приоритетом при распределении общего ресурса тяги. Технический результат - повышение безопасности полета по всем возможным профилям маневрирования в эксплуатационной области разрешенных скоростей полета при автоматическом траекторном управлении самолетом. 1 ил.

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

Формула изобретения

Способ управления полетом самолета при пространственном маневрировании с использованием автомата тяги, отличающийся тем, что управление скоростью полета и углом наклона траектории осуществляют в соответствии с алгоритмом

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

где способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - отклонение рукоятки сектора газа;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - относительная частота вращения компрессора;

а1 , a2 - постоянные числовые коэффициенты, характеризующие динамические свойства двигателя;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 0, способ управления полетом самолета, патент № 2249540 1 - постоянные числовые коэффициенты, определяемые скоростью отработки заданного значения относительной частоты вращения двигателя;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - отклонение относительной частоты вращения компрессора от заданного значения;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от отклонения относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - вторая производная от отклонения относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - заданное значение относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 2 - постоянный числовой коэффициент, определяющий скорость отработки заданной скорости полета;

m - масса самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540V - отклонение скорости полета от заданного значения;

С х - безразмерный коэффициент аэродинамических сил относительно оси ОХ связанной системы координат;

S - площадь крыла самолета;

q - скоростной напор воздушного потока;

G - вес самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - угол наклона траектории;

N - количество двигателей;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - угол атаки самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 дв - угол заклинения двигателя;

kприв - коэффициент приведения;

nу - нормальная перегрузка;

V - скорость полета;

g - ускорение свободного падения;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 0 - постоянный числовой коэффициент, определяющий скорость отработки заданного значения угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - отклонение угла наклона траектории от заданного значения, причем, если при выполнении маневра для поддержания заданной скорости полета тяги не хватает или она избыточна, корректируют угол наклона траектории, исходя из условий:

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

где способ управления полетом самолета, патент № 2249540 зр - заданное реализуемое значение угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з - заданное значение угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 кор - сигнал коррекции угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540(способ управления полетом самолета, патент № 2249540V, способ управления полетом самолета, патент № 2249540 ) - числовой коэффициент, значение которого зависит от рассогласования по скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от скорости полета;

Vз - заданное значение скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 доп - допустимое рассогласование по скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - положительное число, определяющее темп изменения угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от заданной скорости полета;

n х - продольная перегрузка,

при этом если текущая скорость полета превышает заданную величину, то сначала силовую установку переводят в режим работы "малый газ", а затем увеличивают угол наклона траектории, если текущая скорость при максимальной тяге становится меньше заданной, посредством системы управления полетом формируют сигнал на уменьшение угла наклона траектории.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к способам автоматического управления пространственным маневрированием самолета при ограниченной тяге силовой установки.

Известен способ управления полетом самолета, обеспечивающий управление посредством автомата тяги, реализующий полет по заданным программным траекториям с выдерживанием предельных скоростей полета при выполнении вертикальных маневров [1].

Недостатком известного способа является то, что он, предусматривая раздельное, не связанное, функционирование системы ограничительных сигналов, выдающей экипажу сигналы о приближении к предельно-допустимой скорости полета, и системы траекторного управления, не обеспечивает безопасности полета по всем возможным профилям маневрирования при автоматическом управлении, что сужает область его применения.

Так, при полете по траекториям, не заданным программно, например, в режиме стабилизации угла тангажа при выполнении маневра “Горка”, невыход самолета за ограничение по минимально-допустимой скорости полета при ограниченной (конечной) тяге силовой установки не гарантируется. Экипаж вынужден вмешиваться в управление для изменения угла тангажа в целях поддержания скорости полета или, в случае ошибочных действий, выполнять маневр ухода в ручном режиме после срабатывания командной сигнализации системы ограничительных сигналов, при запаздывании на реакцию которой может произойти выход самолета за эксплуатационные ограничения по скорости полета.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение безопасности полета по всем возможным профилям маневрирования в эксплуатационной области разрешенных скоростей полета при автоматическом траекторном управлении самолетом.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу управления полетом самолета при пространственном маневрировании с использованием автомата тяги управление скоростью полета и углом наклона траектории осуществляют в соответствии с алгоритмом

