способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами

Классы МПК:G01W1/00 Метеорология
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Воронежский военный авиационный инженерный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-09-18
публикация патента:

Изобретение относится к оптическим исследованиям атмосферы приземного слоя, в частности к определению содержания окиси углерода, создаваемого преимущественно автотранспортными средствами. Согласно заявленному способу первоначально с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения. На втором этапе при тех же метеорологических и технических условиях измеряют проекцию на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере. Величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения. Технический результат: повышение оперативности и чувствительности способа. 1 ил.

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

Формула изобретения

Способ определения загрязнения окисью углерода в приземном слое атмосферы автотранспортными средствами, включающий создание опорного и измерительного каналов, измерение их параметров путем зондирования оптическим потоком приземного слоя атмосферы и последующую обработку измерений, отличающийся тем, что в опорном канале с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

L 0=способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360(е, Р, Т, h0, способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0),

где е - парциальное давление водяного пара, Р - атмосферное давление, Т - температура воздуха в приземном слое, h0 - высота наблюдателя, способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0 - угол наблюдателя; в измерительном канале при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере, а величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оптическим исследованиям атмосферы, в частности к определению загрязнения окисью углерода (СО) приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами, и может быть использовано при организации мониторинга окружающей среды.

Известен способ определения наличия газов в атмосфере, в частности, окиси углерода [1]. Способ осуществляется путем зондирования эталонной пробы атмосферы с известным содержанием концентрации газа СО (опорный канал) и пробы исследуемой атмосферы (измерительный канал) лучами инфракрасного диапазона фиксированной мощности с последующим контролем уровня их поглощения в обеих средах. Наличие газа СО в измеряемой атмосфере вычисляется по разности измеряемых величин поглощения мощности зондирующего оптического потока в эталонной и исследуемой атмосферах.

Недостатком известного способа является сложность формирования проб эталонной и исследуемой атмосфер. Повышение чувствительности данного способа требует создания определенного соотношения концентраций в пробах. Кроме этого способ отличается малой оперативностью в производстве.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ измерения дальности видимости в приземном слое атмосферы, реализуемый в устройстве для измерения прозрачности атмосферы [2], в котором одновременно измеряется замутненность атмосферы на двух фиксированных базах L1 и L2.

Способ осуществляется путем зондирования приземного слоя атмосферы оптическим потоком фиксированной мощности, который отражается специальными отражателями на двух фиксированных базах L1 и L2, причем L1<L2. Изменения интенсивности потока зондирующего луча на большой базе L2 дает информацию о степени замутненности атмосферы и наличия СО, как наиболее сильно влияющего на потери оптической мощности зондирующего сигнала из газов, выбрасываемых автотранспортными средствами. Фактически реализуется измерительный канал способа. Результаты обработки измерений на малой базе L1, которые фактически реализуют опорный измерительный канал, при сравнении с результатами на большой базе L2 позволяют оценить наличие СО в приземном слое атмосферы.

К недостатку способа следует отнести низкую его точность при малых концентрациях СО в атмосфере, поскольку степень его влияния на замутненность атмосферы достаточно мала по сравнению, например, с водяным паром в условиях большой влажности.

Общим недостатком известных способов является сложность в организации измерительной схемы и низкая чувствительность к измеряемому параметру - окиси углерода.

Следовательно, задача изобретения состоит в достижении оперативности в производстве способа измерения параметра окиси углерода и обеспечении достаточной его чувствительности.

Предлагаемый способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами состоит в том, что первоначально по данным метеорологических наблюдений и технических условий зондирования наклонной дальности видимости с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

где е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое; h0 - высота наблюдателя; способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0 - угол наблюдателя. Данные вычисления по результатам измерений определяют опорный канал в заявляемом способе.

На втором этапе при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения с учетом влияния окиси углерода на показатель преломления приземного слоя атмосферы. Данные измерения определяют измерительный канал в заявляемом способе. По экспериментальным данным [3] именно окись углерода оказывает доминирующее влияние на показатель преломления приземного слоя атмосферы.

Величину концентрации окиси углерода находят из разности между значениями проекции на земную поверхность траектории наблюдения при идеальной и реальной атмосферах.

Общими для заявляемого способа и прототипа являются следующие признаки:

- наличие опорного и измерительного каналов в приземном слое атмосферы, параметры которых определяются путем зондирования оптическим потоком;

- последующая обработка измерений.

Отличительными от прототипа являются следующие признаки:

- в опорном канале с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

где е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое; h0 - высота наблюдателя; способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0 - угол наблюдателя;

- в измерительном канале при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере;

- величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения.