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

где способ управления полетом самолета, патент № 2249540 сг - отклонение рукоятки сектора газа;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - относительная частота вращения компрессора;

а1 , a2 - постоянные числовые коэффициенты, характеризующие динамические свойства двигателя;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 0, способ управления полетом самолета, патент № 2249540 1 - постоянные числовые коэффициенты, определяемые скоростью отработки заданного значения относительной частоты вращения двигателя;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - отклонение относительной частоты вращения компрессора от заданного значения;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от отклонения относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - вторая производная от отклонения относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - заданное значение относительной частоты вращения компрессора;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 2 - постоянный числовой коэффициент, определяющий скорость отработки заданной скорости полета;

m - масса самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540V - отклонение скорости полета от заданного значения;

С х - безразмерный коэффициент аэродинамических сил относительно оси ОХ связанной системы координат;

S - площадь крыла самолета;

q - скоростной напор воздушного потока;

G - вес самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - угол наклона траектории;

N - количество двигателей;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - угол атаки самолета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 дв - угол заклинения двигателя;

kприв - коэффициент приведения;

nу - нормальная перегрузка;

V - скорость полета;

g - ускорение свободного падения;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 0 - постоянный числовой коэффициент, определяющий скорость отработки заданного значения угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - отклонение угла наклона траектории от заданного значения, причем, если при выполнении маневра для поддержания заданной скорости полета тяги не хватает или она избыточна, корректируют угол наклона траектории, исходя из условий:

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

где способ управления полетом самолета, патент № 2249540 зр - заданное реализуемое значение угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з - заданное значение угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 кор - сигнал коррекции угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540(способ управления полетом самолета, патент № 2249540V, способ управления полетом самолета, патент № 2249540 ) - числовой коэффициент, значение которого зависит от рассогласования по скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от скорости полета;

Vз - заданное значение скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 доп - допустимое рассогласование по скорости полета;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 2249540 -положительное число, определяющее темп изменения угла наклона траектории;

способ управления полетом самолета, патент № 2249540 - первая производная от заданной скорости полета;

n х - продольная перегрузка,

при этом если текущая скорость полета превышает заданную величину, то сначала силовую установку переводят в режим работы “малый газ”, а затем увеличивают угол наклона траектории, если текущая скорость при максимальной тяге становится меньше заданной, посредством системы управления полетом формируют сигнал на уменьшение угла наклона траектории.

Таким образом, управляемыми координатами в предлагаемом способе являются скорость полета V(t) и угол наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540(t), а управлением - отклонение рукоятки сектора газа способ управления полетом самолета, патент № 2249540 сг и нормальная перегрузка ny(t). При управлении скоростью и углом наклона траектории используется один и тот же энергетический ресурс - тяга силовой установки, при ограниченности которой непосредственный синтез способ управления полетом самолета, патент № 2249540 сг(t) и ny(t) может приводить к конфликтным ситуациям в процессе реализации законов управления в полете. В связи с этим введено правило, позволяющее ограничить потребление общего энергетического ресурса одной из подсистем управления скоростью или управления углом наклона траектории:

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

где I - общий энергетический ресурс;

Iспособ управления полетом самолета, патент № 2249540 - энергетический ресурс, потребляемый контуром управления скоростью полета;

Iспособ управления полетом самолета, патент № 2249540 - энергетический ресурс, потребляемый контуром управления углом наклона траектории;

0способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 2249540способ управления полетом самолета, патент № 22495401 - весовой коэффициент, позволяющий ограничить потребление энергетического ресурса одной из двух подсистем, который зависит только от рассогласования по скорости способ управления полетом самолета, патент № 2249540=способ управления полетом самолета, патент № 2249540(V-V з), полагая, что система управления скоростью полета обладает высшим приоритетом при распределении общего ресурса тяги.