Сущность заявляемого способа определения загрязнения окисью углерода в приземном слое атмосферы автотранспортными средствами раскрывает чертеж.

Известно, что в идеальной атмосфере (концентрация окиси углерода ССO=0) преломляющие свойства приземного слоя атмосферы определяются водяным паром. При этом проекция на земную поверхность траектории наблюдения 1 будет равна L0, если наблюдатель располагается на высоте h0 и осуществляет наблюдение под углом способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0, и имеет следующую функциональную зависимость:

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

где n0 - показатель преломления атмосферы в приземном слое; е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое.

Наличие окиси углерода в атмосфере приземного слоя (ССОспособ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0) существенно влияет на показатель преломления атмосферы, что вносит соответствующие изменения в проекцию на земную поверхность траектории наблюдения. Фактическая проекция на земную поверхность траектории наблюдения 2 будет равна Lизм и при этом имеет следующую функциональную зависимость:

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

где n - показатель преломления атмосферы в приземном слое с учетом влияния окиси углерода, ССО - концентрация окиси углерода в атмосфере приземного слоя.

Информация о наличии окиси углерода в приземном слое может быть вычислена из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения:

способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360

при условии, что параметры е, Р, Т, h0, способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 0 - в процессе исследований не изменялись и являлись постоянными.

В итоге найденная разность способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 L~ССО, т.е. пропорциональна величине концентрации окиси углерода, которая может быть откалибрована в соответствующих единицах измерения.

Рассмотрим пример конкретного осуществления предлагаемого способа.

Для проверки способа использовалась измерительная схема в составе лазерного теодолита, размещенного на штативе высотой 1,0 метр с таким углом наблюдения, что проекция на земную поверхность траектории наблюдения составляла 100,0 метров при отсутствии загрязнения окисью углерода (СCO =0). При этом фиксировались метеорологические параметры Р и Т у поверхности земли и на высоте 1 метр.

В качестве источника загрязнения окисью углерода использовался грузовой автомобиль с бензиновым двигателем, который располагался на удалении 105,0 метров от наблюдателя так, что выхлопные газы автомобиля направлялись по ветру в сторону наблюдателя.

Измерения выполнялись в полном соответствии с заявляемым способом. При этом проекция на земную поверхность траектории наблюдения уменьшилась на конкретную величину способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя   атмосферы автотранспортными средствами, патент № 2255360 L=0,863 метра.

Контрольная проба загрязнений, создаваемых работающим автомобилем с помощью газоанализаторов 121 ФА-01 и 123 ФА-01, показала, что доля окиси углерода во много раз превышает составляющую углеводородов на номинальных режимах работы бензинового двигателя. Последнее подтверждает возможность выявления искомой зависимости с помощью заявляемого способа.

Использование заявляемого способа позволяет оперативно получать информацию о наличии загрязнений окисью углерода приземного слоя атмосферы автомобильным транспортом на базе стандартных приборов и применять, например, при организации экологического мониторинга автомобильных трасс и дорог в крупных промышленных центрах.

Источники информации

1. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с. - с.196.

2. SU 382037 “Устройство для измерения прозрачности атмосферы”, МКИ G 01 W 1/00, G 01 N 21/22, заявл. 23.08.1971, опубл. 22.05.1973, Бюл. №22. Авторы изобретения: В.Е.Карпуша, Р.А.Круглов, М.С.Стернзат и С.Д.Плинте. Заявитель - Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова.

3. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. Пер с польск. - М.: Транспорт, 1979. - 198 с.

Класс G01W1/00 Метеорология

способ определения колебания уровня моря -  патент 2526490 (20.08.2014)
способ определения балла облачности -  патент 2525625 (20.08.2014)
способ определения абсолютных энергетических характеристик дождя и система контроля для его осуществления -  патент 2525145 (10.08.2014)
способ определения зоны влияния продуктов токсичных выбросов свалок -  патент 2522719 (20.07.2014)
способ оценки экологического состояния атмосферы территории -  патент 2522161 (10.07.2014)
способ прогноза штормовых подъемов уровней воды для морских устьевых участков рек -  патент 2521216 (27.06.2014)
способ определения вертикального профиля концентрации газов в атмосфере -  патент 2510054 (20.03.2014)
способ оценки комфортности рабочей зоны по параметрам микроклимата -  патент 2509322 (10.03.2014)
способ обнаружения айсбергов -  патент 2506614 (10.02.2014)
способ пространственной количественной оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха -  патент 2503042 (27.12.2013)
Наверх