Вектор управления u=(способ управления полетом самолета, патент № 2249540 сг, ny) находится с помощью структурно-параметрического метода, ищется управление, обеспечивающее движение самолета с заданной скоростью Vз(t) и заданным углом наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з(t) с минимумом функционала

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

при ограничении

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

которое является решением уравнения

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

В результате применения процедуры синтеза получено управление в принятых обозначениях:

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

Заданные значения Vз(t) и способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з(t) являются до тех пор независимыми, пока хватает запаса по тяге двигателей. Если тяги не хватает (или она избыточна) для поддержания скорости полета, величина способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з(t) корректируется, исходя из условий функционирования контура управления скоростью, а именно

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

На чертеже представлена структурная схема контура траекторного управления углом наклона траектории с учетом сохранения заданной скорости полета при выходе на ограничение по тяге силовой установки, иллюстрирующая функциональную зависимость сигнала управления и подтверждающая возможность реализации предлагаемого способа.

Контур управления скоростью полета V содержит последовательно соединенный сумматор 1, на первый вход которого поступает сигнал, соответствующий заданной скорости полета Vз, а на второй - сигнал, соответствующий текущему значению скорости полета V(t), контур 2 формирования заданной продольной перегрузки п 3x и контур 3 отработки п3x , связанный с объектом 4 управления (самолетом).

Контур управления углом наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540 содержит последовательно соединенные сумматор 5, на первый вход которого поступает сигнал, соответствующий заданному значению угла наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з, а на второй - сигнал, соответствующий текущему значению угла наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540(t), контур 6 формирования заданной нормальной перегрузки n3 y и контур 7 отработки n3y, связанный с объектом 4 управления.

Контуры управления скоростью полета и углом наклона траектории функционально связаны между собой через контур 8 коррекции, который вырабатывает сигнал коррекции угла наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540 кор, определяющий ту часть энергии, которую необходимо передать контуру управления скоростью полета от контура управления углом наклона траектории. Знак способ управления полетом самолета, патент № 2249540 кор определяет контур, которому и передается энергия.

Заданное реализуемое значение угла наклона траектории способ управления полетом самолета, патент № 2249540 зр, сохраняющего заданную скорость полета, имеет вид:

способ управления полетом самолета, патент № 2249540

Если способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з и Vз задаются согласованно, то есть потребные энергетические ресурсы соответствуют располагаемым, оба контура функционируют независимо друг от друга. При несогласованном задании способ управления полетом самолета, патент № 2249540 з и Vз для случая снижения заданная скорость полета ограничивается предельно-допустимой максимальной скоростью полета. Если текущая скорость полета превышает Vз, то силовая установка последовательно переводится в режим работы “малый газ”, а затем увеличивается угол наклона траектории, в результате чего сохраняется равенство V(t)=Vз(t). В режиме набора высоты возникает обратная ситуация. Здесь потребные ресурсы могут превышать располагаемые. Поэтому если текущая скорость при максимальной тяге становится меньше заданной, то система управления полетом формирует сигнал на уменьшение угла наклона траектории для поддержания заданной скорости полета.

Таким образом, на примере технической реализации показана возможность формирования автоматического траекторного управления самолетом, функционально гарантирующим безопасность маневрирования в эксплуатационной области разрешенных скоростей полета.

Источники информации

1. А.А.Красовский, Ю.А.Вавилов, А.И.Сучков. Системы автоматического управления летательными аппаратами. М.: Наука, 1986, стр.248-265, 309-314.

2. Г.С.Бюшгенс, Р.В.Студнев. Динамика самолета. Пространственное движение. М.: Машиностроение, 1983.

3. Прикладная теория управления, оценивания и идентификации. Научно-методические материалы. Под ред. Ю.А.Кочеткова. М., Издание ВВИА им.проф. Н.Е.Жуковского, 1986.

4. Авиация. Энциклопедия. Научное издательство “БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”. М., Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е.Жуковского, 1994.

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх